Прокуратура Перми проверила практически все направления, особое внимание уделив защите прав граждан в сфере ЖКХ, защите прав несовершеннолетних и правоотношениям в сфере землепользования и градостроительства.
Прокуратура в своем отчете отмечает, что в Перми ведется недостаточная работа по принятию нормативно-правовых документов, регламентирующих те или иные сферы жизни. Единый реестр муниципальных нормативных правовых актов отсутствует. В итоге пермяки (причем в первую очередь сами органы местного самоуправления) вынуждены пользоваться информационно-справочными базами для поиска муниципальных постановлений и актов.
«Проводимая администрацией города Перми работа по актуализации муниципальных нормативных правовых актов недостаточна и проводится крайне медленно», — говорится в отчете прокуратуры.
Например, в Перми более двух лет принимали необходимые на муниципальном уровне правила об организации перевозок общественным транспортом. А система взаимоотношений между перевозчиками и организаторами торгов до сих пор не изменена.
Более четырех лет не могут полностью принять схему размещения рекламных конструкций. Более полутора лет не могут принять изменения в Правила землепользования и застройки по нормативам обеспеченности территорий жилой застройки объектами социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры.
«Это препятствует реализации муниципальной программы по развитию застроенной территории и расселению аварийного жилищного фонда», — говорится в отчете прокуратуры.
Из отчета прокуратуры Перми: |
По данным надзорного органа, «проблемы в сфере ЖКХ остаются одними из самых злободневных на территории Перми».
На «прямые» расчеты с ресурсоснабжающими организациями (РСО) переведено более 2,5 тыс. многоквартирных жилых домов. Удалось за год снизить размер задолженности перед РСО примерно на миллиард рублей. Просроченная задолженность управляющих организаций перед РСО на 2018 год составляет 5,5 млрд рублей, (в начале 2017 года она была порядка 7 млрд рублей).
Как следует из отчета прокуратуры Перми, администрация города «недостаточно использует имеющиеся возможности по влиянию на недобросовестные управляющие компании».
Администрации районов не всегда участвуют в общих собраниях по смене управляющих компаний, переходе на прямые платежи с РСО.
Небольшой объем многоквартирных домов находится в управлении муниципальной управляющей компании. В муниципальном предприятии «Городское коммунальное и тепловое хозяйство» (МУП ГКТХ) находится всего 47 домов (всего же у разных УК в Перми чуть больше 6 тыс. домов). Общее финансовое состояние МУП ГКТХ нестабильно, управляющие компании должны ему (как поставщику горячей воды) более 400 млн рублей (данные на конец 2017 года). Предприятие не переходит на прямые расчеты с населением.
Наиболее острой остается проблема расселения ветхого и аварийного жилого фонда.
На начало 2018 года из 1229 домов, признанных непригодными для проживания, к аварийным отнесено 693 дома. Межведомственные комиссии при администрациях районов, по данным прокуратуры, нарушают жилищное законодательство — принимают решения о том, что дома непригодны для проживания, но не принимают решения о том, что дома находятся в аварийном состоянии. Это позволяет не расселять дома, не включать их в программу.
В 2016, 2017 годах было расселено 25,9 тыс. кв. м и 26,4 тыс. кв.м. На 2018 год запланировано расселение 10,6 тыс.кв.м аварийного жилья.
Не в полном объеме исполнена муниципальная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013–2017 годы. Причинами является несвоевременное обращение администрации в суд с заявлениями о расселении граждан, а также несоблюдение процедуры расселения, предусмотренной Жилищным кодексом. Прокуратурой города главе Перми внесено представление.
«Длительность процедур расселения аварийного жилищного фонда приводит к необходимости дополнительного бюджетного финансирования на содержание частично расселенного жилья», — установила прокуратура.
Расселенные аварийные дома сносят несвоевременно: только после вмешательства прокуратуры в 2017 году снесено 15 домов, после обращения прокуратуры города в суд снесено три аварийных дома.
В 2017 году в Перми должны были отремонтировать 501 дом. Отремонтировали только 131, в 2016 году — 79 из планируемых 181.
Одной из причин систематического неисполнения программы капитального ремонта, по данным прокуратуры, является, «в том числе отсутствие в администрации Перми всех актов технического мониторинга многоквартирных домов, что влияет на качество формирования региональной программы капитального ремонта и муниципальных краткосрочных планов капитального ремонта».
У администрации 30 неисполненных решений судов о капремонте домов. Судебные решения не выполняются по четыре-пять лет «по вине администрации Перми в связи с некачественной разработкой проектно-сметной документации», «отсутствием надлежащего контроля за деятельностью подрядчика».
Прокуратурой в 2017 году главе города дважды вносились представления, однако существенно ситуация не изменилась. Не исполнены судебные решения и не проведен капитальный ремонт в домах по ул. Уральская, 77, ул. Циолковского, 11, ул. Индустриализации, 4, ул. Индустриализации, 6.
Из отчета прокуратуры Перми: |
В конце ноября 2017 года в администрацию Перми из министерства обороны РФ поступили акты о передаче в муниципальную собственность объектов водопроводно-канализационного и теплового хозяйства в Нижней Курье. До января 2018 года администрация должна была подписать акты и принять имущество. Вместо этого муниципалитет занял выжидательную позицию: и оспаривать приказ минобороны о передаче имущества не стал, и имущество не принял. Только после вмешательства прокуратуры города (вынесли предостережения должностным лицам) администрация направила в суд иск по оспариванию приказа минобороны. Окончательное решение еще не вынесено.
Контрольно-счетная палата Перми проверила, как потрачены средства на реализацию программ по газификации частного сектора. Из-за невыполнения работ по газификации в 2017 году прокуратурой главе города внесено три представления.
20 объектов не начали строить, хотя есть проектно-сметная документация. Выявлено 11 фактов нарушения сроков исполнения муниципальных контрактов, слабый контроль за действиями подрядчиков.
Из отчета прокуратуры Перми: |
Одной из причин является предоставление субсидии на проведение работ по подключению к газопроводу не самим гражданам, а организациям, выполняющим работы по подключению жилых домов. Такая система субсидирования расходов на поддержку «социально незащищенных» граждан, по мнению надзорного органа, неэффективна, так как организации отказываются от проведения работ (слишком сложен процесс получения бюджетных средств), а сам гражданин лишен возможности самостоятельно определить организацию и возместить понесенные расходы.
Порядок предоставления субсидий, установленный по решению Пермской городской думы администрацией, носит формальный характер, а реально воспользоваться правом социальной поддержки граждане не могут.
Износ сетей
Изношенность коммунальных сетей в Перми: |
«Темпы увеличения износа сетей свидетельствуют о непринятии достаточных мер, направленных на их обновление. Единых согласованных с ресурсоснабжающими организациями действий, направленных на улучшение ситуации в сфере ЖКХ до настоящего времени не выработано», — приходит к неутешительному выводу прокуратура Перми. А ведь в тарифы заложены так называемые инвестиционные надбавки, которые должны идти в том числе на капитальный ремонт сетей.
В отчете прокуратуры Перми говорится о том, что департаменты администрации Перми разрабатывали документацию по планировке территории часто в ущерб интересам муниципалитета, поскольку предусматривали отчуждение городских земель в порядке перераспределения по заниженной стоимости, нарушали права третьих лиц — возможных претендентов на земельные участки, а также жителей существующей застройки.
Из отчета прокуратуры Перми |
В ущерб интересам муниципалитета на Парковом увеличен участок для ООО «Управляющая компания «Интер-Инвест-Строй» более чем на 50%; в Ленинском районе для ООО «ЖБК-Инвест» площадь участка увеличилась более чем на 40%; в Индустриальном районе для ООО «ПМД-Квартал» площадь участка выросла на 60%.
Выявлены факты нарушения сроков выдачи разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, неоднократных отказов в выдаче разрешений по формальным и идентичным основаниям. При том что перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство предусмотрен ч. 13 ст. 51 ГрК РФ и является исчерпывающим.
В 2017 году работу администрации города по формированию земельных участков в целях предоставления многодетным семьям можно считать «провальной». Плановые показатели по формированию земельных участков в количестве 65 объектов администрацией фактически не выполнены и составили 0%.
За 2017 год многодетным семьям был предоставлен 41 земельный участок, против 231 в 2016 году.
Число многодетных семей, состоящих в очереди на получение земельного участка в целях улучшения жилищных условий, возросло с 4594 до 5474.
Из отчета прокуратуры Перми: |
Серьезной является проблема необеспеченности коммунальной и транспортной инфраструктурой уже предоставленных земельных участков в микрорайонах Заозерье, Ива, Бахаревка.
Администрацией города до сих пор не инициирован в Законодательное собрание Пермского края вопрос введения альтернативной меры по выплате многодетным семьям денежной компенсации с учетом нехватки городских земель для указанных целей и нецелесообразности данной льготы в рамках городской среды.
«Работа в данном направлении по-прежнему находится на низком уровне, осуществляется по «остаточному» принципу. Отсутствует самостоятельное и своевременное выявление самовольно строящихся объектов, что впоследствии усложняет процедуру их сноса», — говорится в заключении прокуратуры.
В Мотовилихинском районе прокуратурой края выявлены 22 самовольные постройки по улице Подполковника Галанова (коттеджный поселок) и четыре постройки по улице Телефонная.
Превентивные меры по недопущению самовольного строительства органами местного самоуправления практически не принимаются. «Вынесенные судом решения не исполняются годами», — говорится в отчете прокуратуры. Органами местного самоуправления практически не используется механизм сноса самовольных построек во внесудебном порядке, предусмотренный ч. 4 ст. 222 ГК РФ.
Практически сведена к нулю работа по реализации права администрации города обращения в суд о продаже с торгов бесхозяйно содержащегося имущества.
До настоящего времени не принята программа комплексного развития транспортной инфраструктуры города, несмотря на то, что на необходимость ее принятия прокуратура ежегодно обращает внимание органов местного самоуправления.
В феврале 2018 года решением Ленинского районного суда удовлетворено требование прокурора о возложении на администрацию города обязанности организовать надлежащее транспортное обслуживание жителей микрорайона Висим.
В 2017 году 626 родителей привлечено к административной ответственности за употребление детьми до 16 лет спиртосодержащей продукции, наркотических средств и токсических веществ (в 2016 году — 449 родителей). За склонение несовершеннолетних к распитию спиртного привлечено к административной ответственности 122 человека, выявлено 318 нарушений правил продажи спиртосодержащей продукции несовершеннолетним, по которым лица привлечены к административной ответственности, возбуждено 13 уголовных дел по фактам неоднократной розничной продажи спиртного детям.
Возбуждено семь уголовных дел по фактам жестокого обращения с детьми со стороны родителей.
Отдельно прокуратура проверяла деятельность департамента образования и образовательных учреждений в связи с происшествием в школе №127: «Вопрос социализации детей, необходимость контроля, корректировки их поведения остро обозначился в связи с событиями в школе № 127. Отсутствие работы с родителями приводит к недостаточному контролю с их стороны в отношении несовершеннолетних, зачастую предоставленных самим себе и учитывая свободный доступ к сети Интернет, провоцирует вовлечение «незанятых» внешкольной работой детей в противоправную деятельность».
Из отчета прокуратуры Перми: |
В 2017 году, несмотря на рост «детского» населения, ослаблена работа по обеспечению несовершеннолетних услугами дошкольного образования.
За 2017 год приобретено лишь одно здание детского сада, группы в детских садах переполнены, чем нарушаются требования СанПин.
Проверкой, проведенной прокуратурой города в 2017 году, установлено, что списочное количество детей в дошкольных муниципальных образовательных организациях превышает нормативное.
По представлению прокуратуры города, внесенному главе города, фактически мер не принято, в связи с чем прокуратура готовит заявление в суд в защиту прав несовершеннолетних.
До сих пор не принята программа комплексного развития социальной инфраструктуры. Необходимо, по заключению прокуратуры, оценить обоснованность приобретения (выкупа) у хозяйствующих субъектов построенных зданий детских садов, учитывая отсутствие сложившейся рыночной цены таких объектов и «прозрачных» механизмов отбора лиц, у которых такие объекты выкупаются.
Кроме того прокуратура дала оценку состоянию преступности в Перми, в том числе рекомендовала органам местного самоуправления совместно с правоохранительными органами усилить профилактическую работу в сфере борьбы с наркотиками.