Posted 9 декабря 2021, 03:00

Published 9 декабря 2021, 03:00

Modified 2 марта 2023, 15:55

Updated 2 марта 2023, 15:55

Развлечение или полезный транспорт? Как пермяки использовали электросамокаты: итоги сезона

9 декабря 2021, 03:00
Электросамокаты появились в нашей жизни внезапно – сначала на улицах города, а затем и в заголовках новостей. Вслед за Москвой и Санкт-Петербургом они быстро стали частью повседневной жизни Перми. Пермяки начали использовать самокаты как новый транспорт, чтобы добраться до работы или мест встречи, но есть и другое отношение к самокатам — скептическое в отношении безопасности их совместного движения с пешеходами. Разбираемся, зачем нужны электросамокаты в городе и как сделать Пермь комфортной для всех.

Бум электросамокатов и отношения с пешеходами

Важный момент: на улицы городов России самокаты кикшерингов и находящиеся в частном владении выехали раньше, чем появились в правилах дорожного движения. Это стало частой причиной недопонимания с другими участниками движения — пешеходами и автомобилистами. Говорят, что к новому сезону поправки в ПДД будут приняты на федеральном уровне, но прошедший сезон прошел в спорах: где можно ездить на самокатах, а где нельзя. Вопросы были не только у горожан, но и у ГИБДД.

С мая по конец октября полицейские проверили около 1,5 тыс. электросамокатов: 500 человек привлекли к административной ответственности. В зону внимания попали в основном владельцы частных электросамокатов мощностью более 0,25 кВт. По словам пермской Госавтоиспекции, такие устройства приравниваются к мопедам, для езды на них необходимы права категории М и шлем. При этом иногда сотрудники ДПС останавливали и пользователей кикшерингов Urent и Whoosh, которые начали работать в Перми почти одновременно. Но тут повода для штрафа не было — все прокатные самокаты ограничены в мощности теми самыми 0,25 кВт.

Несмотря на то, что первые электросамокаты появились в нашем городе еще несколько лет назад, настоящий бум начался именно с приходом в Пермь двух крупнейших сервисов кикшеринга. Прокатные самокаты это удобно — взял в аренду, доехал куда надо и оставил на парковке. Неудивительно, что они очень быстро заполонили наиболее популярные улицы, и выяснилось, что Перми, как и большинству российских городов, нужно подстроиться под новую реальность и предпочтения жителей. Весь мир озабочен чрезмерным использованием автомобилей; перемещение пассажиропотоков на общественный транспорт, велосипеды и самокаты — это будущее. Значит, надо совершенствовать города.

Главное место для передвижения на самокате это велодорожки, а с этим в Перми туго. Вот и получалось в прошедшем сезоне, что самокаты выезжали на тротуары и набережные, пугая прохожих.

Сервисы кикшеринга всегда работали с ограничением скорости самостоятельно. Тот же Whoosh с самого начала работы в Перми системно ограничил скорость самокатов до 25 км/ч. В некоторых зонах (на набережной или в Черняевском лесу) срезали и вовсе до 15 км/ч, а в парке Горького, например, нельзя использовать электросамокаты сервиса, пояснили в пресс-службе компании.

Подобное регулирование невозможно для частных самокатов, так как настройкой каждого самоката занимается сам владелец, а шеринги контролируют свой парк централизованно.

Как избежать аварийных ситуаций с самокатами?

Координатор сообщества «Велосипедизация Перми» Александр Синявский отмечает, что для безопасности пермяков нужно развивать инфтраструктуру для средств индивидуальной мобильности (СИМ) — электросамокатов и велосипедов.

Александр Синявский: — Эти виды транспорта вполне нормально могут соседствовать на велосипедной инфраструктуре, если у электросамокатов максимальная скорость ограничена на отметке 25–30 км/ч. За последние 5–6 лет, значительная часть аварий с велосипедистами происходила на улицах, где нет велосипедной инфраструктуры.

Синявский считает необходимым ограничения от сервисов прокатов для водителей как электросамокатов, так и велосипедов, из-за отсутствия подходящей инфраструктуры. Кроме того, за взрывном ростом популярности электросамокатов не успело законодательство. Сейчас в ПДД нет однозначных пунктов, указывающих где нужно передвигаться на этом виде транспорта: «Быстрое передвижение на СИМ вызывает у пешеходов дискомфорт и страх. Это совершенно нормальные эмоции для такой ситуации. Многие велосипедисты не ездят по проезжей части именно по той же причине — автомобили, движущиеся на большой скорости воспринимаются как угроза. Я за то, чтобы ограничивать скорость и для автомобилей на проезжей части, и для СИМ на тротуарах».

Сервисы кикшеринга отслеживают поведение пользователей благодаря модулям в электросамокатах — становится известен маршрут, продолжительность и инциденты в поездке. Именно так устанавливаются места, где нужно сократить скорость или вовсе запретить использование электросамокатов. Ограничения вводятся системно — если вы въехали в зону с понижением скорости, то разогнаться быстрее 15 км/ч не сможете при всем желании — самокат быстрее не поедет. Но как только вы покинете такую зону, максимальная скорость снова вырастет до 25 км/ч.

Электросамокаты — транспорт для …?

Пермяки пока по-разному воспринимают электросамокаты. Опрошенные Properm.ru респонденты отмечают, что теперь часто добираются на них по делам или на работу. «Пару раз использовал самокат не для прогулки. Нужно было успеть на работу, но я опаздывал, а такси стоило около 250 рублей. В итоге доехал на самокате за 130 рублей», — рассказывает Сергей.

По мнению Александра Синявского, прокатные электросамокаты часто используются и для развлечения, хотя он сам использует их как транспорт «последней мили», чтобы добраться до важной точки. Например, домой внутри района или при передвижении в час пик в центре города: «Так как расстояние было небольшое, то ждать такси было неоправданно, да и скорее всего поездка обошлась бы дороже. На мой взгляд, для того чтобы прокатные самокаты стали выгодным транспортом «последней мили» и эффективной мотивацией отказаться от личного автомобиля, стоимость аренды должна быть сопоставима со стоимостью проезда в общественном транспорте, а не со стоимостью такси (как сейчас)».

Таких, как Сергей и Александр в Перми все больше. По итогам сезона выяснилось, что пользователи Whoosh выбирают самокаты для поездок на небольшие расстояния, которые они раньше преодолевали на личном автомобиле, такси или общественном транспорте. Также пермяки используют их для замены автомобилей, например, в связке вместе с автобусами. 82% поездок были совершены по «транспортному сценарию», когда водитель добирается по кратчайшему пути от одной точки до другой, а расстояние не превышает 3–5 км.

Вероятно, в следующем году пермяки будут активнее использовать электросамокаты для передвижения по городу из-за увеличения стоимости проезда в общественном транспорте до 33 рублей.

Школа вождения

Помимо развития инфраструктуры есть еще один важный момент — обучение пользователей электросамокатов культуре вождения. На дорогах в разгар сезона можно встретить людей, которые, например, катаются вдвоем на одном самокате в нарушении инструкций сервисов — такой транспорт менее управляем, что увеличивает риски ДТП.

Базовые советы для пользователей самокатов есть в приложениях Urent и Whoosh. Последний запустил онлайн-школу из-за роста популярности электросамокатов, где помимо основ рассматриваются и частные ситуации: как ездить в непогоду или преодолевать бордюры. Изучение этих правил создаст более комфортную обстановку на тротуарах и пермяков не придется спасать от самокатов.

Главные правила, которые нужно помнить:

  • Спокойно используйте самокаты кикшеринга, ограничение в 25 км/ч позволяет не надевать шлем и кататься без прав, устройство со скоростью больше 25 км/ч — это уже мопед, а значит пора достать шлем и сдать на права.
  • Звонок — полезная вещь в некоторых случаях, но не злоупотребляйте им, если хотите разогнать людей на тротуаре.
  • Не катайтесь пьяными, вдвоем на одном самокате, не передавайте его детям.
  • Не убирайте руки с руля — там ведь тормоза по обеим сторонам.
  • Тротуар и велодорожка — ваши друзья. Но на тротуаре главный — пешеход
  • Пешеходы и автомобилисты тоже ваши друзья — думайте и об их безопасности.

Подытоживая мнения экспертов и пермяков можно отметить, что у электросамокатов действительно есть минусы, но если правильно встроить их в городскую жизнь, то они будут полезными для всех, а не просто развлечением для подростков.

Сервисы кикшеринга должны снова возобновить работу уже в следующем году, когда растает снег, а температура поднимется выше 0 градусов. Какие уроки вынесли пермяки и научились ли беспрепятственно соседствовать с другими участниками движения, узнаем весной.

Подпишитесь