Депутаты Усть-Качки рассказали журналистам о том, почему продолжают борьбу за права жителей поселения на приватизацию жилья, какие действия уже были предприняты местным самоуправлением, и что еще можно сделать, чтобы восстановить справедливость.
Станислав Шестаков, адвокат пермского фонда содействия ТСЖ, рассказал, почему жители Усть-качки проиграли все судебные процессы о приватизации своего жилья. Одна из главных причин — истечение сроков давности.
Поправку в 208 статью могут внести субъекты законодательной инициативы: это депутаты Государственной думы от Пермского края и губернатор Пермского края.
Второй вариант решения проблемы, по словам Станислава Шестакова, связан с тем, что государственные органы, из-за которых допущено беззаконие, должны это беззаконие устранить. «Ничего не мешает администрации губернатора договориться с собственником, владельцем курорта, о выкупе тем или иным способом оставшихся жилых помещений», — пояснил Станислав Шестаков. Почему государство должно решать частные проблемы людей? Потому что государство создало эти проблемы.
По словам главы Усть-Качки Василия Лузина, строительство домов и большей части санаторных объектов курорта «Усть-Качка» осуществлялось за счет госкапвложений государственных предприятий Соликамска, Перми, Свердловской области, соседних регионов. Жилой фонд и корпуса санатория были переданы в хозяйственное ведение курорта. Усть-Качка — курорт республиканского значения, а курорты республиканского значения являются федеральной собственностью.
Весь жилищный фонд курорта, более 1000 квартир (общая площадь 51 тыс. кв. м) был внесен в уставной капитал вновь образованного ЗАО «Курорт Усть-Качка». По мнению депутатов Усть-Качки, в Пермском районе Пермского края в отличие от других регионов страны курорт был выведен из собственности РФ незаконно. Приватизация состоялась без плана приватизации. Первое решение суда об оказе в приватизации было принято в 1994 году, в решении суда нет ссылки на документальные подтверждения того, что жилой фонд построен на средства профсоюзов (есть только устное заявление представителя ответчика, ЗАО «Курорт Усть-Качка»).
Профсоюзы продали контрольный пакет акций ЗАО «Курорт Усть-Качка». Все дома оказались зарегистрированы в уставном капитале производственно-имущественного комплекса ЗАО «Курорт Усть-Качка». Усть-Качка превратилась в «деревню крепостных». Жилые дома были зарегистрированы как нежилые.
Жителям Усть-Качки пришли предложения заключить договоры коммерческого найма и выкупить квартиры. Более 600 семей, по данным ТОС Усть-Качка, смогли выкупить жилье. Остальные решили бороться. Они считают, что им удалось доказать, что стране нужна бессрочная приватизация. Но их жилье так и принадлежит частнику — после ряда сделок собственником стало ООО «Жилсервис Усть-Качка».
Собственник 29 тыс. кв. м жилья, ООО «Жилсервис Усть-Качка», по словам депутатов поселения, не платит налоги, не платит самостоятельно взносы за капитальный ремонт (собирает их с жителей), не занимается ремонтом и содержанием жилья.
Бенефициаром ООО «Жилсервис Усть-Качка» является Сергей Перминов (владелец 99%). Около 29 тысяч квадратных метров жилого фонда по сути принадлежит одному человеку. По данным Спарк-Интерфакс, в 2016 году выручка компании составила 47,5 млн рублей, чистая прибыль 32,7 млн рублей.
По словам депутатов Усть-Качки, управляющая компания, являющаяся дочерним предприятием ООО «Жилсервис Усть-Качка», включила плату за капитальный ремонт в арендную плату за жилье. Сейчас аренда — 11 рублей 85 копеек за кв.м. По словам депутатов, до того, как собственник стал включать плату за капремонт в цену аренды, аренда составляля 5 рублей 50 копеек за кв. м.
По словам Натальи Зелениной, никакого ремонта управляющая компания не проводила с того момента, как жилье оказалось в частной собственности. Домам по 30–40 лет, по словам Натальи Зелениной, они нуждаются в ремонте, некоторые в срочном.
Депутаты не раз обращались в правоохранительные органы: следственный комитет по Пермскому краю направил обращение в отдел следственного комитета по Пермскому району. Следственный отдел по Пермскому району направил это обращение в прокуратуру. Прокуратура прислала отписку.
Каким образом жилой фонд попал в производственно-имущественный комплекс? Как он был зарегистрирован как нежилой фонд? Каким образом имущество РФ оказалось приватизировано без плана приватизации? Каким образом правительство РФ не приняло никакого постановления о приватизации этого жилого фонда в составе производственно-имущественного комплекса? Ответов на эти вопросы так и не появлилось.
Житель Усть-Качки Владимир Верхов, наверное, единственный человек, который смог снять с себя обвинения в нарушении административного законодательства. Он разместил плакаты: «Прокуратура, ты в ответе за будущее наших детей» и «Усть-Качка — деревня крепостных». За это Мотовилихинский районный суд, краевой суд приговорили его к административному штрафу. Но Верховный суд отменил эти решения.
По словам Владимира Верхова, в договоре с собственником жилья усть-качкинцев есть странные пункты, например, при уходе из жизни главы семьи (или того, на кого оформлен договор) семья должна в десятидневный срок освободить жилье. А если семья не выполняет эти требования, то должна заплатить 10 тыс. рублей.
Василий Лузин называет Усть-Качку «зона беззакония»: «На нашей территории нарушается общедоступное, общепринятое, общеустановленное законодательство. Законы РФ на территории Усть-Качки не исполняются».
Депутаты Усть-Качки просят губернатора Пермского края Максима Решетникова возобновить деятельность правительственной комиссии, которая занималась решением проблемы приватизации жилья в Усть-Качке. Комиссию возглавлял министр территориального развития Пермского края, она провела три заседания, успела выйти на Координационный совет при председателе суда Пермского края, но прекратила свою деятельность со сменой руководства региона.