«Было сделано все возможное для вызволения девяти строителей из шахты. Шесть попыток добраться и остановить открытый огонь. Спасатели говорят, шансов нет. Искренне соболезную семьям и близким. Окажем всю возможную помощь родным и близким, какая потребуется. Отдал соответствующие распоряжения министерствам. Борьба с пожаром в шахте продолжается», — написал Максим Решетников.
Также губернатор Прикамья опубликовал видеокомментарий, в котором восстановил хронику чрезвычайного происшествия.
«Без десяти час поступил сигнал о задымлении и пожаре на четвертой шахте третьего соликамского рудоуправления в Соликамске, сигнал прошел по линии МЧС. После разговора с директором «Уралкалия» Дмитрием Осиповым стало понятно, что ситуация крайне серьезная. Дал поручения соответствующим министерствам и принял решение выдвинуться в Соликамск. Чуть больше двух часов занял путь. Выяснилось вначале, что шесть (человек — прим. ред.), потом информация уточнилась — девять человек оказались в опасной зоне. Причем изначально 17 человек работало на шахте, восемь из них смогли выйти через соседние стволы. Девять человек оказались заблокированы. Среди них жители Пермского края, Башкирии, Краснодарского края», — рассказал Максим Решетников.
Он напомнил, что шахта не эксплуатирующаяся, а строящаяся, поэтому там работали строители, а именно ФГУП «Управление строительства 30», подведомственное ГУСП России. «Мощная, серьезная структура, которая занимается именно шахтными работами, — пояснил Максим Решетников. — И шахта для строительства была передана со стороны «Уралкалия» именно этой организации».
22 декабря, когда случилось возгорание, проводилась подготовка к бетонированию ствола шахты.
Максим Решетников: «Сам ствол шахты и две пазухи были обработаны полиуретаном, специальным веществом для сохранности бетона — как герметиком между бетоном и породой шахты. Этот герметик был нанесен, он затвердел, шла подготовка к бетонированию, опалубка, каркасы металлические и так далее. Работы шли в этих двух пазухах, которые нужны, чтобы в дальнейшем к ним подошли с боков шахтные отводы. Через них по конвейерам подается порода и через этот шахтный ствол вывозится на поверхность. Ствол был технологическим, предназначенным для подъема породы и увеличения производительности рудника. Возгорание произошло как раз в этих пазухах».
В результате очень небольшая часть воды, которая подавалась сверху, попадала в пазухи и способствовала тушению. Когда губернатор прибыл на место происшествия, горноспасатели предприняли уже четвертую попытку спуска в шахту, но она была неудачной. Работы велись на отметке — 365 метров, а вся шахта глубиной 450 метров. На 345 метров спасатели столкнулись с очень высокой температурой. Им пришлось вернуться наверх, после было предпринято еще две попытки. «К четырем часам ночи стало понятно, что шансов достать ребят живыми нет», — сказал Максим Решетников.
По словам губернатора, об этом сообщили родственникам горняков, президенту Республики Башикирия, руководству Краснодарского края. Параллельно на связи был полномочный представитель президента в ПФО. Звонил председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. «Вечером ему был доклад», — пояснил Максим Решетников.
Примерно в 3–4 часа прибыли подкрепления по линии МЧС со стороны Свердловской области. В 5 утра тушение продолжалось, огонь по-прежнему был открытый.
«Дальше работа с родными. Окажем всю поддержку. Большая, большая трагедия. У всех практически дети, родные, близкие. Большая трагедия», — сказал губернатор.