Posted 20 марта 2015,, 11:19

Published 20 марта 2015,, 11:19

Modified 2 марта 2023,, 16:26

Updated 2 марта 2023,, 16:26

На уроке в пермском лицее: «Крым, Россия, Пермь, седьмой «г» всегда будут вместе»

На уроке в пермском лицее: «Крым, Россия, Пермь, седьмой «г» всегда будут вместе»

20 марта 2015, 11:19
Татьяна Кукла
Фото: Кирилл Козлов для Properm.ru
- Что значит Россия для Крыма? - А ответ нужно черпать из того материала, что вы нам дали или из того, что нам известно? - Разве моя лента времени противоречит тому, что вы знаете? - В вашу ленту времени не включены события на Украине!

— Рекомендации (по проведению урока о Крыме, которые Минобразования разослало в регионыProperm.ru) мы смотрели, но строго по ним не идем, — встречает нас директор лицея №4 Галина Иконникова. — Цели урока, посвященного этому замечательному событию, элементарные: разбудить в детях чувства к Родине.

С минуты на минуту прозвучит звонок и мы отправимся на урок истории, посвященный годовщине присоединения Крыма к России. За нами следует и заместитель директора по воспитательной работе, Наталья Буторина. Педагоги признаются: к уроку о вхождении Крыма в состав России готовились тщательно, подбирали фотографии, песни.

В кабинете №6 полукругом рассажены ученики седьмого «г», на интерактивной доске открыт первый слайд презентации с датой «11 марта 2014 года», по краям доска украшена воздушными шарами. На груди каждого школьника красуется георгиевская ленточка. Классный руководитель, она же — учитель истории, Вероника Мазалова, немного волнуется, поглядывая на присутствующих журналистов. По углам класса, позади учеников, стоят высокий мальчик с камерой и девочка с фотоаппаратом. Замдиректора объясняет: потом школьники смонтируют фильм об этом уроке.

Школьники, не привыкшие к вниманию журналистов, следят глазами за фотографом, с любопытством разглядывают меня, шепчутся, хихикают. Но вмиг затихают, школьник-видеооператор выпрямляет осанку: директор просит ребят не отвлекаться, а смотреть на учителя и слушать только его.

— Называется наша сегодняшняя встреча «Крым и Россия: мы вместе», — начинает преподаватель. — В результате начавшегося политического кризиса власть свергается, 11 марта 2014 года принимают декларацию о независимости автономной республики Крым, а 18 марта президент России Владимир Путин подписал указ о вхождении Крыма и Севастополя в состав России, — бегло перечисляет учительница события годичной давности и переходит к следующему тематическому блоку.

На доске мелькают слайды об истории полуострова. Вероника Евгеньевна рассказывает ученикам о том, как крымчанам было непросто: сначала война с османами, в которой отличились великие русские военачальники Михаил Кутузов, Александр Суворов, Федор Ушаков, потом, в 1853–1856 годах, Крымская война, в которой Российская империя отбивалась от Англии, Франции и Сардинского королевства.

— На рубеже 19–20 веков Крым становится паломничеством для деятелей русской культуры, — комментирует учитель появляющиеся на доске фотографии известных русских литераторов и художников Исаака Левитана, Максимилиана Волошина, Александра Грина, Архипа Куинджи.

— Хочу заметить, что был издан не закон о передаче Крыма Украине, а указ. Это всего лишь подзаконный акт, — уточняет учительница, переходя к вопросу о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР. Следом идут события 1991 года, когда был проведен референдум о возвращении Крыма в Россию, за что проголосовали 93% крымчан.

— О чем говорит этот факт? О желании стать частью Советского государства как самостоятельного субъекта! — спрашивает учительница ребят и сама отвечает. — Народ свою волю огласил, но политики это не учли. Так иногда бывает в истории нашей страны. Горбачев все-таки волю крымчан не услышал. И только спустя 23 года, 16 марта 2014 года Крым выбрал Россию!

Вероника Евгеньевна эмоционально зачитывает речь Владимира Путина об этом торжественном событии: «На глазах у людей блестели слёзы. Этого дня они ждали долгих 23 года. Крым ждал чуда, его жители верили, что оно свершится, они многое сделали для того, чтобы это чудо стало явью, реальностью, и мы им в этом помогли, потому что «Мы вместе!», потому что Крым — это Россия!». Дети внимательно слушают.

После исторического экскурса детей заметно озадачил вопрос учительницы: «Так что же значит Россия для Крыма?».

— А ответ нужно черпать из того материала, что вы нам дали или из того, что нам известно? — мигом нашлась одна из девочек.

— Разве моя лента времени противоречит тому, что вы знаете? — натянула улыбку учительница.

— В вашу ленту времени не включены события на Украине! События нынешние.

— Я упомянула об этом, но очень кратко. Мы ведь сейчас говорим лишь о Крыме, а не об Украине, - парирует Вероника Евгеньевна.

Парни начинают бубнить: «спасение», «мечта», «дом».

— А дом, это что? — подталкивает учитель. — Место, где тебя любят и ждут!

— Иногда бывает полезно уехать из своего дома, чтобы понять, как ты его любишь! — подытоживает учительница.

Следующий вопрос для размышления — «Что значит Крым для России?». Вместе с ребятами педагог заключает: «Черное море», «здравницы». — Знаменитый лагерь «Артек», — напоминает Вероника Евгеньевна. — Сюда приезжали ребята со всей страны, чтобы подружиться и пронести эту дружбу через всю жизнь!

— Если вас спросят, зачем надо было это делать, у вас теперь есть аргументы? — обращается учительница к школьникам, говоря о присоединении Крыма.

— Да.

— Замечательно! Родиной для Крыма является Россия!

Учитель просит детей объединиться в пары, раздает небольшие листочки. Ребятам предстоит обсудить вопросы: «Место, которое ты называешь Родиной», «Для своей Родины я сделаю…», «Основное качество Родины».

Дети начинают делиться соображениями друг с другом. Белокурый школьник, до этого скучавший за компьютером, оживляется, включает песню «Там за моей и за твоей спиной великий русский город Севастополь», директор школы начинает кивать головой в такт.

Паша «Бицепс», все игроки «Манчестера», Джеймс…у него еще борода такая большая, — ребячий список героев обрывается замечанием учительницы о том, что обсуждать нужно только русских людей.

Ребята неохотно заполняют карточки с вопросами. Многим сложно назвать врага Родины, обозначить ее суть и вспомнить событие, пробудившее любовь к своей стране.

Далее учитель раздает вторые листочки. Их нужно наложить на свои ответы и прочитать получившиеся фразы. У меня получилось: «Моя Родина станет краше, а моя жизнь счастливее, если в моем сердце Россия, если подрастающему поколению я смогу передать гордость за свою страну, если я буду бороться с врагами страны и защищать наш народ…».

— Моя Родина станет краше, а моя жизнь счастливее, если я дам патриотизм своим детям, если я буду защищать честь Родины, если я преодолею в себе такие качества как эгоизм. Ведь смысл моей жизни заключается в том, чтобы помогать живущим рядом людям, — один за другим, зачитывают получившиеся фразы ребята. Своей монотонностью и безэмоциональностью это действо напоминает присягу в армии или утреннюю молитву.

Похвалив ребят, педагог просит ученицу Яну рассказать стих собственного сочинения о Родине.

— Крым, Россия, Пермь, седьмой «г» всегда будут вместе. А все это называется «Родина! — улыбаясь, подводят итог педагоги.

"