Военной комиссией мальчиков пугают со школьной скамьи и даже с детсадовской кроватки. В девятом классе, когда я впервые получил повестку, старшие товарищи рассказывали страшилки: «Раздевают догола и заставляют стоять на бетонном полу», «Всю комиссию ходишь в противогазе», «Стоматолог лечит зубы прямо в военкомате. Сверлит дрелью». Вдогонку уверяли, что если выпить неприкосновенный стакан воды у дерматолога — сразу получишь «белый билет».
В жизни все это, конечно же, оказалось враньем. Школьники выросли, но у них появились новые страшилки.
Прошло 10 лет с последнего посещения военной комиссии. Повод перетряхнуть в моем сознании старые легенды появился на прошлой неделе, когда мне на дом принесли повестку.
Миф №1. Если вам пришла повестка — вас заберут в армию. Все лица мужского пола призывного возраста проходят медкомиссию как минимум два раза: в школе и перед тем, как отправиться на службу (если после школы вы не поступили в ВУЗ). При смене места регистрации вам тоже необходимо пройти через команду «военных» врачей, что и произошло в моем случае.
Не нужно белеть лицом при получении повестки — о вашей отсрочке по учебе никто не забыл. Так же, как и о обязательной проверке вашего здоровья.
Миф №2. У призывников во время медкомиссии отбирают сотовые и сразу после медкомиссии отправляют служить. Это самый распространенный миф: силовые методы борьбы, захват «заложников» и, фактически, заточение. Каждый из вас хотя бы раз слышал историю о том, как знакомый знакомого подруги знакомой брата знакомого пошел на медкомиссию, а его отправили в армию («он даже позвонить никому не успел!»). Как вариант, знакомого забирают после вручения диплома на выпускном. Отрывают, буквально, от тарелки с салатом.
Не берусь судить, есть доля истины в этих рассказах или нет. Никто из моих друзей и знакомых с таким не сталкивался. При мне на медкомиссии все призывники писали sms, звонили по телефону, фотографировали советский плакат «Кишечная инфекция» (на нем была изображена морковка, почему-то закутанная в шарф!). Хотя я, сознаюсь, поначалу спрятал сотовый поглубже в карман. На всякий случай.
Миф №3. Человек с татуировками и пирсингом не годен к службе. Семь лет назад, когда я сделал первую татуировку, друзья стали завидовать: «Здорово! Тебе повезло! В армию с татуировками не берут». Чем больше мое тело превращалось в «картину», тем чаще окружающие говорили о 100% «отмазке» от армии. Дескать, психиатр посчитает, что раз у тебя много татуировок, значит ты явно не в себе.
Полная чушь! Врач долго, с нескрываемой тоской, рассматривал меня и, конечно же, спросил: «А зачем они тебе?». Поразмышлял вслух, а не направить ли меня на полное психиатрическое обследование. Здравый смысл победил и доктор изрек истину: «В армию берут и с татуировками, и с пирсингом, молодой человек. Хоть весь обколитесь. Другое дело — как вас встретят сослуживцы?».
Миф №4. Противогазы, бетонный пол и стакан воды у дерматолога. Садистских сюжетов в этом репортаже вы не найдете. Никаких экспериментов надо мной и другими призывниками врачи — общительные и отзывчивые женщины — не проводили. Кокетливо называли всех «мальчики» и ходили за нами по пятам, помогая ориентироваться в кабинетах (читай — следили, чтобы «мальчики» через окно не «утекли» вместе с личным делом).
Стакана воды не было точно. Ушли в историю советские методы борьбы с юношеским возбуждением.
Миф №5. Годен к военной службе любой, даже одноногий и одноглазый. У меня две ноги и два глаза (которые, правда, плохо видят, да еще и страдают астигматизмом). Четыре татуировки. В меру кривой позвоночник. Я годен. Не скажу, что врачи с рвением осматривали меня, скрупулезно изучая историю болезни. С одной стороны, мне, конечно, не в космос лететь. С другой — рост, вес и внешний осмотр вряд ли объективно свидетельствуют о здоровье человека.
Если вы действительно имеете серьезное заболевание, вам придется собрать уйму справок и не раз посетить военную и гражданскую медкомиссии. Только пройдя все круги больничных коридоров можно забыть про страшные сны, где вы маршируете на плацу или делаете марш-бросок в противогазе. Дело тут совсем не в желании «откосить». Кто-то действительно может потерять сознание после 30 приседаний подряд.
Страшна ли медкомиссия? Нет, не страшна. Но пока армия в России не станет профессиональной, а в ее ряды многих не перестанут забирать из-под палки — страшилкам и ужасам о медкомиссиях и военкоматах быть.
P.S. — Ваше отношение к службе в армии, — спросил меня один из врачей.
— Резко отрицательное.
— Почему?
— Я считаю, что армия должна быть профессиональной. Я служить не хочу.
— Мало ли, что ты считаешь. Есть закон. Вот и все.