Posted 7 мая 2019, 12:15

Published 7 мая 2019, 12:15

Modified 2 марта 2023, 14:39

Updated 2 марта 2023, 14:39

«У нас есть проблема с чиновниками». Интервью о запрете велосипедов на набережной и «дырах» в законах

7 мая 2019, 12:15
3 мая в Перми запретили движение велосипедов на набережной. Такое решение ГИБДД и чиновников вызвало возмущение у велосипедистов. Руководитель движения PIN-MIX-PERM и организатор регулярных велопрогулок Александр Синявский рассказал Properm.ru, что не так с этим запретом и какие еще проблемы есть у городской инфраструктуры.

— Почему запрет ГИБДД вызвал такое возмущение?

— Больше всего «зацепила» некорректная формулировка, которая была неожиданно использована при трактовании знака «Пешеходная зона». Если открыть ПДД и почитать описание (п. 24.2 — п. 24.4), то все сразу станет понятно. Данный знак допускает движение велосипедистов по тротуару, поскольку на набережной нет проезжей части, велосипедной или велопешеходной дорожки. Но власти почему-то решили иначе.

— Запрет велосипедов на набережной это только пермская «история», или в других городах России такое тоже практикуется?

— Я вообще в первый раз услышал, чтобы набережную закрывали для велосипедистов. Если они (ГИБДД и администрация Перми — Properm.ru) хотят полностью закрыть велодвижение, то нужно ставить знак «Движение на велосипедах запрещено», но тогда даже дети младше семи лет должны будут слезть с велосипедов.

— Вы выступали с инициативой организовать велодорожку на набережной до того, как появился этот запрет?

— Честно говоря, лично я — нет, поскольку живу в Перми не так давно. Когда я сюда приехал, реконструкция набережной уже началась, а все проектные работы были завершены.

— Допустим, власти Перми решатся на организацию велодорожек вдоль набережной, какой российский опыт им можно перенять?

— Пожалуй, один из лучших городов в России, где «заморочились» на организацию велодвижения — это Альметьевск (Республика Татарстан — Properm.ru). Там интересуются велоинфраструктурой и активно ее развивают. Пока это один из городов-лидеров в стране. Например, перед многими светофорами в Альметьевске установлены специальные подножки, чтобы велосипедист мог комфортно ждать зеленый сигнал и не спешиваться. Также там появились урны под углом 45 градусов, чтобы удобно выбрасывать мусор находу.

Активно развивает велодвижение Санкт-Петербург. Сейчас он самый передовой по темпам роста инфраструктуры. Там очень активна группа велосипедистов, ребята хорошо «проталкивают» свои идеи.

— А в Перми? Получается, что у нас велоактивисты не такую сильную позицию занимают?

— В нашем городе много разных велосообществ. Самое крупное — «Вело Пермь». В большинстве случаев велосипедисты достаточно активны. Есть люди, которые готовы браться и помогать, например, при организации каких-то мероприятий. На мой взгляд, Перми не хватает инициативы со стороны администрации. Нужно, чтобы власти сказали: «Ребята, мы готовы выходить на диалог». Ведь в конечном итоге, велосипедисты, как и другие участники дорожного движения, хотят передвигаться безопасно.

— Как появление велодорожек решит вопрос безопасности?

— Если велодорожка конструктивно выделена от проезжей части или тротуара, то потоки просто не пересекаются. Никто никому не мешает. Вероятность сбить или быть сбитым стремится к нулю.

— ДТП с велосипедистами часто происходят в Перми?

— По дорогам ситуация такая, что сейчас у нас нет выбора. Согласно правилам дорожного движения, велосипедисты старше 14 лет обязаны ездить по правому краю проезжей части, если нет велоинфраструктуры, а ее у нас почти нет. На дорогах, естественно, ситуации бывают разные, но аварийность среди велосипедистов старше 14 лет, на мой взгляд, невысокая, и это хорошо. Мы смотрели статистику на сайте ГИБДД, за последние пять лет на дорогах Перми погибал, в среднем, один велосипедист в год. Не во всех случаях виновником ДТП был велосипедист.

Чтобы продолжить чтение материала, нажмите «Читать полностью».

— Насколько велосипед опасен для пешехода? Один из аргументов в пользу закрытия набережной — безопасность пермяков, особенно детей.

— С тем же успехом можно проходить у подъезда и на голову кто-то скинет бутылку. Различные исследования подтверждают, что при столкновении велосипедиста и пешехода, вероятность получения серьезных травм, а тем более летального исхода, очень низкая. Велосипедисты старше 14 лет, которых касается запрет озвученный ГИБДД, как правило, понимают, что на тротуаре они гости и едут очень медленно.

В городе автомобилям разрешено двигаться со скоростью 60 км/ч и есть еще не штрафуемый допуск в 19 км/ч. Получается, что на проезжей части можно встретить автомобиль, двигающийся на скорости 79 км/ч. Столкновение велосипедиста или пешехода с автомобилем, двигающимся на такой скорости с 80% вероятностью закончится гибелью. Получается, что ради иллюзии безопасности пешеходов на набережной, власть вынуждает велосипедистов объезжать набережную по проезжей части, подвергая себя опасности. При этом, согласно статистике ГИБДД, в 2018 году велосипедисты сбивали пешеходов 10 раз, из них только два на набережной. Является ли такая статистика весомой для запрета?

— Допустим, на набережной запретят полностью велосипеды, но здесь ведь есть и те, кто передвигается на скейтбордах, роликовых коньках, электросамокатах. Получается, что их тоже нужно запретить?

— Правила дорожного движения нам говорят, скейтборды, роликовые коньки, электросамокаты, гироскутеры приравнены к пешеходам. При этом они могут передвигаться достаточно быстро и еще больше подвергать опасности пешеходов. То есть мы получаем законодательную дыру. Прямо сейчас вы можете проехать здесь на электросамокате со скростью 20–30 км/ч и при этом не нарушить ПДД.

— Раз появляются запреты именно велосипедов, возможно, дело все-таки в культуре вождения? Точнее в ее отсутсвии.

— Надо понимать, что виноваты всегда люди, а не велосипедисты или автомобилисты. Люди управляют любым транспортом. Среди пешеходов встречаются неадекватные, которые перебегают на красный или в неположенном месте, среди велосипедистов встречаются те, кто ведет себя опасно на дороге, среди автомобилистов такие люди тоже есть. Поэтому работать нужно не запретительными мерами, как это происходит сейчас, а профилактическими. Надо проводить пропаганду, обучать людей.

— Как вы себе это представляете?

— За несколько лет я ни разу не видел патрули ГИБДД на велодорожках. Они совершенно не уделяют этому внимание, не работаю с пешеходами или автомобилистами, которые просто паркуются на велодорожках. Почему инспекция работает только в одностороннем порядке? На мой взгляд, это не справедливо.

— Как вы оцениваете логику организации велодорожек в Перми? Не кажется ли вам, что они появляются в городе «точечно» и не образуют единую сеть?

— К сожалению, это реальность, в которой приходится жить. На самом деле, это мировая ситуация, которая есть везде, нельзя сделать сразу сеть велодорожек по щелчку пальцев. В том же Санкт-Петербурге велодорожек было гораздо меньше чем в Перми сейчас, но за 10 лет они выстроили «кусками» несколько десятков километров велодорожек. Во многом все зависит от заинтересованности городских властей. В прошлом году наша инициативная группа озвучивала администрации, в частности Пермский дирекции дорожного движения, предложения по строительству велодорожной сети. Мы получили ответ. Велодорожки пообещали строить поэтапно при капитальной реконструкции улиц.

Урбанисты часто говорят, что организация нормального велодвижения, может помочь «разгрузить» город от пробок. Как думаете, в Перми это может сработать?

— В мире уже давно используют практику, когда центр города закрывают для движения или ограничивают его в выходные дни. В таких городах создают сеть городского велопроката. Например, человек, который живет на окраине, может добраться до центра на машине, а уже там пересесть на велосипед. Кататься на нем по городу, гулять, отдыхать, замечательно проводить время. Но в России, к сожалению, это пока медленно развивается.

— Есть мнение, что в Перми нет единой сети велопроката, потому что это невостребовано.

— Сначала велопрокат надо сделать, а уже потом появится спрос. Об этом говорит как российский, так и зарубежный опыт.

— Если сейчас оценить Пермь. Готов ли город вообще к велосипедам, как к виду транспорта, а не хобби?

— На мой взгляд, у нас есть проблема с чиновниками. В принципе, генеральный план города предусматривал, что в Перми к 2016 году велодорожка будет практически на каждой улице. На сегодняшний день этого нет, от слова «совсем». Если хотя бы основные улицы реконструировали с учетом велоинфраструктуры, то мы гораздо быстрее смогли бы развиваться. Люди бы лояльнее относились к велосипедам и сами были бы здоровее, поскольку количество личного транспорта в центре города снизилось, а следом и воздух стал бы чище.

К сожалению, мало кто задумывается о том, что от трения автомобильных покрышек об асфальт и колодок о тормозные диски, образуется большое количество твердых частиц, которыми мы с вами дышим. Научно доказано, что эти частицы, в последствии, приводят к онкологическим заболеваниям.

Подпишитесь