Posted 6 июня 2023, 02:00
Published 6 июня 2023, 02:00
Modified 8 августа, 13:00
Updated 8 августа, 13:00
Спектакли в формате променада, они же сайт-специфик, в которых надо ходить по городу в наушниках и слушать интересные истории и указания, привезли в Пермь только в 2017 году, во время Дягилевского фестиваля. К тому моменту такие спектакли уже стали дико модными в Москве, Питере и парочке других крупных городов нашей необъятной родины.
Запоздалость появления променадных спектаклей в Перми компенсировало то, что к нам этот формат привезли его основоположники — берлинская театральная компания Rimini Protocol. Под Пермь они адаптировали свой самый известный спектакль Remote X, где литера X заменяется названием города проведения. Специально для Remote Perm (12+) в театре оперы и балета закупили передатчики с наушниками для прослушивания таких спектаклей. Потом это оборудование где только не использовали, но в основном, конечно, для спектаклей похожего формата, например, для проекта «Location/Вы находитесь здесь» (потом просто Location) (12+) того же театра оперы и балета.
Со временем оказалось, что для променадов и сайт-специфик такие приборы не очень нужны. Зачем их выдавать, если у всех есть смартфоны и наушники? Первым в России это понял ныне признанный иноагентом Михаил Зыгарь, основавший Мобильный художественный театр (сокращенно и ни разу не пафосно — МХТ, или МобХТ) — по сути, приложение для смартфона с разными аудиоспектаклями, под которые надо гулять по Москве и Петербургу. Осваивал МобХТ и другие города и — внимание, сейчас будет небольшой инсайд, — собирался делать спектакль и в Перми. Для него был даже написан сценарий, но дальше дело не пошло.
Позже появились и другие, похожие на МобХТ приложения. До Перми, как и мода на спектакли-променады, это явление тоже дошло с опозданием. Зато с очень серьезной заявкой, ведь за дело взялся Театр-Театр. В уходящем сезоне театр выпустил уже три таких спектакля. Первые два — «Юра и Лара были здесь» (12+) (куда ж мы в Перми да без «Доктора Живаго»!) и «Несказки» — предлагают гулять по городу. А вот третий гораздо интереснее и оригинальнее в плане формата.
Спектакль «ПопуТТчики» (16+) надо слушать в «Ласточке», что ездит по кольцевому маршруту с Перми II и называется руководством региона городским наземным метро. Пока поезд идет по кругу, «зрителям» предлагается послушать 80 разнообразных историй настоящих пассажиров пермских электричек.
Такое использование документального материала, то есть техники вербатима, в случае с сайт-спецификом и спектаклями-променадами явление тоже довольно распространенное. Очень выигрышный подход, потому что кто, кроме горожан, лучше всего расскажет о городе? К тому же, непосредственность и непридуманность личных историй цепляет всегда.
И истории в «ПопуТТчиках» действительно цепляют. Самые разные пассажиры искренне рассказывают о самом разном, но очень им близком: контролер электрички — о своей работе и пассажирах; бабушка, в свое время бежавшая от гражданской войны в Таджикистане, — о своей тяжкой доле и том, как она не унывает; веселая владелица собачки — как ездила с питомцем на дядин юбилей; футбольный фанат — как он пьяным ехал с матча из Москвы и спорил со старушкой об «Амкаре» и «Локомотиве»; больная онкологией женщина — о том, как болезнь внезапно отвлекла ее от работы, но позволила начать жить по-другому.
Много-много разных историй, грустных и печальных, актуальных, вроде раненого на СВО солдата и людей, приютивших родственников из Мариуполя, и ностальгических, в основном от пожилых людей. И много личных рассуждений об общем: кто где был, кто где хочет побывать, о том, что такое для людей дорога, почему в поездах так легко общаться с посторонними, а сама поездка — это отдых, в котором ты на время оставляешь все свои заботы в точках отправления и прибытия, а воспоминания о пережитых странствиях и пройденных дорогах всегда будут дороже любого айфона.
Всё это действительно приятно и интересно слушать, пока за окном вагона проносятся железнодорожный мост, лес на правом берегу, разделенная плотиной КамГЭСа гладь Камы, Молодежка, Пермь I, набережная и Пермь II… Проблема «ПопуТТчиков» в том, что ни эти локации, ни тот факт, что зритель едет в электричке, в сам спектакль никак не вписаны. А это, вообще-то, важнейшая вещь для любого спектакля-променада и сайт-специфика — сделать окружающее пространство частью действия, сюжета и драматургии. Данный формат за это и любят — за возможность выйти из зала, получить необычный опыт и взглянуть на родные места по-новому. Интересного и трогательного подкаста, чем «ПопуТТчики», по сути, и являются, для этого явно недостаточно.
При этом авторы этого променада Дмитрий Мульков и Андрей Платонов всё это прекрасно знают, и даже умеют делать. Именно они работали над некоторыми итерациями проекта оперного театра Location. И если поначалу у них не очень получалось вписать городской ландшафт и истории горожан в драматургию, то в поздних вариантах променада «от оперного» им это удалось.
Конечно, электричка — очень сложный для такой работы объект. Но тот же МобХТ как-то вывернулся, и одной из его последних работ был спектакль «Москва по кругу» (0+) для Московского центрального диаметра, где «зрители» могли начинать и заканчивать спектакль на любой станции — рассказ об этих местах шел через произведения писателей и поэтов.
«ПопуТТчики» даже не пытаются дать зрителю подобный опыт. И, как сказано выше, это всего лишь подкаст, пусть безумно трогательный и великолепно сделанный. Но его можно слушать вне собственно главной фишки спектакля — возможности ехать по кругу на «Ласточке». Можно явиться на одну из точек начала «ПопуТТчиков» (запуск привязан к геолокации): Пермь I, Пермь II, Пермь Сортировочную или Левшино, запустить спектакль (он бесплатный), и вообще не садиться на городское метро. Можно сесть на любую другую электричку, на трамвай или просто пойти пешком по городу. Получаемый зрительский опыт и впечатления от «ПопуТТчиков» при этом радикально не изменятся.
К сожалению, такой подход к променадам, когда они не представляют собой сайт-специфик работающий с пространством, а лишь хорошо сделанные аудиоспектакли нормален для нашего города. Большинство проектов, в которых использовалось то самое оборудование, завезённое ещё для Remote Perm, были именно такими. То, что от этого самого оборудования отказываются в пользу более удобных приложений большой плюс (приложение ТТ действительно очень хорошее и удобное), и вообще то начинают более-менее целенаправленно работать с променадами радует. А умение делать сайт-специфик дело наживное, и тут опыт «ПопуТТчиков» безусловно полезен. И к тому же, как уже неоднократно сказано, то, что главная фишка спектакля толком не раскрыта, не делает его сильно хуже. Всё-таки слушать все эти вагонные разговоры и правда мило и интересно, потому что это простые? но очень понятные и человечные истории.