Владимир Белозеров: Пять банков для промышленно-развитого региона — это очень печально

29 ноября 2011, 10:10
По мнению банкира, небольшое количество местных банков в Пермском крае и процесс перевода филиалов в другие форматы, например, операционные офисы, приведет к оттоку денег из Прикамья в другие регионы.

Генеральный директор «Перминвестбанка» Владимир Белозеров рассказал Properm.ru о том, что в Пермском крае постепенно исчезают центры принятия решений и происходит отток денежных средств из региональной экономики в пользу других соседних областей.

— Владимир Эдуардович, в Пермском крае сейчас не так много своих местных банков. Как вы охарактеризуете эту ситуацию?

— Да, к сожалению, собственно пермских банков очень мало. Промышленно-развитый регион и всего пять самостоятельных региональных банков — это очень печально.

К тому же, сейчас многие федеральные банки проводят структурные изменения и с целью оптимизации затрат переводят филиалы в операционные и кредитно-кассовые офисы. Что это значит? А то, что деньги будут уходить из Прикамья в другие регионы, где работают основные филиалы, например, в Нижегородскую или в Свердловскую области. Финансовые потоки будут перераспределяться именно там. И не факт, что они вернутся в край в виде инвестиций.

— Чем плох тот же операционный офис в сравнении с филиалом?

— Операционный офис не может иметь субкорреспонденские счета в банках для проведения расчетов, функционал операционных офисов в основном направлен на обслуживание клиентов по стандартным продуктам. Все платежи проходят через филиалы, центры принятия решений тоже находятся там и там же аккумулируются деньги и решаются вопросы, куда их инвестировать.

И как, по вашему мнению, распорядится деньгами филиал, расположенный например, в Нижнем Новгороде? Я думаю, что выбирая между кредитованием бизнеса у себя или в Перми, они предпочтут первый вариант. Отдать деньги в Пермь и тем самым рисковать? Или оставить у себя под боком и кредитовать «свой» региональный бизнес? Ответ, на мой взгляд очевиден.

— Владимир Эдуардович, вернемся к Перминвестбанку. На сайте в разделе «Реализация залогового имущества и непрофильных активов» указаны несколько земельных участков в Добрянском, Ильинском и Чусовском районах общей площадью более 120 гектаров. Расскажите, пожалуйста, подробнее, что это за участки? От кого они остались в наследство Перминвестбанку?

— Мы никогда не скрывали и не скрываем, что 2008 год преподнес нашему банку, как и многим другим, большие сюрпризы в виде просроченной задолженности и непрофильных активов в виде разного рода имущества.

Именно поэтому еще в 2009 году приоритетной для нас стала работа с непрофильными активами и просроченной задолженностью. Если большинство вопросов, связанных с просроченной задолженностью и залоговым имуществом нам удалось решить, то более сложные — земельные активы — пока нет.

— Какая работа, в результате, была проделана банком?

— Например, для поселка «Междуречье», расположенного рядом с поселком «Пальники», в Добрянском районе, мы разработали концепцию застройки, частично провели межевание земельных участков.

В перспективе строительство этого поселка мы планируем реализовать в рамках программы Агентства по ипотечному жилищному кредитованию и Внешэкономбанка «Стимул». Это инструмент государственной поддержки жилищного строительства. Мы предоставили в АИЖК документы на аккредитацию нашего банка по реализации этой программы в Пермском крае.

Совместно с одним из пермских застройщиков мы планируем в следующем году по одному из утвержденных АИЖК проектов отработать технологию финансирования малоэтажной застройки.

— О каком застройщике вы говорите?

— Эту компанию я пока не могу раскрыть. Могу лишь сказать, что это известный застройщик, зарекомендовавший себя на строительном рынке, в том числе и на рынке малоэтажного строительства.

— Как продвигается работа по другим участкам?

— Проводим межевание и подготовку к продаже. Например, поселок «Решетники в заливе» (Ильинский район — Properm.ru) поделен на 60 с лишним участков. Если изначально ряд земель там были сельхозназначения, то мы расширили диапазон их применения для того, чтобы ориентироваться на более крупную и широкую категорию клиентов.

— Когда все участки, о которых мы говорим, выйдут на продажу?

— В этом году мы уже распространили информацию об их реализации через наших агентов. Со стороны покупателей был проявлен некий интерес. Однако к более масштабной и активной работе мы приступим уже в следующем году.

— Каких успехов вы достигли в работе с просроченной задолженностью?

— Основные проблемы просроченной задолженности мы решили и на это было потрачено очень много сил. Большие сложности вызывает взаимодействие с судебными органами и службой судебных приставов. Суды по-прежнему загружены разбирательствами между банками и их должниками, приставы также не справляются со всем объемом работы.

— Не так давно Управление судебных приставов по Пермскому краю рассказало об итогах работы за 9 месяцев 2011 года. В частности, указывалось на 1 млрд рублей, который они вернули банкам, что почти на четверть больше, чем за аналогичный период 2010 года.

— Не думаю, что эти успехи связаны только с деятельностью приставов. Это, прежде всего, активная работа с просроченной задолженностью самих банков. К тому же нам не известно, сколько всего исполнительных производств и на какую сумму находится у приставов, поэтому объективно оценить их эффективность мы не можем.

— Вы уже несколько раз упоминали 2008-й год. Насколько текущая ситуация похожа на события, которые происходили тогда?

— Российская экономика интегрирована в мировую. И, естественно, если на мировых рынках начинаются проблемы, то они касаются и нас.

За последние годы российскому бизнесу, в том числе банковскому, были предоставлены большие заимствования на западных рынках. А продолжающаяся неопределенность в еврозоне заставляет европейские банки закрывать сегодня кредитные линии, чтобы поддержать собственную ликвидность. Естественно, все внимание бизнеса начинает концентрироваться на внутренний денежный рынок, а он, в свою очередь, так же испытывает определенный дискомфорт. В последнее время Банк России и Минфин размещают в банках денежные средства, что позволяет на рынке поддерживать ликвидность.

Повышение ставок по вкладам с этим связано?

— Конечно, все процессы здесь взаимосвязаны. И средства населения — один из основных источников пассивов для банков.

— Министерство финансов РФ заявило о том, что хочет предоставить Центробанку право регулировать процентные ставки по вкладам. Как Вы оцениваете эту меру?

— Банк России уже контролирует их. На постоянной основе проводится мониторинг ставок по 10 крупнейшим банкам РФ. Кроме этого, нам регулярно приходит информация от Главного управления Банка России по Пермскому краю о процентных ставках по вкладам в регионе. Введение в законодательство нормы регулирования процентных ставок по вкладам станет административным шагом, нарушающим рыночные механизмы ценообразования.

#Спецпроекты #Мнения #Банки #Кредиты #Вклады #Просроченная задолженность #Спец_интервью #Перминвестбанк #Белозеров #Непрофильные активы
Подпишитесь