Традиционно, 30 октября по всей России проводятся акции, посвященные дню памяти жертв политических репрессий. Сегодня на площадке возле Егошихинского кладбища, близ церкви Успения Богородицы, члены общества «Мемориал», бывшие репрессированные и их родственники, депутаты заксобрания, общественные деятели пришли, чтобы почтить память, и возложить траурные венки.
Вступительное слово взял председатель общества «Мемориал» Роберт Латыпов.
— Прежде всего, это гражданский митинг. Не важно, сколько нам лет, какого мы возраста — этот день памяти объединяет всех, в независимости от политических взглядов идеологии и социального статуса.
За годы советской власти массовым репрессиям по политическим мотивам были подвергнуты миллионы человек, и точное количество пострадавших до сих пор не установлено. По сохранившимся документам в период с 1921 по 1953 год были репрессированы 4 млн 60 тыс. человек, в том числе почти 800 тыс. приговорены к расстрелу.
— В память о погибших, объявляю минуту молчания, — сказал со сцены Латыпов.
Во время траурного ритуала все склонили головы. В эту минуту многие, вероятно, вспоминали своих родных и близких, погибших в лагерях, думали о несправедливости советской власти и ее преступлении против всего человечества, не остались в стороне даже сотрудники полиции — свои шапки они сняли наравне со всеми.
Первым из выступающих, на сцену поднялся заместитель администрации губернатора Игорь Орлов.
— Сегодня другая жизнь, но мы должны помнить те трагические уроки истории, которые произошли. К сожалению, наше общество консолидируется, только когда происходят трагические события. Но сегодня мы обязаны помнить, что произошло в те времена и не позволить этому случиться вновь.
Дата Дня памяти жертв политических репрессий была выбрана в память о голодовке, которую 30 октября 1974 года начали узники мордовских и пермских лагерей. Политзаключенные объявили ее в знак протеста против политических репрессий в СССР. Однако официально этот день был установлен постановлением Верховного Совета РСФСР только в 1991 году
— Уважаемые пермяки, встречаясь с вами, и глядя в ваши глаза, никто не может лукавить или обманывать. Меня поражает, что я всегда вижу в них надежду. Я не представляю, какой силы надо быть людям, прошедшим все испытания, чтобы верить, что справедливость восторжествует, — сказала уполномоченная по правам человека, Татьяна Марголина.
Начальник управления по вопросам общественного самоуправления и межнациональным отношениям Алексей Грибанов, также приехал на митинг.
— Все вы — люди с большой буквы. Спустя столько лет, вы не потеряли оптимизма и сохраняете любовь к жизни. Памятник, о котором сегодня мы говорили — бесхозный. Я готов взять на себя обязательство принять его в муниципальную собственность и привести в нормативное состояние.
В 1996 году по инициативе Пермского регионального отделения международного общества «Мемориал» на пожертвования жителей Перми, а также при финансовой и организационной поддержке областной и городской администраций памятник был установлен.
Сделан он из пяти опор ограждения с колючей проволокой, привезённых из лагеря ГУЛАга Пермской области, опирающихся на пятиконечную звезду и представляет собой звонницу набатного колокола. Надпись на двух стелах: «Памяти жертв политических репрессий», «О, люди! Люди с номерами, вы были люди, не рабы. Вы были выше и упрямей своей трагической судьбы. Анатолий Жигулин».
— Он был выстрадан силами общества «Мемориал». Вы все помните, какими были 90-ые годы, но даже тогда, на пожертвования пермяков мы смогли его построить. В следующем году комплексу исполняется 20 лет. По тем временам, у нас был достойный памятник. Но для 2016 года это все-таки не комильфо», — отметил Роберт Латыпов.
— Создавая электронную карту ГУЛАГов, мы думали, что будет чуть больше 200 объектов, но их уже сейчас 1047 штук, и мы думаем, что это только начало пути. Каждое поколение должно задавать неудобные вопросы: как это произошло, почему погибло столько людей и что нужны сделать сегодня, чтобы такие преступления не совершались, — в очередной раз подчеркнул Латыпов.
На сцену поднялся член общества «Мемориал» Виктор Давыдов.
— Я бы хотел сказать о наболевшем. Сегодня наши дети не могут сказать правды, и я призываю вас донести ее до всех. Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил: «Если общество творит красоту и имеет святость, то и общество свято. Но в нашем крае святость я не вижу и не увижу! Даже министр культуры несет откровенную ерунду о памяти нашей предков. В 1937 году было 3 миллиона доносчиков. Не из тех ли трех миллионов его родители?
Извиняясь за резкость, Давыдов медленно спустился со сцены, но его голос был услышан, люди аплодировали.
— Вы имеете на это право, — поддержал предыдущего оратора Латыпов.
— Дорогие пермяки! Просветительские проекты музея «Пермь-36» долгое время работали на благо общества и мы смогли спасти его для всего мира. Но с прошлого года «Пермь-36» изменил парадигму своего развития, смысл и цели, которые были им поставлены. Если общественность создавала музей политических репрессий, то сегодня весьма открыто идет разговор о том, что это музей пенитенциарной системы. Это не одно и тоже. Я не знаю, какое место этот музей займет место в рамках такой системы, но я очень озабочена этими вопросам. Дело в том, что тропинка к музею может зарасти. Всем объявят, что интереса к памятнику нет, а депутаты зададутся вопросом: «зачем тратить деньги на объект, который никого не интересует?». Чтобы этого не произошло, я должна была высказаться сегодня, — подытожила свое выступление Татьяна Курсина.
Последим на сцену поднялся Игорь Аверкиев.
— Мы живем в смутное время, когда даже государство путается в своем отношении к сталинизму. Особенно это видно в Пермском крае. Один министр сегодня говорил об ужасе репрессий, а Гладнев, со сталинистами обсуждает, как бы из «Пермь-36» сделать музей пенитенциарной системы. Абсолютно разные политики в одном правительстве. Это катастрофа, такой двойственности и идеологической шизофрении быть не должно. Губернатор или идет вместе с Гладневым и сталинистами и закрывает «Пермь-36» или идет к нам, сюда. Двойственности быть не может, все должны принимать решение, — заключил Аверкиев.
После всех выступлений Роберт Латыпов в последний раз поднялся на сцену, чтобы построить колонну для возложения венков и цветов. У памятника все еще раз обсудили случившееся десятки лет назад, зажгли свечи и привязали памятные белые ленты.