Posted 11 февраля 2022, 02:30
Published 11 февраля 2022, 02:30
Modified 2 марта 2023, 15:28
Updated 2 марта 2023, 15:28
По российским законам каждый сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей (социальное сиротство), в 18 лет должен получить жилье. В Пермском крае это должно быть благоустроенное жилье, не менее 28 кв. м (с жилой площадью не меньше 14 кв. м). Квартира/дом предоставляются в родном городе. Но программа предоставления жилья постоянно пробуксовывает. Еще в 2016 году необеспеченными остались более 3000 человек в крае. С тех пор ситуация если и улучшалась, то очень медленно. Сейчас в Перми на учете состоят около 1600 человек и ждать своей квартиры они могут годами. Ответственность и полномочия по исполнению этого закона лежит на муниципалитетах и они явно не справляются.
Мэр Перми Алексей Дёмкин счёл, что помочь решить проблему могут поправки в региональный закон. Он предлагает разрешить предоставлять детям-сиротам из Перми жилье в других муниципалитетах региона. Также предлагается снять ограничение по площади для квартир, предлагаемых сиротам. Сейчас закон разрешает предоставлять квартиры с жилой площадью не менее 14 кв. м.
Если следовать аргументам мэрии, то ограничение в минимальных размерах жилой площади — тормоз для приобретения квартир бюджетом. Администрация в 2021 году пыталась провести 539 аукционов для покупки квартир для сирот, а купила только 56: «483 аукциона не состоялись ввиду отсутствия заявок на участие в закупках». В пояснительной записке к законопроекту сказано, что «отсутствие заявок на участие в закупках обусловлено недостаточным количеством на рынке недвижимости квартир, соответствующих параметрам… Однако на рынке недвижимости, в том числе на первичном, имеются квартиры, жилая площадь которых составляет менее 14 квадратных метров (например, 13,8 кв. м, 13,9 кв. м).
Второй аргумент: в Перми на квартиры высокий спрос и высокие цены. «Ускорить решение вопроса… возможно за счет предоставления детям-сиротам квартир в расположенных «по соседству» муниципальных районах, где активно ведётся строительство многоквартирных домов, есть прямое транспортное сообщение с Пермью, развитая социальная инфраструктура, а цены на жилье ниже».
В пояснительной записке прямо сказано, что речь идет о Пермском районе. В официальном ТГ-канале мэрии «Пермь Первая» приводится другая формулировка: «В основном, будут рассматриваться близлежащие территории, но по желанию льготника будет возможность предоставления жилья и в других муниципалитетах края». В пример приводятся другие регионы, где введена такая практика: Республика Коми, Нижегородская, Мурманская, Пензенская, Ивановская области, Алтайский край.
Отметим, что обоснования поправок от Алексея Дёмкина сконцентрированы исключительно на ситуации вокруг краевой столицы. Мэр говорит о выделении квартир исключительно для пермских сирот и только на примере Пермского района. Между тем, в самом законопроекте об этом нет ни слова. Обе предлагаемых поправки касаются всего региона без каких бы то ни было ограничений. Кроме того, это может привести (и скорее всего приведет) к тому, что под жилье будут выделять что попало.
Сейчас соответствующая статья закона гласит, что всем сиротам «органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района, муниципального или городского округа предоставляются благоустроенные жилые помещения».
Господин Демкин предлагает ее дополнить: «В случае отсутствия по месту жительства в пределах территории…жилых помещений, соответствующих установленным требованиям, с письменного согласия… предоставляются жилые помещения на территории другого муниципального образования Пермского края»
Фактически идет подмена понятий. Никаких оговорок о «соседних районах» в тексте (выше) нет. То же касается и «налаженного прямого транспортного сообщения с Пермью». Этот аргумент так же не отражен в тексте документа. Кроме того в добавочном абзаце отсутствует слово «благоустроенное». При принятии закона в нынешнем виде, любая мэрия любого округа Прикамья сможет предложить жилье, например, в Гремячинске или Кизеле. А поскольку отсутствие в законопроекте слова «благоустроенное» может толковаться как угодно, то это может быть любое жилье.
У нас много полупустых деревень, дома там ничего не стоят (пока их не начнут закупать муниципалы), почему бы не отправить туда сирот, правда? Что касается согласия, то как вы считаете, каков будет ответ при словах чиновника: «Либо сейчас получаешь квартиру в Гремячинске, либо жди 15 лет в Перми?» В территориях края будут поступать точно так же, только жестче.
Поправка о снятии ограничений по размеру жилой площади точно так же допускает любые толкования, поскольку не содержит никаких иных добавочных ограничений. Довод о том, что на рынке нет квартир с жилой площадью 14 кв. метров, а есть с площадью 13,8 — 13,9 кв. м так же выглядит странно. Квартир-студий вполне достаточно, в этом можно убедиться на порталах недвижимости.
Довольно резко, хоть и ожидаемо, на поправки отреагировали представители ЛДПР и СРЗП. Руководитель фракции ЛДПР в Заксобрании Олег Постников отметил, что изменение регионального законодательства вообще не имеют смысла: «…уже сейчас сирота может воспользоваться жилищным сертификатом и приобрести жилье не в Перми, а в любом городе любого субъекта»
Лидер регионального отделения СРЗП Вероника Куликова отметила желание городских властей расширить возможности решения острой проблемы. Но по ее мнению, оба предложения несут большие социальные риски: «… Благодаря предлагаемой формулировке чиновники смогут «отправлять» детей-сирот даже в самые отдаленные и, так называемые, депрессивные точки региона. Это, безусловно, негативно скажется на социальной адаптации и благополучии этих ребят. …Исключение минимального норматива жилой площади в 14 квадратных метров — недопустимо. … жить и создавать благополучные семьи в таких квартирах просто невозможно». Госпожа Куликова делает вывод, что власти Перми не справляются с задачей предоставления жилья сиротам, сделанные ими предложения нельзя считать «рабочими» и поддерживать в таком виде нельзя.
Пока на законопроект нет официальной реакции прокуратуры и других заинтересованных ведомств. По предварительной оценке, он может вступать в противоречие с федеральным законодательством, как минимум речь идет о ФЗ-159. Фактически, законопроект будучи принят в этом виде, дает возможность расселять нуждающихся, куда угодно и в любые помещения на усмотрение конкретного чиновника конкретного муниципалитета — в любой сарай Пермского края.