Posted 2 января 2022, 02:30
Published 2 января 2022, 02:30
Modified 2 марта 2023, 15:55
Updated 2 марта 2023, 15:55
В 1990-е годы, когда в стране всё разваливалось, в Орле были закрыты два крупных градообразующих предприятия. Работать стало негде. Жители, кто мог — уехал в Березники, в Пермь, в Екатеринбург, в столицу. Но ведь нужно было как-то жить. И тогда очень многие семьи приняли решение стать профессиональными родителями — прошли обучение, собрали необходимые документы, и стали приемными семьями, которым государство немного, но платит за воспитание детей. Детей (всего 60 человек) брали в семью из Пыскорского детского дома. А когда его закрыли, в Орле уже был целый пул профессиональных родителей.
Тогда мать одной из самых больших приемных семей (11 детей) создала некоммерческое партнерство «Открытая дверь», потому что проблемы, которые появились у семей, были очень похожи, и решать их можно было сообща. У той мамы была глубокая личная причина — она заболела (онкология), и решила, пока есть здоровье, силы, помогать приемным детям. К счастью, болезнь отступила. Дети выросли. Но больше она физически не смогла бы, и брать ребят не стала. А созданное некоммерческое партнерство передала Ольге Зыряновой в 2012 году. «Ей показалось, что я человек честный, обязательный, ответственный. Предложила стать директором организации и сохранить накопленный опыт», — вспоминает Ольга.
Вместе с командой Ольга стала привлекать гранты, принимать участие в конкурсах, развивать деятельность партнерства, реализуя разные проекты. Постепенно отошли от того, что большая часть мероприятий направлена на приемных детей. «Самое лучшее в нашей школе в отношении приемных детей — это то, что их много. В каждом классе 2–3, а то и больше. Они абсолютно не чувствуют себя какими-то особенными. Никакого буллинга, никому не стыдно, всё абсолютно нормально», — рассказывает Ольга Зырянова.
Участников проектов стало больше. Ещё в 2013 году Ольгой был создан театральный коллектив для детей из приемных семей, а сейчас таких коллективов уже семь — для всех детей (в разных поселках). Недавно они провели совместное итоговое мероприятие. «Мы все сошлись во мнении, что у нас это не точка, а восклицательный знак. Мы не собираемся завершать работу театра», — говорит Ольга.
Одним из проектов, которые реализовала Ольга Зырянова в 2019 году после театра, стали — тимуровские отряды. Такие отряды были популярны во времена Советского союза — добровольные объединения подростков, которые берут на себя общественно полезную нагрузку: благоустройство памятных мест, оказание поддержки нуждающимся, немощным, пожилым.
Почему тимуровцы? Ведь современным детям не всегда знакомо это понятие, оно не модное, не популярное. Есть более современные понятия «добровольцы», «волонтеры».
«Потому что это слово более знакомо тем, кому оказывают помощь — пожилым людям. У «тимуровского движения» есть карт-бланш, кредит доверия у старшего поколения. Пожилым людям не надо объяснять, зачем к ним придут тимуровцы. Подходит мальчик на улице к проходящей мимо бабушке, — рассказывает Ольга, — предлагает помощь (донести сумки), и говорит: «Я тимуровец», и бабушка улыбается, обнимает парня, благодарит, доверяет».
Сами школьники, конечно, знают, кто такие «Тимур и его команда». Книги читали, фильм смотрели. Основной костяк команды поначалу составили шестиклассники, сейчас они уже в восьмом классе, и появляются новые участники.
«Поначалу это были четверо одноклассников, самых активных ребят. Позже стали подтягиваться остальные», — вспоминает Ольга. «Разделили» между участниками команды пожилых людей посёлка, выбирали так: кто к кому ближе живёт. За одним ребенком закреплено два-три двора, но чаще всего они ходят по двое — так веселей. Выпал снег, значит, надо сходить после школы и почистить его. Если возникает большой фронт работы — поленницу дров сложить — собирают полотряда или объявляют общий сбор. Когда еще не было пандемии, люди приглашали ребят в дом, вместе пили чай, благодарили.
В группу пришел старшеклассник, он был не особо общительным, рассказывает Ольга, ни с кем не дружил в школе. Но включился в тимуровское движение и, по словам учителей и его одноклассников, «расцвёл парень». Ему, как и другим детям, понравилось быть нужными, понравилось приносить пользу, помогать. Постепенно сложилась крепкая команда из 15 «тимуровцев». И настолько удачно у детей всё получилось, что из Вологодского центра РАН приехали учёные — подробно изучили и описали практику тимуровского движения в Орле.
«Мы им рассказывали честно, в чем проблемы, они советовали, как нам их избежать. Когда у нас возникали вопросы, мы могли к ним обратиться. Они подробно всё описали. И теперь у нас теперь есть подробное описание этой практики», — с гордостью поясняет Ольга Зырянова.
Пожилым людям села про практику и её описание, конечно, не интересно. Они получают реальную помощь в виде вычищенных от снега дорожек, сложенных в поленницы дров. «Мы сделали так, чтобы они, пожилые и дети, привыкли друг к другу. Чтобы ребята к ним привыкли, чтобы те начали им доверять. Ведь, например, пожилому человеку непросто сразу дать незнакомому ребенку деньги — сбегать в магазин за продуктами или в аптеку за лекарствами», — рассказывает Ольга Зырянова. У подшефных есть номера телефонов не только самих тимуровцев, но и их родителей. Могут позвонить, например, сказать, чтобы сегодня Никита/Ваня не приходил, потому что внуки приехали, помогут.
Какую-то работу тимуровцы выполняют самостоятельно или в парах, на какую-то собираются отрядом. Еще проводят отдельные акции, приуроченные к праздничным датам: ко Дню пожилого человека, к Новому году, к 8 марта. Устраивают «Поезд добра»: объезжают или обходят всех пожилых людей поселка, поздравляют.
Например, дети вырастили дома в горшках цветы — и дарили их на 8 марта. «Это было очень тепло, очень трогательно, — вспоминает Ольга. — Хотя и смешное было. Мы подарили самый красивый в нашем понимании цветок одной бабушке, а она говорит: «Ребята, какие вы молодцы, приходите ко мне в гости, я вам красивых цветов дам».
Эти живые эмоции, слезы радости, слова благодарности, объятия. Где-то конфетка, где-то булочка, — детям важна была, как бы сказали маркетологи, — обратная связь. Им были интересны эти эмоции.
«После наших выездов я и сама понимаю, что буду это продолжать, пока силы есть, и дети будут, потому что им дорого отношение к ним. Им ценно, что они приносят радость другим людям. Это главное, мне кажется, чему мы детей можем научить — получать удовольствие от того, что ты доставляешь кому-то радость. Сознание волонтера в чистом виде — ты приносишь радость и тебе самому хорошо от этого», — говорит Ольга.
Но пандемия закрыла двери на замки. Выходить нельзя. Дети ходят как на работу, чистят снег, прибирают, но никого не видят, не получают в ответ ничего. Никакого отклика. В итоге дети стали роптать, родители начали высказывать недовольство.
Время шло, шестиклассники стали восьмиклассниками, то есть дети стали подростками, у них появились иные интересы, им уже не хочется делать то, что их не вдохновляет. Ольга Зырянова и непосредственный руководитель отряда, социальный психолог, поняли: нужно что-то делать, детям нужна мотивация. И было придумано мотивировать их с помощью старших волонтеров.
«Десант Прикамья» приехал из Перми в Орёл на выручку. Вместе с детьми они пошли к подшефным. Взрослые ребята делали трудную работу — счищали снег с крыши, ремонтировали сараи; вместе делали то, что казалась скучным и ненужным… А потом была дружеская встреча, старшие волонтеры играли песни на гитаре, рассказывали разные истории.
Руководители тимуровцев увидели, что сработало. Пригласили волонтерский отряд из Усолья. Те подробно рассказали, как они побывали в Сочи на Олимпиаде, показали фильмы про волонтеров, рассказали про женщину, которая сама со своими сыновьями стала ремонтировать памятники в округе. Тимуровцам из Орла идея пришлась по душе: они очистили, побелили, покрасили все памятники в округе.
«Нам здорово помогли взрослые волонтеры. А сейчас, мне кажется, мы тоже правильный путь сделали. Мы набрали еще один отряд. Опять класс пригласили. Теперь восьмиклассники чувствуют себя такими взрослыми, старшими, подтягивают за собой шестиклассников, берут их с собой к подшефным, и дело идет», — радуется Ольга Зырянова.
В 2019 году, когда тимуровское движение зарождалось, Ольге казалось, что все учителя школы подхватят эту идею, что как в былые времена, за каждым классом закрепят определенные дворы, и помощь станет систематической. «Я сама была тимуровцем. И это, пожалуй, было лучшее, что было в пионерском детстве. Очень не люблю формализм. Его в конце советской эпохи было очень много. Меня это раздражало. Тимуровская работа — была живой и настоящей. И мне захотелось возродить, но получилось не так, как хотелось», — говорит Ольга. Учителя в тимуровское движение не влились. Не поддержали.
Жители села тоже отнеслись по-разному, и ситуации были всякие. Например, такой случай. Одна из подшефных звонит: «Где тимуровцы, идите, мне надо снег с бани почистить». А мать тимуровца (соседи же) видит, что к бабушке внуки приехали, отвечает: «У тебя свои «лбы» приехали! У дома пять машин стояло. Ты почему своих не заставила почистить, пусть идут, пусть чистят! » Так появились правила: если в гостях родственники, то пусть они помогают. Крыши теплиц, домов и бань дети не чистят, опасно. Дорожку к дому или к поленнице, которую будут складывать — да, пожалуйста. А вычищать подъездной путь для машины — не надо. Если нашлось, кому на машине приехать, то пусть он сам и почистит дорогу у бабушки.
Но в остальном люди радуются и движению, и заботливым детям. Отмечают, что происходит настоящий диалог поколений. Взрослые говорят: «Нет, все-таки хорошие дети растут, зря их ругают». А дети, общаясь с пожилыми людьми, слушают, удивляются, особенно тому, что те тоже когда-то были детьми, и мысли, и переживания у них были похожие.
Постоянных подшефных у тимуровцев — 35, есть другие, которые периодически обращаются за помощью. На огородах тимуровцы не работают, этих дел хватает и у себя дома. Участвуют в поселковых субботниках, прибирают братское кладбище, скверы, территории вокруг памятников.
На вопрос: «Получилось ли то, что изначально задумывалось, виделось?» Ольга отвечает: «Нет». Во-первых, не подключились учителя школы и остальные классы, как ей хотелось. Во-вторых, дети чуть не потеряли мотивацию (но с этим команда справилась). В-третьих, тимуровцам тоже нужна помощь, а её нет.
«Активных людей и активных детей надо поддерживать, — говорит Ольга Зырянова. — У нас есть тимуровцы, шкидовцы (ШКИД — школьная команда инструкторов движения), театралы, ребята, которые проводят экскурсии. По каждому из направлений мы получаем поддержку, так как побеждаем с проектами в конкурсах. А в этом году тимуровцы остались без проекта, без поддержки. Ну невозможно, чтобы дети были без помощи. Нужны чаепития, праздники, нужно возить их в театры, на квесты, какие-то игры, — они должны получать обратную связь, тогда сохранится интерес».
С грантом не получилось, спонсор почему-то отказался, не показались ему тимуровцы нуждающимися в помощи. «Хотя я считаю, что это — идеальный вариант, — говорит Ольга. — Ты и детям помогаешь, причем часть из них из приемных семей, из малообеспеченных семей. И пожилым людям». После отказа спонсора Ольга расстроилась и опубликовала пост с просьбой о поддержке, очень конкретной — свозить детей в небольшое новогоднее путешествие. На пост откликнулись власти Пермского края. И в управлении образования Березников пообещали, что по программе поддержки одаренных детей свозят тимуровцев из Орла на Новогоднюю ёлку.
Пока Орел был в Усольском районе, возможностей у детей села было больше, после объединения с Березниками, внимание на юношеские и детские проекты в поселке обращать перестали. «Мы далеко, мы маленькие, им неинтересные. Очень жаль», — говорит Ольга Зырянова. Отчасти поэтому далеко идущих планов тимуровцы не строят. Но восьмиклассники набрали «вторую смену», учеников 6 класса: воспитывают, показывают, что и как делать, передают опыт.
«Волонтерству надо учить, — объясняет Ольга Зырянова. - Было бы здорово, например, ребят свозить на какой-то форум, чтобы они послушали, чем занимаются другие волонтеры, чтобы они увидели, как это все происходит. Поняли, в каких направлениях это развивается. Чтобы взглянули на все это немножко шире. Надо показать ребятам перспективы: как это в жизни может случиться дальше, куда можно приложить эти усилия? »
Желание помогать у тимуровцев есть, проект развивается практически сам по себе, в расчете на не систематическую стороннюю помощь. У идейных вдохновителей, основателей движения есть вполне понятные цели — сохранить преемственность, передать опыт, организовать обучение ребят волонтерству на постоянной основе, продолжать совместные мероприятия, чтобы у детей была мотивация (радость от сотворчества и совместной деятельности).
«Мы очень хотим, чтобы тимуровское движение продолжалось. Вы только посмотрите, как это здорово», — говорит Ольга Зырянова.