В четверг, 3 февраля 2022 года официальный сайт ХК «Молот» разместил на официальном сайте короткое объявление: «В связи с усложнившейся ситуацией, связанной с распространением COVID-19 с 4 февраля допуск на матчи будет осуществляться исключительно по QR- кодам, в том числе и для детей всех возрастов». На следующий день клуб уточнил: «Матч 4 февраля пройдет без детей. …вход на матч осуществляется только по QR-кодам. В связи с этим дети до 18 лет посетить игру не смогут!» О фактическом запрете на посещение детьми сообщила и баскетбольная «Парма» в анонсе игры 13 февраля: «… вход в УДС «Молот» будет осуществляться только по QR-коду о вакцинации или о перенесённом COVID-19. К сожалению, в эту категорию автоматически не попадают дети до 18 лет, не имеющие QR-кода».
Клубы ситуацию не комментируют. Я уверен, что не клубы это придумали. Вряд ли подобные действия можно объяснить личной инициативой организаций, для которых дети и подростки существенная часть аудитории. Ответ «Без комментариев» только подтверждает уверенность. Молчат оперштаб и Роспотребнадзор. По нашей информации, никаких письменных распоряжений или предписаний на эту тему не существует. Поражение в правах детей возникло словно бы само собой.
У этой истории есть несколько следствий и все неприятные. Первое. Для прохода на матч требуют QR-код от тех, у кого его по определению нет и быть не может. Иначе, чем издевательством это не назовешь.
Напомним, до недавнего времени молодые люди до 18 лет в России не вакцинировались (по данным прошлой недели таких в Прикамье 627 человек). Завести аккаунт на госуслугах они не могут (только сейчас рассматривается вопрос, что это будет возможно с 14 лет). Между тем п. 2.3 указа об ограничительных мерах (в части посещения спортивных мероприятий) звучит так: «До участия в указанных мероприятиях в качестве зрителей допускаются только граждане при наличии сертификата вакцинации от COVID-19 или QR-кода (вакцинированные против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) либо перенесшие новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) и с даты выздоровления которых прошло не более 6 календарных месяцев)». Никаких возрастных ограничений здесь нет. Ведь казалось само собой разумеющимся — до 18 лет не прививают, значит пункт про коды их касаться не может. И это было правильно.
Но теперь некто (мы не знаем, кто), всего лишь требованием досконального побуквенного исполнения указа, превратил это пункт в запретительный, и, по сути, в дискриминационный. Детям отказано в праве что-то посещать, просто по факту возможного (!) заражения без возможности что-либо доказать. Причем ковид ли это, ОРВИ или грипп, теперь никто не разбирается. «Тело как преступление» — кажется так это называется?
С самого начала пандемии, многие юристы, журналисты говорили о шаткости правовой конструкции ограничительных мер. По мере эпидемии на конструкцию еще и накручивали избирательных и сиюминутных мер, потом что-то убирали, потом снова вводили. А теперь нам воочию продемонстрировали как эта конструкция может быть использована для массовых запретов.
Второе. Если искать логику, а не самодурство отдельных должностных лиц, то заключается она видимо в том, что именно школьники сейчас считаются самой вирулентной категорией населения. «Омикрон», ОРВИ, грипп — все вроде как широко распространяется именно через детские сообщества. И чье-то мышление подсказывает вариант, что школьных карантинов не достаточно и надо сделать что-то еще. Например, убрать детей со спортивных матчей, причем вот таким «хитрым» способом. Но это, безусловно, довольно странная логика.
Хоккейная и баскетбольная команда, как и другие пермские профессиональные спортклубы проводят матчи в полном соответствии с жесткими российскими ограничительными мерами и еще более жесткими европейскими. Вряд ли еще где-либо в Перми вам каждые пять минут волонтер будет напоминать о необходимости правильно надеть маску или попросить пересесть для соблюдения санитарной дистанции. Правила там соблюдаются сильно жестче, чем в театрах, кино. Не говоря уже про ТРЦ или транспорт.
Так вот, если запрет на проход детей на матчи есть средство борьбы с распространением вирусных инфекций, то это означает, что все предыдущие санитарные меры автоматом не работают. Ну даже если в месте их четкого соблюдения требуется ужесточить, значит все остальное и вовсе «для галочки».
Третье. Введенный сейчас карантин в школах Перми официально объясняется «предотвращением распространения заболеваемости гриппом и ОРВИ в Перми», а запрет на посещение использует антиковидные правовые акты. С чем боремся все-таки? Если специалисты действительно считают, что сообщества молодых людей сейчас основные разносчики инфекций в регионе, скажите об этом. Призовите сидеть дома детей, а родителей объяснить им это. Но свежеизобретаемые запреты без обоснования вряд ли кому-то что-то докажут.
Давайте скажем честно, на детях «играют» всю пандемию, а последнее время особенно. Например, регламенты многих детских соревнований требуют от участников свежие ПЦР-тесты (платные, потому что бесплатных у нас не бывает). Знаете ли вы, что родственники, взявшие из детдома/интерната ребенка на выходные, обязаны сделать ребенку ПЦР-тест и предъявить его при возвращении? Все объясняется исключительно заботой, регулируется какими-то регламентами или внутриведомственными инструкциями, но по факту имеет мало отношения и к здравому смыслу и к действующему законодательству.
Но приравнивание детей к антиваксерам, это и вовсе какое-то новое слово в антиковидных ограничениях. Остается надеяться, что странные действия отдельно взятых неназванных должностных лиц продиктованы некими «добрыми намерениями».
Старания понятны, но можно как-то аккуратней?