Posted 1 сентября 2023, 06:17

Published 1 сентября 2023, 06:17

Modified 6 сентября 2023, 04:09

Updated 6 сентября 2023, 04:09

Как нужно Родину любить. О пользе уроков литературы и критическом мышлении

Как нужно Родину любить. О пользе уроков литературы и критическом мышлении

1 сентября 2023, 06:17
Фото: Midjourney.
Колонка журналиста Properm.ru Татьяны Зыряновой про то, почему не стоит учить школьников патриотизму и любви к Родине, почему это вовсе не то, что нужно детям — будущим взрослым.

Я уверена, что самый важный урок в школе — это литература. Родителям надо перестать скептически относиться к главному вопросу на этом уроке: «Что хотел сказать автор?». Как мне кажется, сейчас это единственный в школе вопрос, развивающий критическое мышление. Про это мышление много говорят, ученые дали понятию много умных определений. Если совсем просто, то «критическое мышление» — это умение сомневаться в любой полученной информации. Сомнение обязательно приведет к вопросам, а вопросы — к поискам ответов на них. А там недалеко до анализа и сопоставления фактов, изучения истории проблемы и даже прогнозирования.

У детей критическое мышление не развито. Они многое принимают за чистую монету. Вот пришли мы с сыном в «Не школу гитары». Двухчасовое занятие понравилось сыну. А дальше нас начали убеждать, что надо взять кредит и заплатить сразу за год. В ход шли все известные мне, но не известные сыну маркетинговые уловки: «Вы поделите, это же получается выгодно», «Если сегодня заплатите, мы вам в подарок дадим еще n занятий», «Ну, вам же понравилось! Зачем отказывать себе в мечте?». Смотрю на сына — глаза горят, кивает, улыбается. Он ничуть, ни капли не сомневается в искренности менеджеров, он недоумевает: «Почему ты не соглашаешься, мама?».

Всю дорогу домой рассказывала, как могла, про агрессивный маркетинг. Про то, «что хотел сказать автор».

Известный российский пропагандист (он сам так себя называет), по сути — Соловьёв на минималках — учил провинциальных журналистов работе с аудиторией. Мне довелось быть в числе обучающихся. Главный пункт лекций был такой — «внушить аудитории, что она должна думать». Серьезно. Не информировать, не рассказать историю, опросив все стороны, не объяснить, а внушить, разжевать и в рот положить. Чтобы по-другому думать уже не получалось.

«А вам не кажется, что хватит агрессии? Вам не кажется, что это отношение к людям, как к несмышленым детям, возвращается бумерангом? Из-за этого вечного навязывания чужого мнения люди, вполне себе законопослушные, идут поджигать военкоматы?» — спросили у него. «О, да, я такой агрессивный, злой, тиран. Вот дал вам высказаться», — зачем-то попробовал всё в шутку перевести известный российский пропагандист.

Шутки шутками, но учительница истории, учительница русского языка и литературы, пенсионер изготавливают бутылки с зажигательными смесями и идут поджигать военкоматы, потому что им по телефону приказали это сделать «сотрудники правоохранительных органов», «представители ФСБ». Ведь в военкомате, как им объяснили лжесотрудники, «прячется шпион». Становится понятно, что государство не только проигрывает мошенникам информационную борьбу, но за десятилетия оголтелой пропаганды и внушения отучило людей думать, отключило критическое мышление. Люди привыкли, что за них уже провели всю мыслительную работу, им объяснили, как думать, что думать.

К чему это привело? Одни всего боятся, вплоть до того, что отказываются подписывать нужные документы, протестуют против биометрии и против цифровизации образования, не ставят прививки, выдумав, что под кожу им внедрят какие-то чипы. Другие слепо верят всему, что им говорят, а значит, становятся жертвами мошенников. У пермяка Сергея Петропавловского преступники отняли квартиру и деньги. Оставили старика бомжом, без крыши над головой, без копейки к существованию. «Я хотел Родине помочь, я должен был, — объясняет он. — Мне сказали, что надо поймать преступников, а для этого я должен продать квартиру и перевести деньги на определенные счета».

Мне очень жаль героя моей статьи, и я совершенно не понимаю, чем ему помочь. Ему уже поздно задаваться вопросом, «что хотел сказать автор». Несмотря на то, что он стал жертвой такой крупной аферы, он не сделал выводов, он всё так же смотрит телевизор, из которого ему внушают, что и как надо думать. Он знает, кто его враги, — ему рассказали.

Но не только он. «Ты не можешь дружить с ним и заявлять о своей дружбе, он за СВО!», «Ты не можешь принимать для детей подарки от „Единой России“!» — это уже другая пропаганда, либеральная. Такая же оголтелая, агрессивная, как и официальная, просто с гораздо меньшими возможностями. Либералы тоже делят мир на врагов и своих, на черное и белое, не задумываясь над сложностью мира и неисчислимостью его красок. Они считают, что со всеми, кто околдован официальной пропагандой, надо порвать даже личные связи. Вот просто разорвать все ниточки, сжечь все мосты, самое лучшее — уехать в другую страну, даже ту, которая тоже ведет какую-то свою СВО. Им оттуда так нравится критиковать всех, кто остался на бедной Родине.

И те, и другие учат Родину любить (кто-то приписывает это выражение Сталину, кто-то советским прапорщикам). Учат клеймить друг друга, верить в кем-то сделанные выводы, причем бездумно, не вдаваясь в подробности, не вникая ни в факты, ни в оттенки эмоций и смыслов. Уровень агрессии в обществе уже такой, что на странице лучшего в Перми благотворительного фонда «Дедморозим» под акцией «Цветы жизни» разверзлась бездна. Букеты на 1 сентября стали больше, чем красивой традицией, стали каким-то камнем преткновения. Люди вцепились в них как в основу, которая уходит из-под ног. Читаешь комментарии и понимаешь, что цветы нужны не детям, а взрослым — как напоминание о том, что мир когда-то был нормальным. А сейчас слетел с орбит и несется к черту, и вот только цветы на 1 сентября способны его остановить.

Остановить его, этот обезумевший мир, могут только взрослые, не дети. Не надо на детей перекладывать эту ответственность. Не надо «воспитывать патриотизм», нельзя научить любви к Родине. Она, любовь, если есть вокруг, то впитается в человека с молоком матери, с первым рассказанным у доски стихотворением, с заветным студенческим билетом и с возможностью самореализоваться в той специальности, которую выбрал. Поэтому не надо детям объяснять, что и как им думать, не надо им указывать, какое мнение они должны иметь.

Оставьте им лучше уроки литературы с их извечным и самым главным вопросом «Что же хотел сказать автор?».

Подпишитесь