Posted 11 марта 2012, 11:10

Published 11 марта 2012, 11:10

Modified 2 марта 2023, 16:22

Updated 2 марта 2023, 16:22

Светлана Щеголева: Продуктового каннибализма в банках нет

11 марта 2012, 11:10
Сюжет
Ипотека
Управляющий региональным операционным офисом банка ВТБ24 Перми рассказала Properm.ru, что поддерживает интерес населения к кредитованию, на чем сегодня зарабатывают банки и на сколько повысятся ставки по кредитам.

Светлана Щеголева, управляющий региональным операционным офисом банка ВТБ24, не только побывала вместе с Properm.ru тест-драйве автомобиля Audi Q3, но и поговорила с корреспондентом о рекордных прибылях банков и о проснувшемся интересе населения к кредитованию.

— Светлана Евгеньевна, российские банки в 2011 году заработали рекордную прибыль. За счет чего?

— Люди и небольшие компании активно брали кредиты, поэтому банкам удалось разместить вдвое больше средств, чем годом ранее. К тому же стоимость пассивов постепенно снижалась, а проблема плохих долгов была не такой актуальной в 2010 году. Эти факторы повысили маржу операций и прибыльность банковского сектора.

— По вашему мнению, в 2012 году удастся показатель такие же хорошие результаты? Центробанк, например, прогнозирует, что этот год будет менее успешным.

— В этом году ситуация будет сложнее. Наша задача — сохранить в 2012 году те же темпы роста как в 2011 году, когда банку ВТБ24 в Перми удалось нарастить депозитный портфель на 44% до 8,2 млрд рублей и увеличить портфель кредитов на 35%, который составил 10,7 млрд рублей.
В 2012 году мы продолжим активно работать в этих направлениях, более того, планируем даже превзойти результаты 2011 года. У нас амбициозные планы: в частности продажи розничных кредитных продуктов должны увеличить на 40-50%, а объем кредитования малого бизнеса — в два раза.
В целом руководство банка поставило перед нами задачу занять 15% регионального рынка кредитования и 6,5% — на рынке депозитов. Надеюсь, что мы справимся. Тем более, первые месяцы нового года показали, что интерес населения к кредитованию не пропал.

— Какие виды кредитов были наиболее популярны в 2011 году?

— Наибольших успехов банк достиг в области ипотечного кредитования и кредитования наличными.

Всего в 2011 году было выдано 700 ипотечных кредитов на сумму 820 млн рублей, что в 2,5 раза превосходит показатели. При этом абсолютный рекорд банк поставил в декабре, когда объемы выдачи были в 2,5 раза больше, чем за первый квартал. Более того, в третьем и четвертом квартале сложилась беспрецедентная ситуация, когда в отделе ипотечного кредитования стояли очереди.

— Почему проснулся такой интерес к ипотеке?

— С одной стороны, наблюдается рост цен на жилье. С другой — условия ипотечного кредитования сохраняют свою привлекательность, ведь процентные ставки находятся на низком уровне, действуют программы с 10%-ным первоначальным взносом, с использованием материнского капитала, да и требования к заемщикам остаются лояльными. Соответственно, покупатели желают приобрести объекты недвижимости по существующей цене, успеть сделать это до нового витка цен, а кроме того, у них появляется и инвестиционный интерес.

Застройщики также говорят о возвращении на рынок инвестиционных квартир. Как вы считаете, в 2012 году их станет больше?

— Да, я думаю, тенденция сохранится и в первую очередь в отношении жилья эконом-класса, на которое всегда есть большой спрос, тогда как предложения не хватает. Впрочем, в Перми ситуация еще находится в норме, в отличие от соседнего Екатеринбурга, где дефицит квартир эконом-класса привел к росту цен на них на 15% и выше.

— Светлана Евгеньевна, вы говорили о том, что ставки по ипотеке находятся на низком уровне. Но уже сейчас многие банки, в том числе и ВТБ24, повышает их. Каков ваш прогноз, каким будет увеличение?

— Мы действительно подняли ставки по ипотеке на 0,4-0,7%, но при этом мы отменили комиссию за выдачу кредитов.

Наш прогноз, что в первом полугодии 2012 году в целом по российскому ипотечному рынку произойдет рост средневзвешенных процентных ставок на 0,8%. Причина проста — цена на ресурсы продолжает расти, что вынуждает банки поднимать ставки как по привлечению денежных средств, так и по кредитованию.

— Цена на ресурсы начала меняться в третьем-четвертом квартале 2011 года. Произошло ли с того момента перераспределение источников привлеченных средств в ВТБ24?

— Розничный бизнес наиболее устойчив и менее всего подвержен влиянию волатильности на внешних рынках. К тому же, в отличие от многих коллег, у ВТБ24 очень небольшой портфель ценных бумаг — всего 30 млрд рублей. В начале прошлого года было в два раза больше, но мы целенаправленно его сократили.

Поэтому колебания фондового рынка оказывают минимальное влияние на финансовый результат. Для нас по-прежнему вклады населения и предпринимателей является основой фондирования. Единственное, что изменилось — деньги стали чуть дороже. Но все равно по итогам года у нас было снижение стоимости пассивов, и это неизбежно.

— Как развивается кредитование наличными?

— Объемы потребительского кредитования в банке в 1,8 раза превысили результаты 2010 года: банк в Пермском крае выдал 15,5 тыс. кредитов на сумму свыше 4 млрд рублей.

— Мы уделяем большое внимание работе с пластиком. С одной стороны, это реализация зарплатных проектов. Так по трем из них эмитировано сразу более 25 тыс. карт: для ЗАО «Эр-Телеком Холдинг» выпущено 15,5 тысяч зарплатных карт, для ОАО «Уралкалий» — 5 тысяч и для военнослужащих — 3 тысячи. С другой стороны, мы активно работаем и по индивидуальной продаже карт.

— Можно ли говорить, что кредитные карты приходят на смену потребительским кредитам наличными?

— Я бы сказала, что они развиваются параллельно друг другу. Никакого продуктового каннибализма нет. Кредит наличными предпочтителен для совершения крупной покупки, кредитными картами расплачиваются при повседневных нуждах. Кроме того, карты обладают большими возможностями. Так карта позволяет не только взять деньги в кредит, но и накапливать средства на своем счету.

Кредитные карты на сегодняшний день являются самым интересным и быстроразвивающимся розничным направлением. Здесь важны технологичные и сервисные преимущества, ведь к картам можно предложить много разных опций, например, бонусные, дисконтные программы с партнерами, консьерж-сервис.

— Чем банку интересны кредитные карты? На чем банк здесь зарабатывает?

— Кредитная карта — это два счета. Вы либо храните и накапливаете на нем деньги, а это ресурсная база для банка, либо пользуетесь выделенным кредитным лимитом и платите проценты, что является для банка доходом. Кредитные карты пользуются спросом среди клиентов, а значит интересны и банку. К тому же кредитная карта предполагает длительное сотрудничество.

Фото: Олег Воробьев

Подпишитесь