Posted 4 февраля 2022, 08:42
Published 4 февраля 2022, 08:42
Modified 2 марта 2023, 15:42
Updated 2 марта 2023, 15:42
Министерство спорта Прикамья решило отказаться от сотрудничества с командой «Первое пермское беговое» (АНО «Пермский марафон» — организовывают «Пермский марафон», цикл забегов «Беги по краю», благотворительный «Тёплый забег») при организации местного этапа всероссийского полумарафона «Забег. РФ» в 2022 году, проводимого под руководством Ксении Шойгу (дочь Сергея Шойгу). Планируется, что мероприятие проведет подконтрольная министерству ГАУ «Управление по организации и проведению спортивных и физкультурных мероприятий» (далее УПОПСМ).
По словам лидера команды Александры Гуляевой, министр спорта региона Татьяна Чеснокова в личном разговоре с ней пояснила, что у «Забега. РФ» в Перми в 2021 году были проблемы с безопасностью — охранников на старт вышло меньше, чем нужно. Поэтому министерство решило взять на себя роль организатора, и самостоятельно совместно с «Лигой героев» (учредитель «Забега. РФ»), провести мероприятие. Реакция федерального руководства проекта «Лига героев» на данный момент неизвестна. На сайте организации Пермь на момент публикации не значится в числе городов, где пройдет «Забег. РФ».
По мнению самой госпожи Гуляевой, обозначенные министром причины надуманы, поскольку контракты на обеспечение безопасности заключает само министерство или уполномоченная организация УПОПСМ, как это и было в 2021 году. В беседе с журналистом Properm.ru она пояснила, что считает истинными причинами желание министерства «добавить веса» дочерней компании политически значимыми мероприятиями, перевести «на себя» финансово независимое и полностью готовое соревнование.
Кроме того, по ее мнению, свою роль могли играть взаимоотношения команды с бывшим министром спорта края Владимиром Епановым (директором АНО «Пермский марафон» является Валерия Епанова, дочь экс-министра) и критика позиции министерства в соцсетях самой Александры Гуляевой.
В минспорта Прикамья Properm.ru подтвердили факт смены организатора мероприятия, но от более подробных комментариев воздержались.
Формально, локальный конфликт, снова демонстрирует желание спортивного ведомства подобрать под себя «раскрученные» общественниками, либо отдельными федерациями спортивные мероприятия. Ранее нечто подобное произошло в прыжках на лыжах с трамплина и так же закончилось конфликтом. В случае с бегом развитие конфликта может ударить не только по имиджу региона, но и прервать успешное развитие отрасли физкультуры и массового спорта. Дело в том, что в подобных отраслях государству сложно обойтись без помощи увлеченных профессионалов.
Как устроен модный бег?
В последние 10 лет Россию захватил мировой бум моды на бег. Пиком большого спортивно–физкультурного движения стали массовые марафоны. Государство, активно ратующее за развитие массового спорта, бум поддержало, а где-то и возглавило.
В Прикамье ускорение процесса популяризации бега на всех уровнях произошло после прихода на должность губернатора Максима Решетникова и назначения министром спорта легкоатлета Владимира Епанова. Министр убедил побежать губернатора, вслед за первым лицом региона побежали все. Новый импульс получили «Пермский марафон», «Кросс наций», «Тёплый марафон» и «Зеленый марафон», «Беги по краю» другие благотворительные, социальные и коммерческие забеги. При этом, организаторами забегов чаще всего становились команды энтузиастов. Самая известная команда — «Первое пермское беговое» (АНО «Пермский марафон») под руководством Александры Гуляевой.
В 2019 году в Прикамье первый раз провели всероссийский полумарафон «Забег. РФ». Его федеральный организатор — «Лига героев», возглавляемая Ксенией Шойгу. Пермским партнером стало АНО «Пермский марафон». В 2019 году «Забег.РФ» в Перми собрал 2000 участников, в 2020-м ковидном — 1000, в 2021 м — 3000.
Как работает система организации таких массовых забегов можно разобрать как раз на примере «Забега. РФ — 2021». Общие затраты пермского этапа составили примерно 6 млн рублей. Согласно договору между общественниками и региональным спортивным ведомством министерство брало на себя затраты по обеспечению безопасности и медицинское сопровождение. Затраты ведомства примерно 2–2,5 млн рублей, остальное ложится на организаторов.
Самая большая проблема в подобных мероприятиях — раздел «Обеспечение безопасности». Силовики предъявляют серьезные требования. Это касается количества охранников, грамотного перекрытия движения (если нужно), сопровождения бегунов, выставления ограждений, пунктов досмотра. Согласно документам, в 2021 году (имеются в распоряжении редакции — Properm.ru) при организации Пермского полумарафона «Забег. РФ» ГАУ заключило два договора с «Аякс-Безопасность» и ИП Трухиным И.А. на общую сумму около 960 тыс. рублей. Подрядчики должны были обеспечить работу 250 охранников и 150 контролеров в день проведения полумарафона. Однако, по неизвестным причинам, согласно данным МВД, из 250 лицензированных охранников на улицу вышли только 42. По нашим данным, между УПОПСМ и «Аяксом» существовали разногласия по поводу исполнения договора. Однако, вместо дочерней структуры минспорта, ответственным за проблемы ведомство назвало организатора в лице АНО «Пермский марафон».
Команда общественников брала на себя спортивную, содержательную, культурную часть и общую организацию в целом — ⅔ затрат. Где доходы? Организаторы традиционно продают «слоты» на участие в забегах. Обычно в цену такого «билета» входит «стартовый пакет»: брендированные элементы экипировки, памятные награды участникам, напитки, питательные батончики, гели. «Слоты» дают основную долю доходов. Остальное берется за счет рекламы и спонсорства.
То есть, общественные/коммерческие организаторы соревнований лично заинтересованы в наибольшей раскрутке таких мероприятий и хорошем проведении, чтобы в них приняло участие наибольшее из возможного число бегунов. Потому что именно такой подход дает возможность компенсировать затраты на проведение, растит репутацию, известность, позволяет рассчитывать на регулярность. Отметим, часть полученных доходов от «больших» забегов, АНО «Пермский марафон» тратил на социальные мероприятия, типа программы «Беги по краю».
Наилучший результат достигается при равноправном и отлаженном взаимодействие госструктур и общественников. Ведомства берут на себя серьезные вопросы взаимодействия с силовиками, муниципалитетами. Общественные/коммерческие организаторы обеспечивают массовость, профессионализм и «движуху». Зачем здесь еще и дочернее ГАУ?
УПОПСМ почти не виден
ГАУ ПК «Управление по организации и проведению спортивных и физкультурных мероприятий» создали в Перми в феврале 2021 года при краевом министерстве спорта. Новому учреждению передали полномочия краевого Центра спортивной подготовки по организации спортивных соревнований. По нашим данным, предполагалось, что структура может полностью заменить ЦСП, но судя по всему к настоящему моменту от этой мысли отказались, структуры существуют параллельно. Одной из целей создания учреждения в формате некоммерческой организации — упрощение конкурсных процедур при организации мероприятий.
Сначала УПОПСМ возглавил Евгений Категов, известный разработкой и продвижением соревнований по прыжкам на лыжах с трамплина и двоеборью. В сентябре 2021 года господин Категов покинул учреждение из-за разногласий с руководством минспорта. По одной из версий, уход господина Категова связан с отказом краевого минспорта проводить летний Гран-при по прыжкам с трамплина на лыжах. В министерстве тогда пояснили: «Мероприятие достаточно дорогое (около 11 млн руб.), при этом особого зрительского интереса не вызывает». Пост директора занял вице-президент Федерации кикбоксинга Пермского края Евгений Хиль.
По открытым данным сложно судить об эффективности учреждения. По данным СПАРК, УПОПСМ за полтора года своего существования выступило как заказчик в 135 контрактах на сумму 52 млн рублей. По данным «Портала поставщиков» контрактов было больше — 189. Отметим, подавляющее большинство контрактов оформлено как «закупка у единственного поставщика» или как «закупка по потребности». Это означает, что не все договоры или техзадания остаются в публичном доступе. Кроме того отметим, что закупки по организации соревнований — штука специфическая, и единых жестких цен там быть не может.
Отметим, что мы не ставили себе целью массово анализировать контракты ГАУ ПК УПОП, а посмотрели только несколько. Например, ведомство не скупилось на покупку техники явно по завышенной цене (переплата за 12 ноутбуков у поставщика составила более 400 тыс. рублей, по сравнению с покупкой в магазине), а аренда скорой для хоккейного турнира обходится в 4,7 тыс. рублей в час.
Что получается? ГАУ УПОПСМ само не проводит спортмероприятия, а выступает спецконторой для проведения закупок. Будут проводить полумарафон своими силами? Приглашать другую команду организаторов? Пока неясно. Зато понятно, что «Лига героев» будет весьма требовательна к партнеру — положение обязывает.
Если конфликт команды «Пермского марафона» и краевого спортивного ведомства не разрешится, то вполне возможно, что под угрозой срыва окажется социальная программа «Беги по краю». Могут пострадать другие мероприятия и встанет вопрос о непосредственных организаторах проведения главного массового забега в регионе — «Пермского марафона». Но главное, что партнерство между спортивной общественностью и профильным министерством на котором, по сути стоит весь массовый спорт в Прикамье в очередной раз поставлено под сомнение.