Posted 1 августа 2014,, 03:00

Published 1 августа 2014,, 03:00

Modified 2 марта 2023,, 17:47

Updated 2 марта 2023,, 17:47

О ювелирном рынке: Сетевые игроки подминают под себя пермских

О ювелирном рынке: Сетевые игроки подминают под себя пермских

1 августа 2014, 03:00
Наталья Варламова
Фото: Properm.ru
Эксперт Уральского геммологического центра «Гемэкс» Сергей Лукьянов рассказывает, какие драгоценности можно назвать инвестициями и какие сокровища можно найти в ломбардах Перми.

Если верить справочным системам, то в Перми сегодня работает более 200 ювелирных магазинов. Их наибольшая концентрация находится, конечно, на центральных улицах Перми. Магазины здесь не стесняются соседствовать друг с другом и судя по всему конкуренции не очень и боятся.

Мы попросили эксперта Уральского геммологического центра «Гемэкс» Сергея Лукьянова описать пермский рынок ювелирки и оценить драгоценности с точки зрения инвестиций. Что из этого получилось — читайте в интервью Properm.ru.

— Сергей Рудольфович, охарактеризуйте, пожалуйста, пермский ювелирный рынок.

— Рынок сегодня состоит из нескольких субъектов. Первое — это небольшие организации, чаще всего ИП, которые имеют одну торговую точку. Прежде всего это местные производители, продающие собственноручно изготовленные изделия. В другом случае, это мелкие оптовики, которые закупают товар в Москве и продают его в Перми.

Второе — это опять же пермские организации, имеющие уже несколько прилавков. Они ориентированы на продажу изделий, которые изготовлены в других регионах, а также частично торгуют собственными.

И наконец, львиная доля — это сетевые магазины. Это крупные организации, которые торгуют по всей стране и обычно оказывают целый комплекс услуг. У них есть не только розничная торговля, но и небольшой сегмент опта. Присутствует и скупка, а точнее обмен золотых изделий, бывших в употреблении, на новые.

Конечно, сетевые магазины умудряются работать более эффективно. Сейчас на рынке происходит четко выраженная дифференциация. Небольшие предприятия с пермской пропиской потихоньку загибаются, потому что сетевые магазины забирают рынок под себя. У них есть возможность нанимать более квалифицированных специалистов, возможность маневра товаром и финансами, возможностей приобретать драгоценные изделия, особенно иностранного производства.

— Что для этого нужно?

— Необходимо пройти массу бюрократических процедур — заключить экспортные контракты, оформить грузовые и таможенные декларации, привезти изделия, отправить их на клеймение. Все эти вопросы гораздо легче решить в столице, а не в Перми. В конце концов, даже для того, чтобы грамотно оформить декларацию, нужны специалисты, знающие массу нюансов. Они в большей степени находятся в Москве, а не в Перми.

— Одно из направлений деятельности ювелирных магазинов — ломбард. Для чего им это?

— Основной вид деятельности — конечно, продажа. Скупка и обмен — другой, ломбард — третий. Это дополнительные услуги для привлечения клиентов. Думаю, на ломбардную деятельность приходится не более 10–15%.

Ломбардный бизнес в принципе утратил свою привлекательность, и с каждым годом положение дел все хуже и хуже. Слишком много у ломбардов конкурентов и среди банков, и среди микрофинансовых организаций.

— Кто являются клиентами ломбардов?

— В первую очередь, их услугами пользуются люди, которые разводятся. Так, треть драгоценных изделий, которые несут в ломбарды, приходится на обручальные кольца. Не выбрасывать же их после развода? Использовать еще раз? Тоже нельзя. Кроме того, в ломбарды часто несут изделия из советского прошлого.

Что делает ломбард? Выдает кредит под залог имущества, поэтому его главная задача — вернуть кредит с процентами, а не получить драгоценное изделие. Для него это лишняя головная боль, ведь ломбард обязан хранить золото и драгоценности, а если изделия стоят больше 30 тыс. рублей, то еще и организовывать публичные торги.

В ломбардах к изделиям относятся как к лому, а не как к художественной ценности. Интересует только вес. Я сам видел, как в ломбардах покупали вещи от Tiffany и Cartier. Люди иногда не понимают, что именно они сдают. Поэтому есть другие люди, которые целенаправленно ходят по ломбардам, ищут что-то интересное и ценное.

— Золото сейчас переживает не лучшие времена. Мы и сами обожглись на нем, когда занимались инвестициями в рамках проекта «Первые шаги инвестора»

— Секундочку, — останавливает нас на полуслове Сергей и уходит в другой кабинет. Возвращается уже не с пустыми руками, а с тетрадкой. — Давайте запишем несколько цифр, — предлагает Сергей и начинает диктовать, как менялась цена на золото за последние полвека.

Как вы видите, за последние 40 лет золото успело скакнуть вверх, упасть, и снова скакнуть. Поэтому ответить на вопрос, как оно будет себя вести и насколько выгодны вложения в золото — абсолютно невозможно. Кто купил этот драгметалл в 1970-е и продал его в 1980-е заработал большие деньги. И, напротив, кто купил в 1980-е и продал в 2000-е — понес убытки.

Да, многие утверждают: «Покупайте золотые монетки — это будет ваша будущая пенсия». Но глядя на динамику цен на золото, можно в этом усомниться. А вдруг мы покупаем его на пике и дальше цена на него будет только падать?

— Рассматривать изделия из золота как инвестиции все-таки можно?

— Можно. Но есть нюанс. Изделие без драгоценных камней может быть инвестицией только в том случае, если оно принадлежит известным и престижным маркам. Я недавно был на крупной выставке, где были представлены изделия от Cartier, Tiffany, Faberge, Carrera. Так вот: украшения от Tiffany 1940–50 годов пользовались очень хорошим спросом.

Золотое изделие советского ювелирпрома как инвестиция никак рассматриваться не может. Некрасиво, неизвестно и никому не надо.

— Если изделия с драгоценными камнями?

— Здесь ситуация другая. Бриллианты не только вечны, но еще и практически защищены от инфляции. Но нужно понимать, что это не относится к изделиям массового производства, где много бриллиантов размером менее одной сотой карата. Бриллианты и другие камни могут быть инвестицией, если их вес начинается от одного карата.

— А если это еще и эксклюзив…

— Идеальный вариант: у вас шикарный изумруд карата на три высоких цветовых и качественных характеристик, да еще и в кольце с клеймом Faberge. Вот это вещь, и она будет дорожать и дорожать. Конечно, цена на нее не будет безмерно быстро расти, но она сможет защитить ваши сбережения от инфляции и на нее всегда будет стабильный высокий спрос.

Например, не так давно я читал интервью, которое давала жена одного из бывших министров в Египте. Как вы помните, там недавно случилась революция и члены правительства были выдворены из страны. В этом интервью жена утверждает, что они убежали из Египта и оставили там всё, убежали фактически в том, что было на себе надето. А на себе был прекрасный голубой бриллиант около 10 каратов. Денег от продажи этого камня им хватило на покупку поместья во Франции, где они сейчас дают интервью и жалуются на жизнь.

Драгоценности — это то, что нужно рассматривать как последний шанс. То, что можно надеть на себя и уезжать. Кстати, у людей с большими деньгами принято инвестировать в драгоценности 10–15% своего состояния.

— О монетах тоже самое можно сказать?

— Нумизматика очень сложная вещь. В одно время чешуйки — мелкие серебряные монетки XIV-XVI веков — были очень дороги. Но люди с металлоискателями начали бродить по полям и столько находок нашли, что цена на чешуйки упала в десятки раз.

Монеты, конечно, можно собирать, но тогда нужно быть либо самому экспертом и постоянно вращаться в этом мире, либо иметь хорошего советчика в этой отрасли. Подделать клеймо Tiffany почти невозможно, а изготавливать копии монет уже научились.

— За границей в последнее время распространение получают синтетические алмазы. Сама была свидетелем, как на алмазной фабрике презентовали синтетические алмазы, которые нисколько не уступали природным ни по стоимости, ни по внешнему виду.

— Синтетические производство камней ювелирного качества — затратный процесс. Качественные алмазы искусственного происхождения действительно стоят почти столько же, сколько природные камни. Но согласно законодательства драгоценными камнями они не являются. Согласно ГОСТу, термин «бриллиант» применим только к природному алмазу, обработанному и имеющему грани. Если же алмаз искусственный, то мы не имеем права писать на изделии слово «бриллиант». И кто его тогда купит? Да никто.

На российском рынке синтетические алмазы почти не появляются. На Западе — да, и там их пытаются раскрутить, напирая на социальный элемент и используется слоган: «Ни одной капли крови чернокожего человека при добывании не было пролито».

— А синтетический алмаз как инвестиция?

— Даже рассматриваться не может. Конечно, нет.

— Сергей Рудольфович, за какими экспертизами к вам чаще всего приходят пермяки?

— В первую очередь к нам обращаются с вопросами: имеются ли в изделиях брак, скрытый дефект.

— Что имеется в виду?

— Литиевые поры в металлах, например. Также встречаются некачественная скрепка звеньев в цепях или слабая закрепка камней.

— Экспертизы на подлинность?

— Бывают, но не очень часто. Вместо настоящего бриллианта может быть закреплен, например, фианит. Но это обычно случается, если вы покупаете изделие не в магазине, а с рук. Надо четко понимать, что здесь вы все риски берете на себя.

Магазину чтобы получить лицензию на торговлю драгоценными изделиями, нужно приложить очень серьезные усилия. Поэтому вряд ли он будет рисковать и подсовывать вместо бриллианта фианит. Да и смысла особого в этом нет. Откровенно говоря, мелкие бриллианты в изделиях массового производства стоят недорого. Вытащить один бриллиант и закрепить вместо него на изделии фианит стоит дороже, чем выгода от продажи драгоценного камня.

"