— А что на ваш взгляд в мастер-плане не так? — Высокоплотная застройка. Уверен, что это будет предметом ожесточенных дискуссий, и у меня есть серьёзные опасения, что уплотнение усилит миграцию из Перми. Нужно понимать, что Пермь — это особый город по климату, даже для России. Поэтому тут, по-видимому, могут оставаться только люди, которых это почему-то устраивает. Почему их это может устраивать? Потому что здесь не такая высокая плотность. Для нас неприемлемо как в Европе смотреть через кухонное окно как сосед пьёт утренний кофе. Нам нужен простор, близость к природе, большое личное пространство.
— И каково это пространство содержать в чистоте и порядке? — Да, в высокоплотном городе меньше расходы на содержание. Но только в теплом климате, в Европе! При наличии твердых осадков, есть и обратная зависимость. Куда мы будем девать снег? При не очень большой плотности застройки снег валили на газоны и в другие неиспользуемые пространства, которые так возмутили разработчиков мастер-плана: «у вас город состоит из пустырей». Если всё будет застроено, то весь снег придется вывозить? Мы же разоримся на этом! Те, кто предлагает просто увеличивать и увеличивать количество снегоуборочной техники, пусть сначала посчитают, сколько это будет стоить, если весь снег со всей площади застройки Перми придется вывозить, не только с улиц, но и с дворов. Мне кажется, сейчас снег вывозится едва ли с 1% территории города...
—
А что скажите про «остановка как послание инопланетному разуму»? —
Смеется.
— Нет, серьезно, о П-Остановках в ЖЖ вы написали восемь эпизодов. Чем они вам не угодили? — Я считаю, что это просто пример плохого дизайна. Вернее, промышленным дизайном там и не пахнет, только красивая картинка сделана. И, конечно, пример того, как деньги тратят на громкое имя и вообще не смотрят на результат.
— У нас это становится практикой... — Да, оперный театр отдали на откуп Дэвида Чипперфильда. Проект просто ужасный, неудобный и для зрителей, и для труппы. Планируется вырубить значительную часть сквера, просто так, даже не под строящееся здание... А знающие люди говорят, что представленный на конкурс проект нельзя реализовать и его придется кардинально перерабатывать. Самое интересное, что проект никому не показывают, его даже пермское архитектурное сообщество не видело. Точно так же делается реконструкция вокзала Пермь-2 — пригласили Deutsche Bahn — это немецкие железные дороги — я им доверяю, но есть какие-то вещи, которые немцы не знают. В конце концов, у нас есть садоводы, которых в Германии нет... Может старушки с рассадой не нравятся властям, но это не повод их дискриминировать. Нужно очень внимательно изучать проблему, чтобы хорошо сделать. Я почему говорю, что нужно выносить проекты на Градсовет? Не потому, что там какие-то «яйцеголовые» сидят. Даже дураки в количестве 40 штук гораздо быстрее увидят ошибки, чем один «гений», просто потому, что их суммарный жизненный опыт намного богаче. Чем шире обсуждение, тем качественнее результат. Нужно широко обсуждать и Оперный, и Пермь-2, и Аэропорт, и застройку бывшей психиатрической больницы на Революции... Везде что-то планируется, но никто не знает что... Никто не видел и проекта реконструкции Речного вокзала, только пару картинок. А Набережная? Список длинный.