Posted 4 мая 2023, 04:00

Published 4 мая 2023, 04:00

Modified 4 мая 2023, 06:24

Updated 4 мая 2023, 06:24

Пермского перевозчика обвинили в обнале. Как вывели сотни миллионов ваших денег

4 мая 2023, 04:00
Ольга Седурина
«Единый союз перевозчиков» был создан на базе муниципального автобусного парка сыном чиновника городского комитета по транспорту. Сейчас его судят за обналичивание 218 млн рублей.

В мае в Пермском районном суде начнут рассматривать уголовное дело в отношении бывшего руководителя некоммерческого партнерства «Единый союз перевозчиков» (ЕСП) Михаила Ухватова. Его обвиняют в выводе со счетов компаний — точнее, обналичиванию — более 218 млн рублей. Как рассказали журналисту Properm.ru в инстанции, первое заседание по делу назначено на 15 мая. Уголовное дело расследовалось с 2022 года, ему предшествовали налоговые проверки и материалы арбитражных дел в отношении предприятий Ухватова.

Чемодан денег

В уголовном деле фигурируют четыре компании. Это «Техстрой-Авто» и «ЕТК», в них бенефициаром выступает сам подсудимый. Все эти предприятия на сегодня ликвидированы. Кроме того, в материалах упоминается туристическое агентство «Чемодан», зарегистрированное на Ирину Ухватову и компания «Авто-Тех», ее владелец — перевозчик Александр Дербенев. Дело расследовалось в ГСУ главка МВД по Пермскому краю.

Все предприятия, кроме «Чемодана» в разное время управляли городскими автобусными маршрутами и входили в «Единый союз перевозчиков». Интересно, что само партнерство, под флагами которого публично выступал Ухватов, также как и коммерческие компании ликвидированы после 2020 года. В 2021 году налоговая вышла с иском о банкротстве компании «Техстрой-Авто» по упрощенной процедуре — у предприятия отсутствовало какое-либо имущество, а долг по налогам превышал 2,4 млн рублей.

Оказавшееся несостоятельным в 2021 году предприятие, как и большинство предприятий из ЕСП, после пермской транспортной реформы 2020 года ушли с рынка пассажирских перевозок. До 2020 года компании союза управляли более 50% автобусных маршрутов. Судя по сайту Гортранса, только «Техстрой-Авто» обслуживало такие маршруты, как №1, 68, 60, 77 и другие, имеющие максимальную протяженность и считающиеся в профессиональном сообществе самыми прибыльными.

Преступления Ухватова квалифицируются следствием по ч. 1 ст. 187 УК РФ (изготовление в целях использования поддельных распоряжений о переводе денежных средств), попросту «обнал». Следствие, судя по официальному сообщению прокуратуры, считает, что Ухватов изготавливал платежные поручения, содержащие недостоверные сведения. Используя счета нескольких подконтрольных ему юридических лиц, при отсутствии реальных договорных взаимоотношений он включал в финансовые документы данные о назначении платежа, которого в действительности не производилось. Всего за период с 2015 по 2022 годы предпринимателю удалось вывести из-под финансового контроля государства и обналичить свыше 218 млн рублей. Следствие насчитало вслед за налоговой 24 незаконных транзакции с выводом денег в подконтрольные фирмы.

Осведомленные собеседники полагают, что речь идет об обналичивании субсидий, полученных из бюджета. Выручка автобусным перевозчикам поступала в виде наличных денег, предприятия, как правило, были на упрощенной системе налогообложения, и увидеть ее движение на счетах транспортных предприятий практически невозможно.

Сейчас Михаил Ухватов является директором ООО «Техстройавтоэкспресс», занимающегося уже не пассажирскими, а грузовыми перевозками. Данных о госконтрактах у зарегистрированной в 2014 году компании нет. Но есть информация о том, что предприятие владеет зданием на территории автобазы на Ш. Космонавтов, 304а. Здесь же находится и компания «Авто-Тех». Предприятие «Техстройавтоэкспресс» в 2021 году проиграло суды с региональным оператором ТКО.

Союз нерушимый

Партнерство «Единый союз перевозчиков» формально регистрировалось дважды, одно просуществовало до 2013 года, втрое — до 2020 года. Оно объединяло по большей части транспортные компании, чьи учредители и руководители являлись учредителями ЕСП. Это уже упомянутый Михаил Ухватов, Сергей Жуланов, Максим Бабушкин, Александр Дербенев. Также туда входили и компании, в том числе крупных перевозчиков, такие как «Дизель» Эдуарда Мирзамухометова, «Закамский автобус» и другие.

Изначально ЕСП был основан сообществом частных перевозчиков в 2004 году. Тогда администрация Перми впервые пыталась реформировать муниципальные предприятия городского общественного транспорта. Летом мэрия учредила 19 транспортных ООО, которые получили в пользование автопарк и базы убыточного МУП «Пассажиравтотранс». Заместитель председателя транспортного комитета пермской мэрии тогда был отец Михаила Ухватова Евгений Ухватов.

Первый «Единый союз перевозчиков» был создан в 2007 году, адресом регистрации его был автопарк на ул. Ижевской, 25, где ранее находилась база МУП «Пассажиравтотранс», обанкротившегося в 2005 году. В 2020 году мэрия вернула себе площади автопарка, разместив здесь автобусы муниципального перевозчика. До этого на Ижевской размещались машины частных перевозчиков. В 2005 году было возбуждено уголовное дело в отношении экс-главы Перми Аркадия Каменева и его заместителя Владимира Бирюкова, в том числе из-за незаконной передачи муниципального имущества — подвижного состава МУП «Пасжиравтотранс» в собственность третьим лицам.

В 2009 году ЕСП выступил в демарше перевозчиков, которые с 19 сентября расторгли контракты с Департаментом дорог и транспорта мэрии. Таким образом предприниматели пытались остановить распределение объемов пассажирских перевозок по принципу «один перевозчик — один маршрут». До этого бизнесмены занимали графики на разных маршрутах по согласованию с властями, реформа была начата по инициативе губернатора Олега Чиркунова. Департамент в экстренном порядке смог найти замену на все маршруты. А в 2011 году состоялось первое распределение объемов работ среди перевозчиков.

С 2011 года и уже по официальным контрактам предприятиям, входящим в ЕСП удалось получить более 50% объемов перевозок. Тогда предприятия на конкурсе выигрывали право управления маршрутами по пакетному принципу, в который входил прибыльный и убыточный маршрут. Зарабатывали компании от выручки, в случае нерентабельности получали из бюджета субсидии за «выпадающие доходы». Выручка поступала от пассажиров наличными деньгами.

С 2017 года власти начали активно переводить отрасль на электронную оплату проезда, а в 2019 году пермские власти затеяли очередную масштабную транспортную реформу. Она касалась всех сторон деятельности отрасли: изменение маршрутной сети и принципов работы с перевозчиками, новые требования к транспорту и повышение цены проезда. Между перевозчиками уже распределялись не маршруты, а объемы работы. Выручка стала поступать в бюджет города, из которого по контракту перевозчику деньги поступают из казны. На рынок зашли новые перевозчики, в том числе — муниципальный. Частные компании, входящие в ЕСП в большинстве потеряли работу на городских маршрутах в Перми.

Подпишитесь