Отголоски форума: Почему в Перми работать хочется больше, чем жить?

4 мая 2012, 08:28
Беседа Properm.ru c московскими экспертами о том, почему генплан и мастер-план - это хорошо, как сохранить культурное наследие Перми, и почему проект создания бренда «Пермь» провалился.

Портал Properm.ru на Пермском форуме организовал круглый стол с генеральным директором архитектурного бюро «Яузапроект» Ильей Заливухиным, председателем правления московского общества охраны архитектурного наследия Мариной Хрусталевой и историком и критиком архитектуры Владимиром Паперным. В роли модератора невольно выступил редактор портала Properm.ru Алексей Лучников. Эксперты подробно описали, как из Москвы выглядит Пермь с ее генпланом (Генплан Перми - проектный документ, на основании которого осуществляется планировка, застройка, реконструкция и иные виды градостроительного освоения территорий) и мастер-планом(Мастер-план Перми - концепция преобразования города, в которой сформулированы и обозначены ключевые направления будущего развития, не является зафиксированным документом), архитектурным наследием и туристическим потенциалом, ответив под занавес на очень важный вопрос — почему в этом городе работать хочется больше, чем жить.

Алексей Лучников: Как вы оцениваете ситуацию, сложившуюся вокруг преобразования городского пространства в Перми? Насколько она адекватна для нашего города?

Владимир Паперный, историк архитектуры, дизайнер, архитектор: Мнение большинства вовсе не всегда можно автоматически принимать за истину. Повсеместно в мире власть обычно ориентирована на прогресс, а население консервативно. Экстенсивное использование территории по инерции прослеживается как в Перми, так и в других российских городах: идея перепланировки районов, едва возникнув, трансформируется в желание город расширить, вместо того, чтобы осмысленно освоить имеющуюся территорию. То же самое сейчас происходит с расширением Москвы. Возможно, этот опыт перенесется и в Пермь. Что касается уплотненной городской застройки — «впихивание» в вашем городе многоэтажек во дворы, вероятно, обосновывается желанием получить быстрые деньги.

Марина Хрусталева, председатель правления московского общества охраны архитектурного наследия: Нас вчера возили по городу. Пермяки о недавно построенных зданиях говорят: «Это уродство, это — тоже», хотя, на самом деле, иногда попадались неплохие дома. Но стоят они так, что своим присутствием разваливают всю окружающую композицию пространства. Мне кажется, нельзя вставлять во дворы «карандаши», и портить городскую ткань, которая и без человеческих усилий раздергана оврагами, рельефом и промышленностью. Напротив, надо ее залечивать, каким-то образом связывать ее, чтобы не создавать дисгармонию.

Илья Заливухин, генеральный директор архитектурного бюро «Яузапроект»: Что вы, пермяки, имеете сейчас? В чем проблема? Я отвечу: застройщики, в целях получения максимальной выгоды, желают разместить людей в дешевые дома…

Хрусталева: То есть, ты хочешь сказать, что сделать город гармоничным — это дорогое удовольствие?

Заливухин: Я считаю, что то, о чем ты говоришь — абсолютно другая социальная модель, это Европа.

Паперный: С одной стороны есть правильные идеи в планировании Перми, с другой — есть реальность, которая не позволяет их реализовывать. Как в этой ситуации себя вести застройщикам, власти и жителям города? Трудно сказать. Надо подумать, почему советская власть имела деньги, на то чтобы грамотно застраивать города…

Паперный: Да, воровала намного меньше, потому что все были на заводах.

Заливухин: Сейчас же постиндустриальное общество… все отдыхают.

Лучников: Прекрасно, а в Перми-то что делать?

Хрусталева: Опыт, который есть в Перми с мастер-планом, разработанным голландской компанией КСАР, нельзя недооценить. Это первый в России случай создания мастер-плана с привлечением экспертов с разных фронтов. Это большая научная работа, которая имеет практическое значение. То, что в Перми был утвержден генплан на основе мастер-плана — это тоже большая победа. Именно так сейчас в соответствии с российским законодательством и международными градостроительными нормами должно развиваться российское планирование города.

Очень правильно, что происходят какие-то трения с общественностью — в процессе всех согласований это даст хороший рабочий результат. Пермь очень сложный город: длинный, вытянутый вдоль реки, с огромным количеством разрывов, промышленности, гор, рек, лесов и оврагов... Это город с несколькими пластами интересного, совершенно неоцененного промышленного наследия: пивоварня на улице Сибирской (здание Ижевского пивоваренного завода ул. Сибирская, 35 — Properm.ru) и фабрика напротив эспланады (здание бывшей табачной фабрики «Астра», ул. Советская, 65а — Properm.ru). Это очень обидно, потому что промышленное наследие сейчас во всем мире осознается как ресурс для развития новой креативной экономики, как очень интересная часть инженерно-архитектурной памяти.

Паперный: Да, у вас очень много примеров использования старых фабричных зданий и вокзалов. Стиль старой фабрики вполне приемлем для галереи поскольку этот стиль подходит к современному искусству.

Хрусталева: И не только к современному. Таких примеров очень много, об этом пишутся целые книги. Еще в вашем городе присутствует слой наследия конструктивизма, которого, кстати, достаточно много. Но хорошо отреставрированных зданий я в Перми не увидела, это обидно. Есть даже карты по пермскому конструктивизму — это тот слой который прилекает туристов по всей России, по большей части иностранных, потому что русский авангард лег в основу всей мировой архитектуры, в первую очередь, современной. На деревянную Пермь хочется обратить самое пристальное внимание. Искренне жаль Мотовилиху, потому что это удивительное городское пространство и рельеф, вода и фабрики. Деревянные дома могли бы послужить хорошей пермской приманкой для туристов.

Лучников: Во что мы можем превратить наши старые фабрики? К примеру, у нас есть площадка Пермского завода смазок и СОЖ, на ул. Яблочкова, которую, возможно, отдадут под «Ашан»

Хрусталева: Вы знаете, очень большой опыт существует в мире, это называется конверсия промышленной архитектуры — приспасабливают под все, что угодно: выставки, рестораны, музеи…

Заливухин: А под «Ашан» нельзя?

Хрусталева: Под «Ашан», наверное, нельзя, так как у них присутствует корпоративная архитектурная этика. Но под какой-нибудь пермский универмаг, наверное, можно. Или под гостиницы, жилье, офисцентры… Причем эти здания, как правило, очень крепкие, расчитанные на несколько столетий эксплуатации, не требуют противоаварийного ремонта: они требуют покраски, побелки, лаконичного стильного редизайна. Единственное, с чем можно столкнуться — зараженные продуктами химического производства территории, однако и этот вопрос решается, технологии чистки есть.

Лучников: По поводу редевелопмента — как правило, у каждого из этих объектов уже есть собственник, со своими планами на площадку. Как объяснить владельцу, что на месте ижевского пивзавода можно сделать классный музей?

Хрусталева: Например, можно намекнуть, что высотку там уже не воткнешь — за ним уже стоит высотка. А от него осталась одна стена, и сломать его не могут, потому что это памятник архитектуры. Значит, можно ее укрепить и использовать красивый исторический фасад.

Лучников: Генплан обратной силы не имеет. Высотки, которые «воткнули» между «сталинками», «хрущевками» и «брежневками» так и останутся стоять?

Хрусталева: Да, обратной силы это уже не имеет: теперь надо как-то с этим жить или судиться. Но когда-нибудь это должно быть остановлено. Мы жили и сейчас живем в шальное время.

Заливухин: Без проекта невозможно строить город. Представляете, как построить дом без проекта? Так вот генплан — то же самое. Нужно сделать проект, чтобы увидеть: вот это конструктив, вот это инженерия. А те, кто хаотично, как Лужков, застраивали Москву… Мы теперь имеем темный, неуютный, ужасный сарай. Чтобы такого не произошло с другими городами, нужно как можно быстрее разрабатывать генпланы.

Лучников: KCAP в регионы России?

Заливухин: Да нет, при чем здесь КСАР. Ну или хорошо, КСАР, но у нас столько городов…Ничего страшного нет, что для Перми был разработан мастер-план. В Перми, почему-то, развели вокруг этого какую-то бучу.

Хрусталева: Хорошо, что вы стали флагманами!

Лучников: Вопрос в другом — когда генплан начнет изменять внешний вид города. В Перми выдано разрешений на строительство домов общей площадью порядка 1,5 млн кв. м. Есть еще утвержденные градостроительные планы на два года вперед. Для сравнения: в год в Перми вводится около 400 тыс. кв. м. жилья. Как вы полагаете, когда генплан начнет действовать, когда заработают принципы города, «удобного и комфортного для жизни»?

Паперный: Интересная мысль была высказана на заседании группы «Среда» о том, что население должно самоорганизовываться и влиять. Население готово самоорганизовываться против чего-то, но не «за». Невозможно себе представить, что люди объединятся по принципу любви к генплану: так им нравится генплан, что они создали общество его любителей. Поэтому…

Заливухин: Подождите, а люди против? Девелоперы против — это я понимаю, а люди?

Лучников: Людям толком не объяснили ценности генплана. В связи с этими выданными разрешениями есть не менее важный вопрос: как Перми сохранить свое архитектурное наследие?

Хрусталева: Есть работа государства, которая должна быть сделана. Если охрана не работает, если государство в лице губернатора считает невозможным пинать все органы охраны, то общество должно брать на себя часть этих функций.

Лучников: Каким образом?

Хрусталева: Методов борьбы несколько, они действуют только в комплексе. Да, есть общественная активность — это пикеты, митинги, выход и общение с бульдозером — это все нервно и временами достаточно опасно, но, тем не менее, отчасти помогает решить какие-то острые ситуации. Дальше должна быть колоссальная работа со СМИ. И третье — это тупая, последовательная и непрерывная работа с документами. Ломают дом — пишем в прокуратуру, управу, вызываем милиционеров, объясняем им, что это 243-я статья в Уголовном Кодексе РФ. Он не знает, и вообще не знает, что это имеет отношение к его компетенции. Учим его писать акт, отправлять его куда надо, носим эти бумажки непрерывно, ходим на все заседания в мосгордуму и гордуму — куда пускают, вносим поправки в законодательные документы — городские и федеральные. Вот и все: долго биться головой в одно и то же место.

Паперный: И самое главное, поскольку речь идет о будущем, надо начинать образовывать население в этом направлении со школьной скамьи: устраивать лекции, прогулки для школьников, курсы, экскурсии, приглашать архитекторов рассказывать детям, что такое город, что такое генплан.

Хрусталева: Кстати, у вас тоже есть много чего интересного, например, зеленая линия через весь город, я привожу этот пример всем в других городах, это замечательно.

Лучников: Как выглядит Пермь как бренд из Москвы?

Хрусталева: Все знают, что в Перми что-то происходит. Не все знают подробности, но что там прогрессивный губернатор, много экспертов ездят туда за чем-то, что там что-то делается с городом, что там есть музей современного искусства и красные человечки, конечно же. Известно, что там какая то активность.

Паперный: Есть такая идея: давайте придумаем бренд нашего города, и тогда люди сразу туда поедут. На самом деле это невозможно — бренд все равно должен возникнуть в рамках территориальных ресурсов и событий. Если мы сейчас придумаем красивый фирменный знак, напечатаем красивые брошюры и будем ждать расцвет туризма, столкнемся с глубоким заблуждением — он не начнется. Дизайнерский подход к бренду практически никогда не работает. Надо начать с действий и событий, с которой этот брэнд может возникнуть.

Заливухин: Кстати, разработка генерального плана Перми и мастер-плана была неким территориальным действием, потому что реально все архитектурное сообщество знает об этом и учится по этим документам. Это некий конкретный позитивный момент для Перми. Это очень хорошо, потому что мы, русские специалисты, знаем о нем и будем по нему учиться. Конкретно для меня это вещь нормальная.

Лучников: Если кому-то из вас предложат пожить и поработать в Перми, вы согласитесь?

Паперный: Не откажусь. Мне даже одно время предлагали, и я почти согласился. В то время речь шла о том, чтобы создать какой-то архитектурный или урбанистический факультет при политехническом институте. Я даже сказал, что готов это обсудить, но потом эта идея умерла сама собой. Я никогда не отказывался от таких предложений. Так что, я совершенно не против, мне это очень интересно.

Хрусталева: Я бы точно не приехала в Пермь в качестве туриста, только ради интересной работы. В Перми, конечно, очень много проблем, город не идеальный, но, тем не менее, отторжения он не вызывает.

Заливухин: Пермь — город-вызов. А говорить, нравится ли мне Пермь как туристу… Мне нравится река, но мне больше нравится работать. Можно, наверно, найти и что-то интересное. Но я так вопрос себе не ставил.

Паперный: Есть очень много мест, которые я хотел бы посетить как турист, но Пермь была бы где-то на 1256-м.

Лучников: Спасибо за честность.

Паперный: Но как «работодатель» Пермь была бы на очень высоком месте.

Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
#Недвижимость #Мнения #Генплан #Мастерплан #Спец_интервью #Табачная фабрика #Деревянная П #Хрусталева #Паперный #Заливухин #Конструктивизм
Подпишитесь