Куда бежит шпион в седьмом фильме франшизы «Миссия невыполнима». Рецензия Properm. ru

13 октября 2023, 12:50
Спойлеры: отсутствуют | Рейтинг: всем поклонникам хорошего экшена, Тома Круза и серии «Миссия невыполнима» | 14 +

В цифре вышел фильм «Миссия невыполнима: Смертельная расплата» (14+). Седьмая часть франшизы Тома Круза о вечно бегающем шпионе Итане Ханте должна была стать большим хитом, но внезапно провалилась в прокате. Григорий Ноговицын рассказывает, почему «Смертельная расплата» — один из лучших фильмов серии, почему он незаслуженно не стал большим хитом и причем тут искусственный интеллект и мемы.

Как ни старайся, а от двух вещей не убежишь — от себя и от старости. Но Тому Крузу убежать от последнего, похоже, удается. Не зря все-таки один из главных аттракционов франшизы «Миссия невыполнима» — бегающий Круз. Хотя в случае с новым фильмом кажется, что время обгоняет даже нестареющего актера. Но он очень старается бежать — если не впереди, то хотя бы вровень.

Поэтому сюжет седьмой «Миссии…» закручен вокруг сверхактуальной темы искусственного интеллекта, нейросетей и фейков. Американские спецслужбы, пытаясь сорвать учения российской стэлс-подлодки «Севастополь», натравили на субмарину свой передовой искусственный интеллект. Убив всех русских подводников, ИИ, в отличие от записей брифингов отряда «Миссия невыполнима», не стал самоуничтожаться. Он проник в интернет, обучился, развился и стал угрожать всему миру. Ведь эта программа, которую пафосно обозвали Entity («Сущность»), манипулируя информацией, создавая фейки и просто взламывая всевозможные системы, может творить что хочет. Поэтому все спецслужбы мира переходят с цифры на аналоговые носители и связь, боясь потерять драгоценные сведения и стать игрушкой в цифровых руках взбесившего ИИ.

Ключ к контролю над Entity — это буквально ключ, состоящий из двух половин. Что он открывает, никто не знает, но все разведки мира очень хотят его собрать. Естественно, ЦРУ за ключом посылают отряд во главе с Итаном Хантом. Но он не хочет, чтобы такое абсолютное оружие кому-то досталось, и собирается уничтожить «Сущность».

Поэтому Хант дезертирует. Опять. Ведь на службе у ЦРУ главный герой провел всего полтора фильма — всю вторую часть и половину третьей.

Естественно, в очередной раз спасать мир неубиваемому шпиону будут помогать верные друзья — хакеры Бенджи и Лютер (Саймон Пегг и Винг Реймз), бывшая сотрудница MI-6 Ильза Фауст (Ребекка Фергюсон) и новая героиня — оказавшаяся почти случайно в этом замесе ловкая воровка Грейс (Хейли Этвелл).

Мешать Ханту на этот раз будет его враг из еще доотрядовского прошлого, демонический Габриэль (Эсай Моралес) вместе со своей подручной, молчаливой и обворожительной Париж (Пом Клементьефф). Торговка оружием Белая Вдова (Ванесса Кирби) и целый сыскной отряд агентов ЦРУ, наступающий Ханту на пятки, тоже зайдут на огонек.

Вся эта гоп-компания устроит напряженный шпионский триллер в аэропорту Абу-Даби, крутую и немного комедийную погоню по Риму, красивые рукопашные схватки в Венеции и напоследок эпично разнесет легендарный «Восточный экспресс» (именно тут будет трюк Круза с прыжком на мотоцикле в пропасть). Ну, и, конечно же, Том Круз пару раз очень красиво пробежится. Куда ж без этого!

В целом, «Смертельная расплата» ни на шаг не отходит от уже выработанной годами формулы всей франшизы «Миссия невыполнима» — безостановочная погоня команды беглых агентов за очередной сверхважной чудо-штукой, способной уничтожить или спасти мир. Но это, пожалуй, лучшая погоня всей серии. Не только потому, как поставлены все драки, трюки и редкие диалоги, — это всегда было на высоте. А потому, как к великолепным экшен-сценам подведено сюжетное обоснование. В прошлых частях с этим возникали проблемы, и, например, для того чтобы в шестом фильме Том Круз и приставленный к нему Генри Кавилл совершили головокружительный прыжок с парашютом, пришлось городить целый огород невнятных причин. У седьмой «Миссии…» такой проблемы нет. Здесь всё естественно, логично, и сам экшен сделан более приземленным и реалистичным. Никаких погонь на вертолетах и ползаний по небоскребам, только догонялки на тачках, ногах, ну и эффектный прыжок, опять же с парашютом. И всё это при минимуме использования гаджетов и техники. Все-таки отряд по выполнению невыполнимых миссий в этот раз противостоит всемогущему искусственному интеллекту, контролирующему всю электронику. Поэтому рассчитывать агенты могут лишь на свою смекалку, ловкость рук и великолепную физическую форму. А они, в отличие от аппарата по производству масок, никогда не подведут.

Еще одно из важнейших достоинств экшена седьмой «Миссии…» — то, что авторы смогли придумать настоящий вызов и опасность для главного героя. Это проблема всех франшиз, простроенных вокруг одного актера и его героя, — они со временем не могут предложить ничего, что могло бы серьезно угрожать главной звезде (см. серию «Форсаж»). Из-за этого в фильмах пропадает напряжение и саспенс. Ведь заранее понятно, что «наши победят». В «Смертельной расплате» нашли отличный ответ на вопрос «Что же может убить великого Итана Ханта?». Враги у него тут, и правда, очень серьезные, и вызовы, возникающие перед героем, порой кажутся непреодолимыми. Это, в кои-то веки, действительно почти невыполнимая миссия. Так что с напряжением у этого фильма всё отлично. Естественно, Хант победит, но теперь очень интересно, как он это сделает (но это мы узнаем только во второй части).

Кроме этого, интересно, как разрешится и личная история супершпиона. Кристофер Маккуорри — режиссер, сценарист и верный товарищ Тома Круза, снимает уже третью подряд часть «Миссии…», и во всех своих фильмах он пытается раскрыть Итана Ханта не только как великого разведчика, который горы может свернуть, но и как человека. Выходило это так себе, но в седьмой части через флешбэки и полунамеки уже намного лучше раскрывается и прошлое Ханта, и его личная мотивация расправиться как с Габриэлем, так и с Entity. Правда, сценаристы немного переборщили с тем, что эта самая мотивация строится на мести за убитых женщин, но это ничего. Особенно на фоне того, что шпионские игры, подставы и подлянки в сюжете прописаны очень даже хорошо. Все эти обманки заставляют вспомнить, что почти тридцать лет назад Маккуорри получил «Оскара» за лучший сценарий к «Подозрительным лицам» (16+) — фильму с одним из самых крутых твистов в истории кино.

Лучший во франшизе экшен и сюжет, новые, очень трогательные черты характера главного героя — казалось бы, это всё, что нужно для успеха. Но «Миссия невыполнима: Смертельная расплата» провалилась в прокате. В лучшем случае вышла в ноль. Почему так вышло?

У самого фильма есть недостатки, например, то, что он медленно разгоняется, и первые полчаса очень затянуты, плохо сделаны и откровенно не нужны. Конечно, для фильма, построенного на экшене, это серьезный минус, но не приговор.

Отчасти на прибыли сказалось увеличение бюджета картины, из-за того что съемки выпали на пандемию.

Но основная причина провала связана с тем самым временем, от которого не убежать. А именно — очень неудачным временем выхода в прокат. Ведь фильм попал под медийный каток по прозвищу «Барбигеймер».

Том Круз всячески добивался переноса выхода одной из конкурирующих картин, боясь, что выход сразу двух явных хитов скажется на сборах его работы. Он оказался прав. Единовременный выход «Барби» (18+) и «Оппенгеймера» (18+), подогретый небывалой рекламной кампанией из нескончаемого потока мемов, просто-напросто похоронил в прокате «Смертельную расплату».

Иронично, что в фильме герой Круза сражается с засевшим в интернете ИИ, а в реальности актер с треском проиграл интернету. К счастью, на выходе второй части, съемки которой уже подходят к концу, это никак не сказалось. А значит, в следующем году неутомимый Том Круз снова эффектно пробежит по нашим экранам. Если это будет так же красиво и зрелищно, как в первой части «Смертельной расплаты», то нестареющему актеру удастся если не догнать и перегнать время, то хотя бы не отстать от него.

#Спецпроекты #Рецензия #Фильм #Спецпроект
Подпишитесь