Ваш театр — аниме! Спектакль «Как пережить лето» — часть новой жизни «Сцены-Молот»

27 сентября 2023, 07:00
Спойлеры: серьезные | Рейтинг: любителям подростковых фильмов, аниме и спектаклей «Сцены-Молот» времен культурной революции | 12+

В прошлом сезоне «Сцена-Молот» явно вязла курс на серьезное обновление репертуара и выработку новой концепции своей дальнейшей работы. Все премьеры были так или иначе с этим связаны. Первый новый спектакль этого сезона — мюзикл «Как пережить лето» (12+) — тоже явная часть этой работы. Григорий Ноговицын рассказывает об истории «Сцены-Молот», как с ней соотносились прошлогодние премьеры, и объясняет почему «Как пережить лето» отлично вписывается как в старый, так и новый контекст этой площадки.

Из малой сцены драмтеатра площадку для современных и концептуальных постановок сделали в приснопамятные годы Пермской культурной революции. Тогда и появилось придуманное профессором Владимиром Абашевым название — «Сцена-Молот». Название оказалось столь удачным, что наравне со «Счастьем не за горами», «Воротами» Николая Полисского и постоянными требованиями снести «Ворота» Николая Полисского «Сцена-Молот» стала одним из немногих доживших до наших дней артефактов той забавной поры. Но только название.

После того как Пермскую культурную революцию закончили так же, как и запустили, — командой сверху, — стало не совсем понятно, что делать со «Сценой-Молот». Старый репертуар постепенно уходил, а новые спектакли, хоть и старались показывать что-то концептуальное, и даже неоднократно номинировались на «Золотую маску», были уже совсем другими. «Сцена-Молот», по сути, опять превращалась в малую сцену Театра-Театра.

В прошлом сезоне эту тенденцию решили переломить и все-таки системно поработать над репертуаром именно «Сцены-Молот». Тем более что там сделали ремонт и радикально изменили фойе, черный интерьер которого сохранялся со времен культурной революции. Хотя некоторые премьеры прошлого сезона «Сцены-Молот» отлично бы смотрелись и в нем. Как, например, интерактивно-интеллектуальное ток-шоу «Квадрат» (12+) или сознательно сделанный как бездарный сериал для затрапезного телеканала «Урожай» (18+) по пьесе Павла Пряжко. Даже странно, что это была первая постановка этого драматурга-абсурдиста в «Сцене-Молот». Ведь как раз в начале 2010-х «Урожай» был очень популярен.

Определенным экспериментом можно назвать и спектакль «Солярис» (12+) по Станиславу Лему. Его главной особенностью объявляли богатое использование различных световых технологий и лазеров. И это действительно красиво выглядело, вот только постановщики забыли, что фантастика это не про приборы, фокусы и прочие бластеры, а про людей в необычных обстоятельствах. А с демонстрацией этого у «Соляриса», где все актеры почему-то были безэмоциональны, как робот Вертер, большие проблемы.

Зато с эмоциями всё оказалось хорошо в проекте Свободного театра современного танца «Провинция — столица — …» (18+), где через пластику под песни группы OQJAV чеховская история «Трех сестер» преподносится так, что из не самой позитивной истории выходит очень жизнеутверждающий посыл.

Ну, и еще одной удачной премьерой обновляемой «Сцены-Молот» можно назвать… мюзикл! Да, теперь поют и на малой сцене, специально под нее создавая авторские камерные мюзиклы. «Живая история о смерти» (12+) стала первым таким спектаклем. Это весьма удачная попытка пересадить миф об Орфее и Эвридике на современную почву. Выглядит этот очень веселый и трогательный мюзикл так, как если за подобную вариацию на тему греческого мифа взялась бы студия Pixar.

Первый новый спектакль этого сезона на «Сцене-Молот» тоже мюзикл, и тоже очень веселый и трогательный. Называется он «Как пережить лето» и рассказывает о девочке Полине (Виолетта Мильграм), которая летом на даче с мамой (Евгения Барашкова), папой (Александр Аверин) и сестрой (Анна Огорельцева) так заскучала, что погрузилась с головой в аниме «Токийская полночь». И утонула в нем напрочь, поэтому вымышленный мир и мир реальный для Полины перемешались. И теперь она не Полина — а Солнечная Дочь. Все вокруг нее, от родных до сосланного во френдзону друга Пети (Илья Курицын), — сплошные мутанты. А новенький в поселке парень Дима (Станислав Фоминых) теперь избранник Солнечной Дочери — Лунный Мальчик Акайо. Вдвоем они должны одолеть коварного Красного Человека, которым в фантазии Полины оказывается крайне мутный папаша Димы (Илья Линович).

Кажется, «Как пережить лето» вольно или случайно отсылает к еще одному наследию прошлой «Сцены-Молот» — самому ее долгоиграющему и популярному спектаклю по сказке Линор Горалик «Агата возвращается домой» (6+). Широкая бумажная юбка Полины отдаленно напоминает юбку-трансформер Агаты из той постановки. Еще «Агата…» могла похвастаться крайне изобретательной сценографией и работой со светом, и у «Как пережить лето» с этим тоже всё отлично. Мир дачного поселка тут представлен засыпанной песком площадкой, на которой прочерчены орбиты для героев и огромного шара — Солнца, в самом центре. А задник увешан железными листами, которые играют роль зеркала, а еще ассоциируются с кровлей дачных домиков. Иногда Солнце и кровля приходят в движение.

А еще сюжеты обоих спектаклей немного похожи — Агата, как и Полина, разбиралась со скукой, уходя в сказочный мир. Правда, буквально. Впрочем, в таком совпадении ничего удивительного — историй о том, как подросток уходит от реальности в вымышленный или сказочный мир, существует превеликое множество. Начиная от «Там, где живут чудовища» (0+) до «Лабиринта Фавна» (16+) и «Моста в Террабитию» (0+). Это уже устоявшиеся клише рассказа о переходном возрасте. А «Как пережить лето» очень тщательно следует устоявшимся клише и шаблонам.

Убежавшая в мечты девочка; ее мрачный недоступный краш, возвращающий наш 2007-й; влюбленный в девочку просто друг, с которым она все-таки будет вместе; возвращение героини из фантазии в реальность и ее принятие. Всё это до ужаса вторично. Это сюжетные клише каждого второго ромкома или подростковой драмы. Но, самое удивительное, что «Как пережить лето» эта клишированность вообще не мешает. Ведь спектакль так мастерски написан, поставлен и сыгран, что очень банальная история о подростках прекрасно работает.

В нем отлично переданы некоторые характерные черты жанра аниме — в виде смешения пафоса, романтики и нелепых ситуаций. Попадание в жанр настолько точное, что тут есть даже пляжный эпизод! Вкупе с этим получается очень увлекательное приключение, которое заставляет сильно переживать за простых, но ярких и очень понятных героев. В молодых актерах — Виолетте Мильграм, Илье Курицыне, Станиславе Фоминых — видишь подростков, преисполненных максимализмом и бурлящими чувствами. Хороши и взрослые, особенно харизматичный манипулятор в исполнении Ильи Линовича. Поэтому в итоге «Как пережить лето» создает замечательное ощущение летнего приключения, которое возможно только в юности.

Но, несмотря на такое общее приятное, теплое и трогательное впечатление, к спектаклю есть один большой вопрос — а зачем это мюзикл? Если в недавнем, тоже камерном мюзикле «Живая история о смерти» песни были важнейшей и неотъемлемой частью, то тут они выглядят филлерами. Конечно, что за аниме без филлеров! Но все-таки создается очень странное ощущение — когда артисты начинают петь, то всё интересное повествование встает на паузу. Музыкальные номера отвлекают от него, потому что никак не двигают сюжет и не раскрывают героев. С этим спектакль отлично справляется и без песен. То, что вся музыка, выполненная в стиле опенингов аниме, весьма однообразна, тоже снижает ценность песен. Они просто мешают, делая спектакль излишне затянутым.

То же можно сказать и о номере, где артистам приходится висеть на альпинистских подвесах. Этот трюк, требующий массы усилий и постоянного ношения исполнителями альпинисткой «сбруи», не настолько ярок, чтобы оправдать такие сложности. Зачем художественный руководитель мюзикла Борис Мильграм (да, у этого спектакля не указан режиссер, а есть только худрук) решил эту пусть и шаблонную, но очень компетентную и трогательную историю сделать мюзиклом — не очень понятно.

Но, тем не менее, «Как пережить лето» оставляет очень приятные ощущения. Спектакль ищет свой ответ на извечный вопрос: легко ли быть молодым?

Старая «Сцена-Молот» позиционировалась как «театр настоящего времени». Мюзикл «Как пережить лето», разумеется, относится именно к такому театру, поскольку его выводы, несмотря на некоторую банальность, очень легко принять, ведь этот мюзикл говорит о проблемах подростков как раз понятным им, современным языком. Вот и получается, что, с одной стороны, эту работу можно назвать продолжением того, что когда-то делали на «Сцене-Молот». Но при этом «Как пережить лето» это и часть чего-то нового в жизни известной площадки.

#Спецпроекты #Рецензия #Счастье не за горами #Театр-театр #Борис мильграм #Сцена молот #Пермская культурная революция
Подпишитесь