Как все начиналось?
В 2007 году для поднятия рейтинга тогда еще губернатора Пермского края Олега Чиркунова был запущен проект «Семь важных дел». Одним из его направлений стала… поддержка прикамских производителей картофеля. На прилавках магазинов (первыми, конечно, были магазины сети «Семья») стал появляться прикамский фасованный картофель под брендом «Пермская картошка».
В 2009 году в Прикамье дали старт проекту «Покупай пермское». Ставку, как и в предыдущем случае, делали на местных производителей. Правда, к картошке добавились: молочные и мясные продукты, мука, птица, кондитерские изделия. Цель была одна — увеличить спрос на местные товары и, как следствие, объемы производства. Министром сельского хозяйства в то время была Елена Гилязова, она и была назначена ответственной за проект.
Проект просуществовал чуть больше двух лет. В конце февраля 2012 года заместитель главы министерства сельского хозяйства Пермского края Иван Огородов официально заявил, что власти не намерены больше вкладываться в развитие бренда «Покупай пермское». Однако желающие предприятия-резиденты могут заключить договор с краевой администрацией и размещать региональную торговую марку на собственной продукции.
«Нам не удалось привить пермякам патриотизм, объяснить потребителям, почему нужно покупать товары именно региональных производителей», — делился итогами проекта в интервью Properm.ru Огородов в апреле 2012 года.
Бренд просуществовал еще какое-то время, но вскоре исчез с пермских прилавков.
Что сейчас?
В «Покупай пермское», образца 2009, «наклейку с медведем» давали всем. По большому счету требование было только одно.
Сейчас смысл проекта несколько изменился. Принципиальных изменений несколько. Первое — больше внимания будет уделяться качеству. Второе — в проект добавят еще и услуги. Как это будет реализовано пока не совсем понятно.
Сам проект будет состоять из трех уровней вовлеченности производителей, рассказывают в Минпромторге.
Еще одно отличие от своего прототипа в «Покупай пермское» 2017 года — желание привлечь профильные министерства. Речь идет о третьем уровне проекта, где может понадобиться содействие Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерство культуры.
Проект расчитан до 2020 года, рассказал Properm.ru замминистра промышленности и торговли Пермского края Владислав Тонков. К этому времени правительство планирует привлечь в него до 500 участников.
«Основные» годы проекта — 2018–2020. Сейчас идет предварительный этап, в рамках которого прошла дегустация продуктов местных производителей. Там же, на площадках торговой сети «Семья», прошло анкетирование потребителей «с помощью которого можно будет определить вкусовые пристрастия жителей края».
Как будет организован проект пока не очень понятно. Символом, возможно, по-прежнему останется мишка, нарисованный для прошлого проекта. Однако тут встает вопрос о том, как размечать товары и услуги разных уровней.
Из того, что уже точно сделано — подписано соглашение между правительством Прикамья и Роскачеством. Это нужно для второго уровня проекта. По соглашению Российская система качества будет заниматься экспертной оценкой качества продукции. Для пермских производителей это будет бесплатно, финансирование, по словам Тонкова, на эти цели выделяется из федерального бюджета.
Что касается финансирования самого проекта, то пока, по мнению замминистра, об этом говорить преждевренно: «Министерство этот вопрос прорабатывает, идет формирование бюджета. Эти вопросы мы прорабатываем и надеемся они решатся положительно. Средства на поддержку проекта будут предусмотрены».
По словам декана экономического факультета и депутата Заксобрания Пермского Татьяны Миролюбовой, чтобы получить бюджетное финансирование придется кое-что поменять.
Для сетей, через которые планируется реализация местной продукции, Минпромторг видит два плюса. Сокращение логистических расходов и… снова качество, ведь время на доставку товаров сократится.
Как рассказали Properm.ru в компании «Лента», они готовы включиться в проект. Более того, они и сами регулярно прибегают к сотрудничеству с местными производителями и отмечают местные товары на своих полках специальным ценником. По итогам 2016 года 20% ассортимента компании было сформировано локальными поставщиками, при этом в сегменте свежих продуктов этот показатель достиг 46%.
Производители, которые уже заявили о своем участии в проекте, ждут от проекта возможностей.
«Мы хотим расшириться в Перми, чтобы нас узнали. Даже наш персонал не может купить наш продукт в пермских сетях, потому что его не заводят», — рассказывает директор кондитерской фабрики «Шоколадная магия» Алексей Турушев. Директор «Петровского Мясного Дома» Михаил Петров рассчитывает с помощью проекта выйти на более широкую аудиторию потребителей.
По словам генерального директора компании «ПРАЙМ» Павел Калач, проект должен стать новым институтом для поддержки местных производителей. В проект должны включиться и другие профильные министерства, банки, фонды.
Четкого понимания того, как будут вписаны услуги в этот проект, кажется, у авторов идеи нет.
В Пермском театре оперы и балета Properm.ru рассказали, что рассмотрят предложение об участии в проекте, когда оно поступит. Пока, как рассказал Владислав Тонков, с теми, кто мог бы принять участие в проекте на третьем уровне, они не связывались — это не профиль Минпрома.
По словам учредителя благотворительной затеи «Дедморозим» Дмитрия Жебелева, об участии в проекте они общались с Еленой Гилязовой: «Интерес обоюдный, хотя и очень предварительный».
Дмитрий Жебелев отдельно подчеркнул, что пока это исключительно предварительные идеи, «которые нужно принять, а затем очень творчески, детально и ответственно проработать и реализовать — чтобы это принесло реальную пользу и местным детям, и местным производителям». Как отмечает координатор затеи «Дедморозим», даже если идею примут, она не будет обязательной для участников проекта, а будет «скорее маркетинговой опцией и дополнительной возможностью».
Возрождение проекта считает интересной идеей и управляющая частной филармонией «Триумф» Юлия Балабанова.
Проект должен быть шире своего предшественника, считает Татьяна Миролюбова. Во-первых, стать проектом создания регионального зонтичного бренда. Во-вторых, проектом продвижения за пределы Пермского края.
Многие новые руководители регионов «прибегают к символическим практикам как только начинают работать в регионе», рассказывает кандидат политических наук, доцент кафедры политических наук ПГНИУ Мария Назукина. В качестве примера она приводит проекты «Семь чудес региона», выбор символа или бренда региона. Проект «Покупай пермское», по ее мнению, можно рассматривать в этом же ключе.
Эксперт обращает внимание и на возможные риски.
Другой риск, который называет эксперт, — сравнение проекта с его предшественником: «Оценка эффективности брендирования продукции под этим брендом в 2009 году с одной стороны разделила региональное сообщество на тех, кто поддерживал общий курс на маркирование продукции местных производителей и тех кто критиковал либо выбранный дизайн символа, либо неконкурентоспособность товара под маркой «пермское» в ценовом параметре с импортируемыми в регион продуктами и товарами».