— Марат Александрович, что из запланированного на 1–23 июня у вас удалось, что не получилось?
— Это был редкий случай, когда то, что планировали, удалось. Во-первых, мы провели всю программу (фестиваля «Белые ночи» — Properm.ru). Число посетителей перевалило за миллион.
Была проблема — не удалось сделать путеводитель, чтобы граждане заранее знали программу фестиваля. Поэтому те, кто не пользуются интернетом, приходили наугад, и могли ознакомиться только с программой на следующий день.
Главная проблема в том, что раньше минкульт и фестиваль «Белые ночи» в Перми были одной командой. Более того, Мильграм (Борис Мильграм, руководитель дирекции фестиваля — Properm.ru) возглавлял дирекцию «Белых ночей» а министр (и.о. министра культуры Пермского края Александр Протасевич — Properm.ru) был его бывший зам. Все вопросы решались очень быстро. В этот раз были две разные команды. И было много административной фигни ненужной, которая, может, не видна пользователям фестиваля, но сильно осложняла работу.
Цензурный раж достаточно поздно захватил власть. Фестиваль «Белые ночи» почти не пострадал от этого. Но фестиваль «Пилорама» может очень серьезно пострадать.
Они (чиновники — Properm.ru) теперь смотрят программу, задают вопросы «А правильно ли проводить такой фестиваль с таким количеством гражданской лирики?», «Зачем приглашать Шевчука (Юрия Шевчука, лидера группы «ДДТ» — Properm.ru), который традиционно приезжает на «Пилораму» и поет нелицеприятные песни».
Им (чиновникам — Properm.ru) не надо было читать эту программу. Они помогают фестивалю, а он сам решает что нужно, а что нет. Чиновник из сопродюсера превратился в центр.
— Чем интерес чиновников обернется для «Пилорамы»?
— Для организаторов фестиваля это означает очень важную вещь. Либо «Пилорама» отстоит всю программу, и это будет важная победа над чиновниками для всего Пермского края. Либо они сдадутся и «Пилорама» очень серьезно потеряет. И в следующий раз организаторам будет очень трудно собрать людей. Без сильного и свободного гражданского акцента «Пилорама» просто невозможна, это не «Белые ночи», которые в большей степени развлекательные.
Третий вариант — конфликт, и в нем будет очень важна позиция общества. Это уже будет ваша задача — отстоять «Пилораму» в том виде, в каком она была до этого.
— Что позволяет говорить о том, что пермяки отстояли «Белые ночи»? Выставки на фестивале закрывались и в противодействие с чиновниками вступали только организаторы фестиваля.
— Этот вопрос надо задать чуть позже. Человек быстро принимает решения, а общество машинка инерционная. Год тому назад, когда после «Белых ночей» ушел Чиркунов (Олег Чиркунов, экс-губернатор Пермского края — Properm.ru) обществу понадобилось три месяца, чтобы осознать, что оно хочет культурного проекта.
Басаргин же заявил сначала — красных человечков уберем, бюджет на культурные проекты урежем, и пр. Но потом пришло ощущение, что они не хотят, хотят жить в европейском городе.
— «Белые ночи-2014» без вас проживут?
— Да. Они не проживут с цензурой. Если будет цензура, то хоть 10 «гельманов» найми, ничего не получится. Понятно, что острое искусство это маленькая толика фестиваля, на БН из 40 выставок только одна была сатирическая. Но если начать вычеркивать, остальные (участники — Properm.ru) тоже начнут себя вычеркивать, потому что никто не хочет творить в условиях цензуры.
— Вы будете участвовать в организации фестиваля «Белые ночи-2014»?
— Я не планирую участвовать. Судя по тому настроению, которое есть у действующей власти, следующие ночи будут делаться в неподобающих условиях, поэтому я пропущу этот год. Не исключаю, что приду еще раз. Через год.
— Вы рассчитываете на то, что на «Белых ночах-2015» будет другой губернатор?
— Нет, никакого инсайда у меня нету. Но я ничего не исключаю.
— Как вы прокомментируете обвинения в необоснованном расходовании бюджетных средств при проведении фестиваля?
— Люди, которые принимали бюджет фестиваля, делили этот бюджет, считали сметы этого бюджета, они же и начали меня обвинять в непонятных финансовых потоках. Я к этим деньгам не имею никакого отношения. Даже при Чиркунове я не имел отношения к финансовым потокам.
Басаргин (Виктор Басаргин, губернатор Пермского края — Properm.ru) произносил слова о том, что Гельмана надо проверить, почему так много расходов? Это смешно. У него есть председатель правительства (Геннадий Тушнолобов — Properm.ru), пусть он его и поспрашивает.