Posted 15 мая 2013, 04:00
Published 15 мая 2013, 04:00
Modified 2 марта 2023, 16:20
Updated 2 марта 2023, 16:20
— Ваш автомобиль, ваши госномера? Видите, вы обгоняете в зоне действия знака «Обгон запрещен»?
— Это вы едете, притормаживаете, мне ехать мешаете…
— Мы едем ровно 100 км/ч, больше не можем, так как это дорога регионального значения. А вы с прицепом. Вы знаете разрешенную скорость движения автомобиля с прицепом по трассе? Не более 70 км/ч, а ведь вы быстрее нас ехали. Еще и номера грязные, нечитаемые.
— Издалека еду. Вот ведь у вас процедура такая интересная…Неприятно, вот честно.
— Я вас не подставлял, экстренного торможения не предпринимал, двигался по своей полосе с неизменной скоростью. Что непонятно еще, я вам расскажу.
— Да мне все понятно. Сама процедура мне вообще непонятна: взяли и засняли.
— Хорошо. Смотрите, контрольный лист. Автодорога Пермь-Березники, с 28 по 59 километр. Время несения службы — до 21:00. Автомобиль наш, госномер, моя фамилия Тихомиров. Удостоверение показать вам?
— Да по форме видно…
— Далее. У нас оперативное мероприятие проводится на данной дороге. Отрабатываем тему скоростного режима и выезда на встречную полосу движения. Аварийность на данном участке дороги — вот цифры. Все полностью могу вам рассказать. Согласовано, подписано, утверждено. Можете позвонить в дежурную часть УГИБДД, поинтересоваться.
— Спорить даже не буду. Но просто первый раз с таким вот сталкиваюсь…
Этот диалог произошел между сотрудником краевого полка ДПС ГИБДД старшим лейтенантом Сергеем Тихомировым и одним из пойманных нарушителей правил дорожного движения на трассе Пермь-Березники.
Мы здесь не случайно: идет оперативное мероприятие «Скоростной режим, встречная полоса». Цель гаишников — профилактика аварийности из-за выезда на полосу встречного движения для обгона. Место выбрано тоже неспроста. Только за первые три месяца 2013 года на региональной трассе произошло 18 ДТП, в которых 9 человек погибли, а 26 оказались в больнице.
Для проведения операции используется метод скрытого патрулирования с видеозаписью. Техническое оснащение здесь совсем без налета фантастики: патрульный автомобиль без цветографической схемы и «люстры», запись нарушения осуществляется гражданской же видеокамерой Canon.
«Осуществляя контроль за дорожным движением группами сотрудников ДПС ГИБДД на конкретных участках дороги, мы формируем у водителей устойчивые навыки дисциплинированного поведения на дорогах» — пояснил цели такого патрулирования ответственный за проведение операции на данном участке трассы майор полиции Андрей Рудаков, замкомандира батальона №2 полка ДПС ГИБДД ГУ МВД.
Как известно, традиционный российский водитель соблюдает ПДД только тогда, когда видит патруль ДПС. Здесь же, простыми словами говоря, создается постоянный «эффект присутствия»: если страх потерять жизнь и здоровье на соблюдение ПДД автомобилистов не мотивирует, пусть будет работать страх лишиться водительского удостоверения или выплатить немаленький штраф. Может быть, через некоторое время приоритеты поменяются. Но пока, увы, так.
Да я не в первый раз уже…
Расположение знаков «Обгон запрещен» и разметку сотрудники краевого полка ДПС на патрулируемых участках знают как свои пять пальцев. На подъезде к каждому «запретному» участку, вне зависимости от присутствия и расположения автомобилей на дороге, видеокамера беспристрастно записывает все происходящее.
Вот и нарушитель. В зоне действия знака «Обгон запрещен» лихо выруливает на встречную полосу для обгона внедорожника. Скорость — за 100 км/ч. И пока он, довольный собой и своим маневром, летит навстречу горизонту, по рации впереди стоящему патрулю уже «летит» ориентировка.
Взмах полосатого жезла… Дальше знаете сами.
Водителю «Мерседеса» на вид лет 20. Тут же пытается по телефону связаться с юристом. «Все нормально, — говорит он гаишникам. — Я не в первый раз уже, мне нужна консультация своего специалиста». Действительно, дело-то серьезное: штрафом тут не отделаться, сразу лишение прав. Дальше он поедет уже по «времянке», а через пару недель будет доказывать свою «невиновность» уже судье.
Справка Properm.ru: С 1 января 2013 года если водитель выехал на встречную полосу и за этим нарушением его поймали впервые, виновный может отделаться штрафом в размере 5 тысяч рублей. Кроме этого, автомобилисту может грозить лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев. В то же время при определении наказания руководитель подразделения ГИБДД и судья могут учитывать характер деяния, а также отягчающие или смягчающие обстоятельства. Если же нарушение произошло повторно, то водителя могут оставить без прав на год. |
Оставляем лихача для заполнения проколов наряду ДПС и продолжаем патрулирование. За смену — с 12 до 21 часов — в разные дни выявляется разное количество нарушителей. Случается, что их «оформляют» десятками, а, бывает, и за весь день дюжины не наберется. «Это не вы не нарушили, это мы недоглядели» — шутят гаишники. Но при этом по-человечески радуются, когда нарушителей не слишком много. Ведь это означает, что в эту смену показатель аварийности не будет опасно высоким.
Видно издалека.
Часто потенциального нарушителя видно в потоке. Он выдает себя нервными маневрами и/или высокой скоростью движения. Замечаем еще в зеркала заднего вида несущийся на всех парах грязно-серый кроссовер Hyundai — обгоняет всех. Тут уж и к гадалке не ходи: камера — play.
Пока он смотрел «кино про встречку» с собой в главной роли, появились подозрения о его ядреном абстинентном синдроме. Сильном похмелье, проще говоря. Прежде чем продолжить патрулирование, оставляем рекомендацию дежурному наряду проверить нарушителя на алкоголь.
Может, договоримся?
Ничем не примечательный автомобиль, которых в дорожном потоке сотни и тысячи, попадает под прицел видеокамеры скрытого патруля. Нарушение все то же. За рулем — дама. Хоть и меньше на счету прекрасного пола ДТП с серьезными последствиями, это не значит, что все как одна ездят по трассе 70 км/ч поближе к обочине. Бывает, что и гоняют, «на маникюр опаздывая».
Старший лейтенант Тихомиров показывает нарушительнице запись выезда на встречную полосу. Девушка раскаивается, говорит, что вообще-то спокойно ездит и не нарушает, а сегодня сильно торопилась и знак «Обгон запрещен» попросту не увидела. И, конечно же, перспектива потери водительского удостоверения ее серьезно пугает. «Может, мы как-то договоримся?» — робко в пятнадцатый раз интересуется она.
Справедливости ради отметим, что о денежной благодарности за прощение речи не шло. Ни в машине при просмотре записи, ни после. Убедившись, что это первое ее серьезное нарушение ПДД, майор Рудаков успокаивает даму: «Не заберем мы ваши права…».
Протокол об административном правонарушении. Штраф в пять тысяч рублей. Первый раз пронесло. Дальше — вряд ли договорится.
Протрите, пожалуйста, номера.
Если вы думаете, что нечитаемый от грязи задний госномер автомобиля не позволит скрытому патрулю вас идентифицировать — ошибаетесь. В прицел видеокамеры попадает обгоняющий в «запретной зоне» внедорожник с очень грязным задним номером. Чтобы передать ориентировку по госномеру, патрулю приходится чуть ли не вплотную подъехать к этой машине. Получилось.
«Протрите, пожалуйста, задний госномер вашего автомобиля» — просит старший лейнетант Тихомиров пришедшего «на просмотр» нарушителя. И уведомляет, что видеозапись еще не остановлена.
На выходе получам вот такое кино: знак «Обгон запрещен», факт нарушения, движение автомобиля по трассе до дежурного экипажа ДПС, остановка, требование протереть номера, подверждение госномера автомобиля нарушителя. Со звуком впридачу. Тут и не поспоришь.
Стоит отметить, что после смены производится выемка карты памяти из камеры. Каждый видеофайл с нарушением отправляется в суд, чтобы послужить закону не доказательством, а свидетельством факта нарушения. Итоговое решение о лишении прав принимает судья.
«А можно как-то раз и навсегда решить проблему выезда на встречную полосу?» — интересуюсь уже на обратном пути с дежурства. «Да запросто: разделитель встречных полос движения везде поставить. Где он есть у нас, там аварий по этой причине вообще нет» — предлагают простое и надежное решение гаишники. Соглашаюсь. «Но это очень дорого» — почти хором делаем итоговый вывод.
Как видим, «устойчивые навыки дисциплинированного поведения на дороге» у водителей формируются лишь с помощью вот такой науки — жесткого присмотра, штрафов и лишения прав. Иногда достаточно проехать минуту-другую до разрешенной для обгона зоны и совершить маневр в том безопасном месте, где встречному потоку этот маневр запрещен. Хотя — там ведь тоже все «очень торопятся»…