Posted 15 марта 2012, 06:00

Published 15 марта 2012, 06:00

Modified 2 марта 2023, 16:21

Updated 2 марта 2023, 16:21

Алексей Демкин: Даже если мы всю набережную замостим гранитом, это не сработает

15 марта 2012, 06:00
Директор по продажам ООО «Торговый дом ПЗСП» и депутат Пермской городской думы рассказал Properm.ru, без чего «умрет» проект реконструкции набережной Камы и что может спасти пермских дольщиков.

— Алексей Николаевич, какова ваша точка зрения на идею реконструкции набережной Камы?

— Разговаривая на эту тему с пермскими архитекторами, я услышал мнение, с которым склонен согласиться: для того чтобы набережная стала интересна жителям нашего города, нужно изменить ее конфигурацию, прежде всего — расширить. А чтобы на набережную приходили люди, необходимо создать там «центры притяжения». Только в этом случае пермяки потянутся сюда — для того чтобы не просто погулять, а с пользой и интересом провести время, получить какие-либо услуги, наконец, просто посидеть в кафе, поужинать или выпить чашку кофе. Без этого, даже если мы всю набережную замостим гранитом и поставим кованые фонари — идея не будет работать. Но на сегодняшней узкой набережной создать те самые «точки притяжения» проблематично.

Сложности для расширения создает близость набережной к железной дороге. Таким образом, говорить о целесообразности реконструкции можно будет лишь после того, как будет полностью готов проект, предусматривающий варианты расширения набережной.

— На заседании комитета Пермской городской думы по пространственному развитию вы высказались в том духе, что к реконструкции набережной следует привлечь частных инвесторов — тех самых, которые затем и создадут здесь «центры притяжения», и будут нести обязательства по содержанию территории...

— Заинтересованность бизнеса — это еще одно условие, от возможности выполнения которого будет зависеть целесообразность реконструкции набережной. Может случиться так, что с технологической стороны мы найдем возможность расширения, но бизнесу эта площадка покажется неинтересной в силу сезонности, наличия охранных зон со стороны реки и железной дороги, что налагает запрет на строительство капитальных объектов, и особый режим использования территории. В таком случае все усилия по реконструкции окажутся напрасными: административными мерами привлечь бизнес невозможно.

Уже сейчас мы должны четко понять, насколько набережная интересна бизнесу, готовы ли предприниматели вкладывать сюда деньги. С учетом этих факторов можно принимать решение о целесообразности реконструкции.

— Помимо развития городской среды, в приоритетах комитета по пространственному развитию работа над проблемой обманутых дольщиков. Как продвигается решение этого вопроса?

— Поиск решения этой проблемы начался сразу после того, как немного отступил кризис 2008-го года. Напомню, кризис сильнее всего ударил по строительной отрасли. Многие застройщики оказались в сложной экономической ситуации и не смогли исполнить свои обязательства перед участниками долевого строительства. Понимая всю остроту проблемы, городские и краевые власти подключились к ее решению. Я изначально предлагал вариант, предусматривающий самостоятельную достройку домов дольщиками с привлечением бюджетных средств. В конечном итоге, в этом направлении и решено было двигаться.

— Что подразумевается под «самостоятельной достройкой»?

— Механизм следующий: оператор, который выбран для реализации предложенной программы — Пермское агентство ипотечного жилищного кредитования — рассчитывает объём денежных средств, необходимых для достройки каждого конкретного объекта и количество денег, которое каждый дольщик должен доплатить, чтобы объект был достроен. Узнав эту сумму, дольщик должен принять для себя решение: либо он вносит собственные средства, либо обращается в ПАИЖК, чтобы получить кредит. Первичный ресурс для выдачи ипотечных кредитов ПАИЖК предоставляет краевой бюджет. Уплату процентов по этим ипотечным кредитам берет на себя городской бюджет, чтобы максимально снизить финансовую нагрузку на дольщиков.

— На какой стадии сегодня находится рассмотрение этого механизма?

— Еще в конце 2011 года депутаты Законодательного собрания Пермского края приняли постановление о предоставлении ПАИЖК денег для выдачи ипотечных кредитов. Депутаты гордумы в первом чтении проголосовали за принятие расходных обязательств по субсидированию процентных ставок дольщикам по данным кредитам. Затем в краевом правительстве начался процесс согласования порядка выделения денежных средств. А поскольку нам необходимо было напрямую связать городские расходные обязательства с расходными обязательствами краевого бюджета, пришлось дожидаться окончания этой процедуры: не было гарантии, что краевые власти не изменят порядок выделения денег — следовательно, не было смысла выносить проект решения гордумы на второе, окончательное чтение.

После того, как порядок выделения денежных средств в крае согласовали, в конце февраля состоялось заседание комитета по пространственному развитию, где эти поправки были рассмотрены и приняты. Наконец, на очередном заседании думы во втором чтении был рассмотрен вопрос «Об установлении расходного обязательства на субсидирование процентной ставки по ипотечным кредитам, предоставленным гражданам, инвестировавшим средства в строительство жилых домов на территории Пермского края, по которым застройщик не выполнил обязательства по строительству и предоставлению жилых помещений и признан несостоятельным (банкротом)». Проект решения был принят.

Звучит все это, может быть, сухо и неинтересно, но на самом деле была проведена огромная работа. Сейчас осталось сделать заключительный шаг: в течение марта в администрации города должны разработать и утвердить порядок выделения субсидий.

— Что дальше?

— Запустим механизм выделения денег. Но дольщикам при этом нужно соблюсти ряд процедурных моментов: зарегистрировать жилищно-строительные кооперативы или товарищества собственников жилья, переоформить права на земельный участок и самостоятельно выбрать подрядчика для выполнения работ по достройке. Юридическое сопровождение обеспечат специалисты ПАИЖК. В рамках заключённого договора с подрядчиком необходимо будет начать финансирование работ. В этот момент дольщикам и понадобятся кредитные средства и субсидии по процентной ставке.

— Каковы масштабы проблемы в Перми?

— Сегодня зарегистрировано более 20 объектов, которые относятся к категории долгостроев. Самый известный — дом по ул. Ушакова 21. Однако хочу отметить: дольщикам далеко не всех «замороженных» объектов для достройки нужны бюджетные средства. Большинство долгостроев в Перми все же имеют положительную экономику. Другими словами, в этих домах обанкротившиеся застройщики успели продать не все квартиры. И при достройке таких объектов доходы от реализации непроданных квартир покроют затраты, необходимые для завершения работ. Соответственно, дольщикам по таким объектам достаточно самоорганизоваться и найти добросовестного подрядчика.

Подпишитесь