Posted 14 августа 2018,, 06:51

Published 14 августа 2018,, 06:51

Modified 2 марта 2023,, 14:11

Updated 2 марта 2023,, 14:11

Эволюция Перми. «Крохаля»: от конгломерата деревень до городского гетто

14 августа 2018, 06:51
Белые финские домики, передовые методы строительства, первая 16-этажка «на районе» и универмаг, о котором многие пермяки могли только мечтать. Вы удивитесь, но всё это про микрорайон, которым пермяки привыкли пугать своих детей. Что же помешало посёлку имени Крохалева стать образцовым микрорайоном? Разбираемся в новой серии спецпроекта «Эволюция Перми».

Последние лет 20 «Крохалевка», или, как правильно говорить, микрорайон Крохалева закрепил за собой реноме одной из самых опасных локаций Перми. Инструкцию по выживанию в этом месте можно взять из песни группы «Пикник»: «Не задерживай взгляд, проходи. Чужой!» Если серьезно, Крохалевка — типичный окраинный микрорайон, и демонизировать его, значит демонизировать саму Пермь.

Поселок имени Анатолия Крохалева, первого родившегося в Перми Героя Советского Союза, возник на карте Молотова в начале 1941 года. Сказать, что он появился на пустом месте, было бы, пожалуй, неправильно. С другой стороны, располагавшиеся в округе деревни — Касьяны, Немочиева, Жарены, Кабаи, Зяблово — не оставили в истории почти никаких следов.

Только последние из названных топонимов — Зяблово и Кабаи — ещё можно найти на современных картах Перми. О существовании деревень напоминают одноименные улицы, идущие параллельно железной дороге. Одна из них — ул. Кабаи — ведет к памятнику погибшим в авиакатастрофе 14 сентября 2008 года. Остальные деревни и поселки, на месте которых возник микрорайон Крохалева, пару раз отметились на старых планах города и канули в небытие.

Основную застройку будущего микрорайона в 1940-е годы осуществляли завод №19 имени Сталина и завод №33 имени Калинина. Однако первыми жителями здесь стали вовсе не рабочие, а учащиеся ремесленных училищ, эвакуированных в Молотов из разных городов СССР, в том числе Москвы и Ленинграда.

Для них осенью 1941 года трест №12 построил несколько каркасно-засыпных бараков. Не случайно одно из первых упоминаний поселка в официальных документах связано с открытой здесь сапожной мастерской.

Неподалеку от первых бараков был построен «юнгородок», где жили и работали подростки. Подобные формы организации работы и быта практиковались во многих городах СССР: в Самаре, например, так до сих пор называется одна из станций метрополитена. В Перми первый комплекс из десяти щитовых жилых домов и столовой юнгородка возвел моторостроительный завод, то есть завод имени Сталина.

По сведениям краеведа Виктора Семянникова, бараки, в которых пришлось жить ремесленникам, не имели центрального отопления, поэтому зимой многие предпочитали ночевать прямо в цехе, где было теплее.

Позже в поселке Крохалева появилось несколько юнгородков, причем их строительство продолжалось и после войны. Например, в 1947 году завод имени Калинина вел строительство бараков для своей молодёжи. Но, в отличие от домов военного времени, новые бараки имели центральное отопление и холодную воду.

С середины 40-х годов на «Крохалевке» строится большое количество гипсолитовых домов двух типов: на одну и две квартиры, причем «в довесок» жители получали небольшой участок земли. Есть свидетельства, что тогда Крохалевка считалась чуть ли не богатым поселением, а все из-за своего внешнего вида: аккуратные белые финские домики утопали в зелени посаженных на приусадебных участках деревьев.

Увы, но из-за малого количества фотографий поселка в 40–50-е годы рассказам о «райской Крохалевке» остается верить на слово. Финские домики были снесены в 1970-е годы, уступив место типовым пятиэтажкам.

А как же обстояли дела с инфраструктурой и «социалкой»? Старейшие школы микрорайона — №85 и №73. Первая была открыта в 1951 году, вторая даже раньше — в 1948-м — но изначально находилась в микрорайоне Краснова. Характерно, что в 1950-е самым высоким зданием поселка был двухэтажный детский сад завода имени Калинина на ул. Яблочкова.

Некоторые улицы «Крохалевки» за свою недолгую историю пережили переименование: в 1976 году ул. Нердвинская была переименована и названа в честь бывшего директора моторостроительного завода Анатолия Солдатова, а в 2001 году ул. Кутаисская, расположенная не в самой Крохалевке, а в поселке Октябрьский, получила имя Героя Советского союза Анвара Гатауллина.

Рост города вширь не мог не привести к продолжению застройки поселка Крохалева. Тогда-то и были заложены предпосылки превращения микрорайона в своеобразное гетто. Новые дома возводились в спешке без предварительной прокладки инженерных сетей и коммуникаций, поэтому местные жители были обречены на отсутствие нормальных дорог и транспорта, недостаток тепла, низкое давление воды.

«Инженерные коммуникации, не только не работали на перспективу, а уже через год-два после прокладки, не были в состоянии обеспечить микрорайон водой и теплом», — утверждает краевед Виктор Семянников в своей книге о микрорайонах Перми.

Времена, когда самым высоким зданием поселка был двухэтажный детский сад, прошли. Свердловский район становился выше: именно здесь появились первые в этой части города девятиэтажные дома. Характерными стали многоэтажки малосемейного типа, первая из которых была заложена в 1983 году на ул. Вижайская, 14 (микрорайон Октябрьский). А в 1987 году — через два года после строительства дома на площади Дружбы на Городских горках — на улице Гусарова появилась и первая в Свердловском районе 16-этажка.

Продолжала развиваться инфраструктура. Жителям Крохалевки, а если быть точным, микрорайона Краснова, повезло одними из первых в Перми получить универсальный магазин нового типа: в 1979 году на ул. Солдатова, 32 открылся общественный центр, в котором через 10 лет расположился «Универсам», который по ассортименту мог конкурировать со своим «старшим братом» на ул. Борчанинова, открывшемся за шесть лет до этого.

Кроме продовольственного магазина в здании на Солдатова, 32 в 1980–90-е годы располагались книжный двор, ресторан «Айсберг» и казино, обувная мастерская, студия звукозаписи и почтовое отделение.

Параллельно с развитием Крохалевки шло строительство в поселке Октябрьский, который теперь входит в состав микрорайона. В 1955 году под строительство было выделено три квартала вдоль современной ул. Куйбышева. К месту стройки протянули полотно железной дороги, по которой доставлялись плиты и кирпич. У строителей был огромный стимул работать одновременно быстро и на совесть: в каждом цехе была организована бригада, члены которой получали отдельные квартиры, да еще и с небольшим приусадебным участком.

На этом стоит остановиться подробнее, поскольку история застройки поселка Октябрьский — это целая веха в пермском жилищном строительстве. В Государственном архиве Пермского края сохранился фотоальбом «Строительство жилых домов методом народной стройки на заводе им. М.И. Калинина», датируемый 1957 годом. В нем подробно, шаг за шагом, описан процесс строительства одного из первых домов.

Строительство домов завода №33 имени Калинина не только велось силами заводчан, но и за счет внутренних источников, созданных на заводе, так называемого «фонда ширпотреба». В течение всего шести месяцев — с марта по сентябрь — было построено шесть домов, и 144 семьи обрели новый дом. Первые дома получили адреса по ул. Сергинская.

Для строительства были приняты типовые проекты жилых домов с малометражными квартирами, разработанные Московским проектным институтом Гипроавиапром.

Строительство домов осуществлялось не только за счет сверхплановых средств, но и из «своих» материалов. Например, для обеспечения строевым лесом была расширена заготовка леса на заводском лесоучастке, а для получения кирпича строители установили связи с местным кирпичным заводом.

Дошло до того, что радиаторы отопления, различные водопроводные и канализационные детали были изготовлены на самом заводе. Параллельно шла работа на перспективу: разрабатывался план полной ликвидации недостатка в жилплощади для заводчан к 1965 году.

В 1958 году методом народной стройки в поселке Октябрьский было построено еще 16 каменных двухэтажных двадцатиквартирных домов. О качестве жилья, построенного таким способом, можно, конечно, спорить.

Однако тот факт, что за короткий срок на бывшем пустыре выросли стройные ряды домов, а проблема обеспечения рабочих собственной жилплощадью была решена, не оставляет места для дискуссий.

Первыми улицами поселка Октябрьский стали Сергинская, Брестская, Весенняя, Самодеятельная (впоследствии переименованная в ул. Лукоянова), Кутаисская, Кузбасская. Интересно, что жители домов хорошо знали друг друга, работали и отдыхали вместе, разбивали сады и ухаживали за своими участками. Впоследствии завод Калинина стал возводить дома большей этажности.

В 1960 году, когда трамвайные пути связали Бахаревку и завод Калинина, Октябрьский перестал быть отрезанным от города. Вскоре после этого в микрорайон пришел и троллейбус.

Постепенное увеличение этажности строительства в 1990-е годы при сохранении статуса района, несколько оторванного от другой части города, сделали поселок имени Крохалева одним из наименее приглядных микрорайонов Перми.

Но тем интереснее узнать, какой была Крохалевка в первые десятилетия своего существования, когда максимальная высотность застройки составляла два этажа, а уютные домики летом утопали в цветении палисадников.

Трудно сказать, сколько выдающихся людей выросли на Крохалевке, но как минимум одного можно назвать без труда: Константин Зырянов, один из самых талантливых пермских футболистов, бывший игрок «Зенита» и сборной России, пробивший себе путь в большой спорт через «Амкар», вырос именно здесь. «Из Крохалевки было три выхода: завод, тюрьма или спорт», — вспоминал Зырянов в интервью Sports.ru. Сегодня он продолжает трудиться в «Зените» в качестве старшего тренера «молодёжки». И, не исключено, что иногда вспоминает о родном микрорайоне.

Материалы предоставлены Государственным архивом Пермского края

Текст: Александр Глушков для Properm.ru, фото: Павел Трубин и Государственный архив Пермского края

"