Posted 13 августа 2015,, 06:00

Published 13 августа 2015,, 06:00

Modified 2 марта 2023,, 17:16

Updated 2 марта 2023,, 17:16

Формальный подход. Бизнес Пермского края рассказал, что мешает ему работать

Формальный подход. Бизнес Пермского края рассказал, что мешает ему работать

13 августа 2015, 06:00
Наталья Варламова
Фото: Properm.ru
«Очень многое зависит от конкретных людей. На местах нужно определиться и выбрать: либо решать вопросы предпринимателей, либо соблюдать правила и регламент», — считают предприниматели.

Пермский край занимает 56 место среди всех российских регионов в рейтинге, который оценивает состояние инвестиционного климата. Рейтинг составлен Агентством стратегических инициатив (АСИ) и оценивает регионы по четырем показателям: регуляторная среда, институты для бизнеса, инфраструктура и ресурсы, а также поддержка малого предпринимательства.

Попадание Пермского края в предпоследнюю группу регионов по инвестпривлекательности стало поводом для проведения круглого стола в «Коммерсантъ Прикамье», за которым бизнес встретился с представителями краевой и муниципальной власти. Обсуждение рейтинга и неутешительных позиций Пермского края в нем сразу же превратилось в перечисление проблем, с которыми сталкивается бизнес в регионе.

Вячеслав Белов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае:— Остается актуальной проблема, связанная с действиями естественных монополий — это стоимость и скорость подключения к сетям. Планируется, что в 2015 году мы создадим в регионе союз потребителей, который бы взаимодействовал с монополиями. Также планируется появление так называемого единого окна для подключения услуг, работающего по принципу многофункционального центра.

«К проблемам я бы еще добавил действия федеральных органов власти на территории региона, — тут же подхватывает генеральный директор ООО «Гипсополимер» Владимир Кисиленко, приводя в качестве примера Росимущество. Вопросы, связанные с получением федеральной земли, просто нерешаемы. Федеральное агентство выдает отказы на использование земли без объяснения причин, просто потому что они так считают». Белов соглашается с Кисиленко, отмечая, что федеральные органы власти по сути являются такими же монополиями и не способствуют росту инвестиционной привлекательности. По словам бизнес-омбудсмена, есть даже случаи, когда бизнес просто умирал после того, как Росимущестов изымало у него землю. Претензии у предпринимательского сообщества накопились и к Федеральной налоговой службе. «Сроки регистрации также влияют на инвестпривлекательность», — говорит Белов.

По мнению директора ООО «Краснокамский РМЗ» Дмитрия Теплова, проблемы кроются в том, что федеральные структуры слишком формально подходят к процессу.

Дмитрий Теплов:— Очень многое зависит от конкретных людей. На местах нужно определиться и выбрать: либо решать вопросы предпринимателей, либо соблюдать правила и регламент. Можно подойти к решению вопроса формально, отказаться принимать документы из-за допущенных ошибок и отправить всё переделывать, а можно запустить процесс и принять отдельные документы.

Предприниматели считают, что государство в принципе не заинтересовано в поддержке бизнеса и росте экономики. «Возня в песочнице», — так характеризует помощь и субсидии от государства Кисиленко.

Владимир Кисиленко:— Бизнесу нужны дешевые заемные деньги. Но Центробанк давит на банки, а они уже не выдают кредиты. Нам вместо этого предлагают субсидии. Мы пробуем и не попадаем под них. Одно из условий получения субсидий для среднего бизнеса — выручка не менее 1 млрд рублей. Что это за средний бизнес должен быть?

Представитель Промсвязьбанка в Перми подтверждает: рассчитывать на субсидии могут лишь единицы по причине многочисленных «но».

Критике подверглась и деятельность банков. По признанию бизнесменов, многие инвестиционные проекты заморожены. «В декабре на фоне повышение ключевой ставки до 17% многие банки пересмотрели свои кредитные ставки. Фактически на полгода инвестпроекты встали. Сейчас ставки корректируются и возвращаются к 14–16%, но они все равно не инвестиционные», — говорят предприниматели

Сергей Брызгалов, директор мясоперерабатывающего завода «Телец»:— Мы приступили к реализации инвестиционного проекта. Начали строить, вложили собственные деньги, но получить инвестиционный кредит невозможно. Один госбанк нам до сих снижает ставки, в другом — решение малейшего вопроса затягивается до полугода. Всё чаще вопросы решаются не в Перми, а в других городах. Здесь банки занимаются только сбором документов.

За несколько лет в Пермском крае, действительно, многие банки преобразовали свои филиалы в операционные офисы. Перми они предпочли другие города, находящиеся по соседству. Подробнее читайте в материале «Куда уходят банки: Сколько филиалов переехало из Перми в другие города».

"