«Всё в силе, не передумали?» — звоню я в полшестого утра пермским джипперам. Ребята в ответ по-доброму смеются и подтверждают встречу на Восточном обходе. В 6:30 14 марта из Перми стартовала экспедиция пермских джипперов на «очень, очень сильный Север».
Крайняя точка маршрута — поселок Амдерма в пограничной полосе вдоль побережья Карского моря. Места глухие, суровые… Темно и пасмурно. Основная проблема это холод, хотя, судя по прогнозу, там грядет потепление. Вполне реальны будут проблемы с метелями и переметами — сразу вспомнилась экспедиция «Patrol в караул», участники которой из-за сильных переметов не смогли добраться до крайней точки маршрута. «Переметы — это да, — пермяки вспоминают опыт москвичей на Таймыре. - Север вообще штука непредсказуемая, может, мы там съедем с официально обслуживаемой дороги, проедем 110 км и все. Заранее ничего нельзя загадывать на Севере». Это вам не заполярная Норвегия, согретая Гольфстримом и населенная, Амдерма и правда «край земли».
«На этом маршруте мы не первые, проходили его уже в этом году ребята — сборная из Новосибирска, Москвы. В основном москвичи в прошлые годы там несколько раз проходили. Тут мы не первые, зато первые в том, что пермская команда впервые поехала», — уточняет Евгений Заичкин, «главный администратор» экспедиции.
Подготовка к экспедиции заняла всего 2 месяца с момента, когда Владимир Zeman написал на городском форуме Teron.ru: «А почему бы в марте не попробовать? Очень хочется увидеть северное сияние, полярных медведей, океан …». Джипперов второй раз просить не нужно — те еще «маньяки» до приключений, ведь именно Владимир в октябре 2013 года поддержал инициативу Properm.ru посетить отшельников, пришлых в наше северное село Черепаново. Почти недельная «Лебединая дорога» по умирающему северу Пермского края вышла тем еще экстримом. Нынешняя поездка — еще серьезнее.
«Пропусков пришлось получить меньше, чем хотелось», — добавляет Заичкин. Чтобы быть свободней в выборе дороги по Северу, по его словам, нужно получить пропуска у «Газпрома». Сейчас там ведется строительство второй нитки системы магистральных газопроводов «Бованенково — Ухта», и доступная дорога Воркута-Инта-Печора является по сути ведомственным газпромовским зимником. На этот зимник путешественников могут пустить, а могут и «завернуть». При этом сейчас на газопроводе периодически ведутся испытания под давлением, на это время проезды там полностью закрываются.
Посидеть на южном берегу Карского моря, выпить за это бутылочку шампанского — вот это планируют сделать наши джипперы, когда доберутся. «Я только на море еду…» — слышен голос из недр внедорожника, бородатый штурман Михалыч откликнулся. «Ну и мечта северное сияние посмотреть, тут как повезет. Надо чтобы не приполярное маленькое зелененькое, а разноцветное во все небо», — добавляет Заичкин. «А я — за знаком! » — это Петр Ушаков, уральский коллекционер знаков «Европа-Азия».
Путешественник из Екатеринбурга Петр Ушаков «собирает коллекцию» знаков Европа-Азия с 2010 года. Побывал возле знака — «собрал». Из существующих в России полусотни знаков у Петра собрано 49. «Крайний знак — возле пролива Югорский шар на Карском море. В том году его восстановили после разрушения, я очень хотел поехать на восстановление, но не получилось. Можно сказать, что на этот раз пермские ребята согласились помочь мне с этим путешествием» — рассказывает Петр, а я вспоминаю его блог с фото-коллекцией знаков. Хм, у меня только два…
Еще один Land Cruiser 80 присоединится к экспедиции чуть позже — догонит. Четвертая машина в экспедиции — «буханка» с колесами Pitbull 39,5 от джипперов из Ижевска Александра Зедиярова и Павла Тарасова. Правда, в том УАЗе стоит много чего от «Тойоты».
«Счастливого пути! Фотки везите, и себя с целыми машинами! » — машу рукой с обочины. Женя Заичкин обещает, пока есть связь и 3G, выкладывать фотоотчет в Инстаграме.