Жители микрорайона Пролетарский и родители учеников школы «Мастерград» обратились в редакцию Properm.ru с просьбой помочь им сохранить лес, а также комфортные и безопасные условия вокруг школы. По их словам, необходимо остановить это «безумное точечное строительство», которое потребует вырубки сосен, отберет у школы парковку и заасфальтированную площадку, усложнит дорожное движение, создаст дополнительные риски, связанные с безопасностью детей и взрослых.
АО «Специализированный застройщик ПЗСП» разрабатывает проект планировки территории и проект межевания территории, ограниченной улицами Сочинской, Костычева, зданиями по ул. Красноборской, 18 и 20. Застройщик работает в соответствии с приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 18 июня 2021 года, подписанным заместителем министра Татьяной Горх.
Как стало известно Properm.ru, ПЗСП намерен увеличить предельную высотность, чтобы построить девятиэтажный дом напротив школы «Мастерград». Но местные жители считают, что этого дома здесь вообще не должно быть, его строительство нарушит разные нормы и требования законодательства.
Участок, выбранный под застройку, относится к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования — «среднеэтажная жилая застройка», зона Ж-2, подзона с предельной высотой зданий не более 6 этажей.
Интересно, как вообще получился участок размером 3,8 тыс. кв. м. В 2015 году, согласно документации по планировке территории (ДПТ), утвержденной постановлением администрации Перми, земля здесь была отнесена к зоне размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.Строительство жилья предусмотрено не было, когда проектировали школу.
Но документацией по планировке территории (ДПТ) было предусмотрено образование земельного участка «под здание котельной» в рамках перераспределения земельного участка площадью 756,23 кв. м, расположенного по ул. Костычева, 9, принадлежавшего в 2015 году совладельцу ПЗСП Николаю Демкину, отцу мэра города Алексея Демкина. Участок «перераспределили» для «котельной», увеличив его в пять раз — на 3,7 тыс. кв. м.
«Как же так?» — возмущаются местные жители, потрясая Земельным кодексом РФ. Ведь в таком перераспределении должно быть отказано, если на испрашиваемой территории можно самостоятельный участок образовать, а уж из 3,7 тыс. кв. м вполне можно сформировать отдельный участок. Вместо этого его искусственно «присоединили» к имеющейся у Николая Демкина земле.
Более того, документацией по планировке территории не было предусмотрено образование участка площадью 3,8 тыс. кв. м. Как он вообще появился? Образование участков осуществляется только в соответствии с проектными решениями утвержденной ДПТ.
Елена Пермякова: «Каким образом вообще эта земля вдруг оказалась под строительство? Это большой вопрос. Когда я написала в группу «Пролетарка», первое, что мне сказали: «Лена, ты не боишься? На тебя начнутся гонения. Тебя начнут гнобить». На что я сказала: «Не боюсь. Я пенсионерка, и думаю не только о себе. Не дай бог что-то будет, здесь же дети, живые люди, семьи!» Совершенно откровенно говорю об этом».
Земля на три четверти покрыта не одним десятком вековых сосен, оставшаяся часть заасфальтирована под школьную автостоянку за счет бюджетных средств управлением благоустройства администрации Дзержинского района.
Здесь же находится котельная, работающая на природном газе среднего давления, обогревает большую часть микрорайона. Котельная, по федеральному законодательству, является опасным производственным объектом, имеющим охранную зону 10 метров во все стороны, а по СанПиН является промышленным объектом производства IV класса опасности с рекомендуемой санитарно-защитной зоной 100 метров. И в том, и в другом случае рядом с котельной не допускается размещение жилой застройки, зон отдыха, спортивных сооружений, детских площадок. Размеры санитарно-защитной зоны могут быть изменены на основании заключения главного санитарного врача региона, но отсутствовать не могут.
Елена Пермякова говорит, что искала ответы на вопросы, как появилась котельная, почему она по документам не котельная вовсе, но никаких документов нет: «Непонятно, почему котельная у них проходит как какой-то объект водоснабжения и пожаротушения. Разрешенный вид использования земельного участка здесь — «для объектов водоснабжения и пожаротушения». А это опасный производственный объект, газовая котельная. Очень непонятно, как так».
На здании нет даже таблички, что оно взрыво- и пожароопасно, а по закону табличка должна быть. Тем более на такой мощной котельной, которая обогревает практически весь микрорайон.
Елена Пермякова: «Если смотреть планировку, которую они предлагают, то детская площадка будущей высотки начинается прямо у газовой трубы. О какой антитеррористической безопасности может идти речь? С одной стороны будет автомобильная стоянка жителей дома, с другой стороны котельная, газовая труба, и тут же дети… Как можно так относиться к вопросам безопасности? !».
Участок, на котором планируется застройка, граничит непосредственно с городскими лесами. По противопожарным требованиям в городских населенных пунктах расстояния от зданий и сооружений до границ лесных насаждений должны составлять — не менее 50 м (для хвойных) и не менее 30 м (для лиственных).
Если соблюдать это требование, то возможность строительства на участке исключена полностью. Если не соблюдать, то, конечно, можно строить. Как будто Пермь — город, который еще не понял, как важно соблюдать противопожарные требования.
Строительство высотки создаст серьезные проблемы в плане безопасности дорожного движения, отберет парковку у школы, тем самым нарушит строительные правила, ведь по ним стоянка автомобилей для персонала общеобразовательных организаций проектируется за границами участка. А рядом рекомендовано предусматривать места для кратковременной остановки автотранспорта родителей, привозящих детей в школу. Количество мест на парковке для сотрудников рассчитывается из формулы одно место на 100 учеников, в том числе не менее одного расширенного места для маломобильных граждан.
Место кратковременной остановки для посадки-высадки детей должно быть отделено от пришкольных территорий зелеными насаждениями, кустарником с высокой плотной кроной. Вдоль места остановки проектируется тротуар, сопряженный с пешеходными путями, ведущими в школу.
Таким образом, около школы «Мастерград» должно быть не менее 15 машино-мест для сотрудников (школа на 1,5 тыс. чел.), а также дополнительные стоянки для автомобилей родителей, привозящих детей.
Если построить здесь многоквартирный дом, строительные нормы будут нарушены, учитывая, что проезд по ул. Костычева и так заужен в сторону ул. Красноборской, ширина не больше 7 м вместе с тротуаром. «Это место — бутылочное горлышко. Зимой невозможно проехать. Что будет, когда тут встанет дом? Вечный затор! » — возмущаются люди. «Здесь и утром, и вечером вереницы машин, родители привозят и забирают детей, а что будет, когда построят дом? Родителям за школьниками не подъехать просто будет», — рассуждает Елена Пермякова. Николай Хрисанов добавляет: «Дом вообще нельзя строить так близко к школе, это же новая постройка. Если по старым школам применяется старый СНИП, то это новое строение, требования жестче».
Жители частного сектора, с которым соседствует участок под застройку, также считают, что будут нарушены нормы инсоляции (высотка перекроет их домам солнечный свет). «По нормам порядка 6 часов должно быть полное освещение, солнце должно попадать в окна первых этажей. Если тут поставить 9-этажку, в этих домах света никогда не будет», — говорят люди.
Местные жители опасаются, что изменится в худшую сторону и гидрогеологическая обстановка. Они рассказывают, что когда построили школу «Мастерград», поднялись грунтовые воды (ведь на месте школы вырубили лес). И если вырубить лес вокруг, «затопит» и огороды частного сектора, и подвал школы.
Николай Хрисанов: «По моему глубокому убеждению, строить здесь многоквартирный дом никак нельзя. Придется лишить школу автостоянки и парковки, вырубить лес, пожертвовать противопожарными, санитарными, строительными нормами».
Есть и еще одна проблема — отсутствие поликлиники. Для жителей микрорайона есть поликлиника, размещенная на первом этаже пятиэтажного дома. Она уже переполнена. Если жителей станет больше, то поликлинике будет гораздо сложнее оказывать качественные услуги.
Николай Хрисанов: «Поставят дом — значит, поставят забор. И что здесь будет? Я написал в прокуратуру и прямо указал, что учителя, бюджетники, против мэра и депутатов Законодательного собрания рта не откроют, не смогут, потому что они бюджетники. Их либо должности лишат, либо премии. Но если компания-застройщик принадлежит семье мэра, значит, всё можно? Можно перешагивать через нормы права? Через СНИПы, нормы пожарные, санитарные? »
По словам местных жителей, в 2007 году здесь хотели дом ставить. Но не разрешили, отказали из-за нарушения разного рода норм. А потом «стал другой мэр, и всё можно стало».
Александр Герасимов: «Опять же хотят просто уничтожить лес. Здоровый лес. Его легче снести, чем бараки расселять. Если мы сейчас допустим постройку этого дома, то и дальше леса не будет, продолжат вырубку. А мы по всем российским каналам показываем, что Пермь — зеленый город. Но у нас уничтожение лесов идет в городе! О чем дальше говорить? Черняевский лес окружили, сюда добрались».
Никакой информации об общественных слушаниях, по словам жителей, нигде не было. Но они очень ждут их, хотели бы выступить категорически против, собрать на слушания «сотни людей». Правда, в эффективность слушаний, которые последнее время чаще проводятся для галочки, люди не верят. Александр Герасимов: «Депутатство и мэрство — это не привилегия, это обязанность. А они свои обязанности превращают в привилегии».
По словам Елены Пермяковой, сейчас не те времена, когда можно творить беззаконие, прикрываясь тем, что ты власть. Женщина намерена обращаться в федеральные СМИ для поиска справедливости, «потому что это беззаконие сплошное».
Пермяки намерены обращаться в Генеральную прокуратуру с требованием не допустить нарушения прав и интересов местных жителей, сотрудников и родителей учеников школы, нарушения норм и требований законодательства.
«Пермский завод силикатных панелей» принадлежит семье Демкиных, генеральным директором предприятия является Евгений Демкин, он же депутат Законодательного собрания Пермского края и совладелец предприятия наряду с отцом, Николаем Демкиным. Старший сын Демкиных, Алексей, является главой Перми. Выручка ПЗСП в 2021 году составила 2,4 млрд рублей, чистая прибыль 29,6 млн рублей.
В ПЗСП и администрацию Перми редакция Properm.ru направила запросы, на момент выхода публикации ответов не поступило.