Posted 7 мая 2019, 12:15
Published 7 мая 2019, 12:15
Modified 2 марта 2023, 14:39
Updated 2 марта 2023, 14:39
— Почему запрет ГИБДД вызвал такое возмущение?
— Больше всего «зацепила» некорректная формулировка, которая была неожиданно использована при трактовании знака «Пешеходная зона». Если открыть ПДД и почитать описание (п. 24.2 — п. 24.4), то все сразу станет понятно. Данный знак допускает движение велосипедистов по тротуару, поскольку на набережной нет проезжей части, велосипедной или велопешеходной дорожки. Но власти почему-то решили иначе.
— Запрет велосипедов на набережной это только пермская «история», или в других городах России такое тоже практикуется?
— Я вообще в первый раз услышал, чтобы набережную закрывали для велосипедистов. Если они (ГИБДД и администрация Перми — Properm.ru) хотят полностью закрыть велодвижение, то нужно ставить знак «Движение на велосипедах запрещено», но тогда даже дети младше семи лет должны будут слезть с велосипедов.
— Вы выступали с инициативой организовать велодорожку на набережной до того, как появился этот запрет?
— Честно говоря, лично я — нет, поскольку живу в Перми не так давно. Когда я сюда приехал, реконструкция набережной уже началась, а все проектные работы были завершены.
— Допустим, власти Перми решатся на организацию велодорожек вдоль набережной, какой российский опыт им можно перенять?
— Пожалуй, один из лучших городов в России, где «заморочились» на организацию велодвижения — это Альметьевск (Республика Татарстан — Properm.ru). Там интересуются велоинфраструктурой и активно ее развивают. Пока это один из городов-лидеров в стране. Например, перед многими светофорами в Альметьевске установлены специальные подножки, чтобы велосипедист мог комфортно ждать зеленый сигнал и не спешиваться. Также там появились урны под углом 45 градусов, чтобы удобно выбрасывать мусор находу.
Активно развивает велодвижение Санкт-Петербург. Сейчас он самый передовой по темпам роста инфраструктуры. Там очень активна группа велосипедистов, ребята хорошо «проталкивают» свои идеи.
— А в Перми? Получается, что у нас велоактивисты не такую сильную позицию занимают?
— В нашем городе много разных велосообществ. Самое крупное — «Вело Пермь». В большинстве случаев велосипедисты достаточно активны. Есть люди, которые готовы браться и помогать, например, при организации каких-то мероприятий. На мой взгляд, Перми не хватает инициативы со стороны администрации. Нужно, чтобы власти сказали: «Ребята, мы готовы выходить на диалог». Ведь в конечном итоге, велосипедисты, как и другие участники дорожного движения, хотят передвигаться безопасно.
— Как появление велодорожек решит вопрос безопасности?
— Если велодорожка конструктивно выделена от проезжей части или тротуара, то потоки просто не пересекаются. Никто никому не мешает. Вероятность сбить или быть сбитым стремится к нулю.
— ДТП с велосипедистами часто происходят в Перми?
— По дорогам ситуация такая, что сейчас у нас нет выбора. Согласно правилам дорожного движения, велосипедисты старше 14 лет обязаны ездить по правому краю проезжей части, если нет велоинфраструктуры, а ее у нас почти нет. На дорогах, естественно, ситуации бывают разные, но аварийность среди велосипедистов старше 14 лет, на мой взгляд, невысокая, и это хорошо. Мы смотрели статистику на сайте ГИБДД, за последние пять лет на дорогах Перми погибал, в среднем, один велосипедист в год. Не во всех случаях виновником ДТП был велосипедист.
— Насколько велосипед опасен для пешехода? Один из аргументов в пользу закрытия набережной — безопасность пермяков, особенно детей.
— С тем же успехом можно проходить у подъезда и на голову кто-то скинет бутылку. Различные исследования подтверждают, что при столкновении велосипедиста и пешехода, вероятность получения серьезных травм, а тем более летального исхода, очень низкая. Велосипедисты старше 14 лет, которых касается запрет озвученный ГИБДД, как правило, понимают, что на тротуаре они гости и едут очень медленно.
В городе автомобилям разрешено двигаться со скоростью 60 км/ч и есть еще не штрафуемый допуск в 19 км/ч. Получается, что на проезжей части можно встретить автомобиль, двигающийся на скорости 79 км/ч. Столкновение велосипедиста или пешехода с автомобилем, двигающимся на такой скорости с 80% вероятностью закончится гибелью. Получается, что ради иллюзии безопасности пешеходов на набережной, власть вынуждает велосипедистов объезжать набережную по проезжей части, подвергая себя опасности. При этом, согласно статистике ГИБДД, в 2018 году велосипедисты сбивали пешеходов 10 раз, из них только два на набережной. Является ли такая статистика весомой для запрета?
— Допустим, на набережной запретят полностью велосипеды, но здесь ведь есть и те, кто передвигается на скейтбордах, роликовых коньках, электросамокатах. Получается, что их тоже нужно запретить?
— Правила дорожного движения нам говорят, скейтборды, роликовые коньки, электросамокаты, гироскутеры приравнены к пешеходам. При этом они могут передвигаться достаточно быстро и еще больше подвергать опасности пешеходов. То есть мы получаем законодательную дыру. Прямо сейчас вы можете проехать здесь на электросамокате со скростью 20–30 км/ч и при этом не нарушить ПДД.
— Раз появляются запреты именно велосипедов, возможно, дело все-таки в культуре вождения? Точнее в ее отсутсвии.
— Надо понимать, что виноваты всегда люди, а не велосипедисты или автомобилисты. Люди управляют любым транспортом. Среди пешеходов встречаются неадекватные, которые перебегают на красный или в неположенном месте, среди велосипедистов встречаются те, кто ведет себя опасно на дороге, среди автомобилистов такие люди тоже есть. Поэтому работать нужно не запретительными мерами, как это происходит сейчас, а профилактическими. Надо проводить пропаганду, обучать людей.
— Как вы себе это представляете?
— За несколько лет я ни разу не видел патрули ГИБДД на велодорожках. Они совершенно не уделяют этому внимание, не работаю с пешеходами или автомобилистами, которые просто паркуются на велодорожках. Почему инспекция работает только в одностороннем порядке? На мой взгляд, это не справедливо.
— Как вы оцениваете логику организации велодорожек в Перми? Не кажется ли вам, что они появляются в городе «точечно» и не образуют единую сеть?
— К сожалению, это реальность, в которой приходится жить. На самом деле, это мировая ситуация, которая есть везде, нельзя сделать сразу сеть велодорожек по щелчку пальцев. В том же Санкт-Петербурге велодорожек было гораздо меньше чем в Перми сейчас, но за 10 лет они выстроили «кусками» несколько десятков километров велодорожек. Во многом все зависит от заинтересованности городских властей. В прошлом году наша инициативная группа озвучивала администрации, в частности Пермский дирекции дорожного движения, предложения по строительству велодорожной сети. Мы получили ответ. Велодорожки пообещали строить поэтапно при капитальной реконструкции улиц.
— Урбанисты часто говорят, что организация нормального велодвижения, может помочь «разгрузить» город от пробок. Как думаете, в Перми это может сработать?
— В мире уже давно используют практику, когда центр города закрывают для движения или ограничивают его в выходные дни. В таких городах создают сеть городского велопроката. Например, человек, который живет на окраине, может добраться до центра на машине, а уже там пересесть на велосипед. Кататься на нем по городу, гулять, отдыхать, замечательно проводить время. Но в России, к сожалению, это пока медленно развивается.
— Есть мнение, что в Перми нет единой сети велопроката, потому что это невостребовано.
— Сначала велопрокат надо сделать, а уже потом появится спрос. Об этом говорит как российский, так и зарубежный опыт.
— Если сейчас оценить Пермь. Готов ли город вообще к велосипедам, как к виду транспорта, а не хобби?
— На мой взгляд, у нас есть проблема с чиновниками. В принципе, генеральный план города предусматривал, что в Перми к 2016 году велодорожка будет практически на каждой улице. На сегодняшний день этого нет, от слова «совсем». Если хотя бы основные улицы реконструировали с учетом велоинфраструктуры, то мы гораздо быстрее смогли бы развиваться. Люди бы лояльнее относились к велосипедам и сами были бы здоровее, поскольку количество личного транспорта в центре города снизилось, а следом и воздух стал бы чище.
К сожалению, мало кто задумывается о том, что от трения автомобильных покрышек об асфальт и колодок о тормозные диски, образуется большое количество твердых частиц, которыми мы с вами дышим. Научно доказано, что эти частицы, в последствии, приводят к онкологическим заболеваниям.