Героическая реконструкция. История ремонта Героев Хасана длиною в 12 лет и ценой 4,5 миллиарда рублей

23 июля 2020, 10:17
На днях сорвался очередной конкурс по выбору очередного подрядчика для очередного этапа реконструкции улицы Героев Хасана. Легендарный ремонт длится уже 12 лет, перестоял трех губернаторов, трех мэров Перми, отставку и возвращение непотопляемого Анатолия Дашкевича. А уж сколько поколений дорожников накормила эта реконструкция и считать сложно. Журналист Properm.ru составил краткую историю длинной реконструкции длинной улицы. Спойлер: каждый погонный метр ремонта обошелся бюджету в среднем в 750 тысяч рублей без учета инфляции.

Первое, что вам с гордостью скажет почти любой местный краевед, что улица Героев Хасана — знаменитый и воспетый в веках кандальниками Сибирский тракт. Современная судьба магистрали началась в конце 50-х годов прошлого века. Судя по архивным записям, впервые название появилось в справочнике «Улицы Перми» в 1959 году. Тогда еще существовал и собственно «Сибирский тракт». Слияние произошло в 1961 году.

Главная южная выездная магистраль города большую часть советской эпохи развивалась в полном соответствии с тогдашними традициями формирования городов: сначала заводы, а вокруг них все остальное. Собственно, улица Героев Хасана и была фабрично-заводской улицей, которая прерывалась редкими жилыми микрорайонами. В 90-е она разваливалась вместе с окружающими ее предприятиями, но стратегического значения потерять не могла. Это все-таки одни из главных ворот города, через которые идет связь и с югом и с востоком.

В общем, реконструкция улицы назрела, но как и положено в Перми тянули с ее началом практически до «конца тучных времен». И только в 2008 году «пошли по этапам».

Этап I. От ул. Чернышевского до ПНИТИ, 2008–2010 годы

2 июля 2008 года администрация Перми торжественно объявила: «Сегодня предприятие «Пермдорстрой» приступает к ремонту улицы Героев Хасана». Речь шла о начале первого этапа реконструкции магистрали от ул. Чернышевского до ПНИТИ (ул. Г.Хасана, 41) Что касается затрат, то «в 2008 -м году на реализацию проекта город Пермь получил из краевого бюджета 172,5 млн рублей. Свое софинансирование город показал в размере 57,5 млн рублей». Надо отметить, что в те годы схема финансирования 75% — край, 25% — город была стандартной, бюджет краевой столицы такие объекты не тянул.

Через год финансирование пришлось увеличить. 10 июля 2009 года правительство края приняло решение о выделении 219,7 млн рублей. Пермский бюджет добавил 73,2 млн рублей. Как сообщала тогда пресс-служба краевой администрации: «На объекте планируется завершить перенос инженерных коммуникаций с устройством новых трамвайных путей, выполнить асфальтирование участка, построить тротуары и установить освещение. В октябре по этому участку будет открыто движение».

Формально, осенью 2009 года участок от ул. Чкалова до ПНИТИ действительно сдали и пустили в эксплуатацию. Впрочем, вот снимки за конец ноября того года с форума Teron.ru, на которых видно, как по традиции асфальт укладывают прямо на снежное основание.

Ремонт участка Чкалова-Чернышевского продолжили в следующем сезоне. В ноябре 2009 года депутаты городской думы утвердили инвестиционный проект «Реконструкция улицы Героев Хасана, участок от ПНИТИ до улицы Чернышевского, первый пусковой комплекс» и предусмотрели финансирование в размере 237 млн рублей. Как выяснилось на аукционе в феврале 2010 года, победитель по-прежнему был тот же — великий и могучий тогда «Пермдорстрой». Как и на предыдущих участках здесь надо было сделать перекладку всех сетей, новое покрытие трамвайных путей и четырехполосную дорогу.

В сентябре пермские СМИ с болью в сердце и тревогой в голосе сообщали о задержках строительства. Отставание работ от графика составляло жуткие три недели. Город возмущен, подрядчику грозит штраф в 400 тыс. рублей, тогдашний мэр Перми Игорь Шубин лично выезжает на стройку и под камеры отчитывает руководителей «Пермдорстроя»: «Жители с нетерпением ждут завершения реконструкции улицы. Да, объект сложный, объем работ с учетом трамвайных путей очень большой. Тем не менее, вы взяли на себя определенные обязательства и должны их выполнить в срок».

И, о чудо! Подрядчик не позволяет себе пренебречь гневом градоначальника, а пытается решать проблемы. В целом стройку должны были закончить 20 октября 2010 года. 12 октября по ул. Г. Хасана пошли трамваи, а чуть позже и автомобильный транспорт.

Собственно, на этой жизнерадостной ноте и закончился первый этап реконструкции магистрали. Он продолжался чуть больше двух лет, все работы исполнил «Пермдорстрой» и обошелся он в дикие по тем меркам деньги — 759,9 млн рублей. При общей длине в 1,7 тыс. каждый погонный метр реконструированной магистрали обошелся почти в 450 тыс. рублей. Про миллион за каждые два метра очень любили тогда шутить пермские журналисты. Если бы мы знали будущие масштабы затрат.

Этап II. ПНИТИ — ул. Хлебозаводская, 2012 — 2014 годы

После двухлетнего перерыва власти вернулись к продолжению большого проекта. За эти годы сменились руководители и Перми, и края. Место Олега Чиркунова занял Виктор Басаргин, а Игоря Шубина сменил Анатолий Маховиков. Отметим так же, что именно в тот период возобновились активные попытки договориться с ОАО «РЖД» о расширении тоннеля под Транссибом. Увы, тогда они не принесли результата, вопрос с тоннелем удалось решить только к 2017 году.

Но в 2012 глобальную реконструкцию ул. Героев Хасана возобновили на участке от ПНИТИ до ул. Хлебозаводской. 27 июля Анатолий Маховиков заявил: «Поставлена задача продолжать строить Героев Хасана от ПНИТИ до Транссиба, несмотря на большую стоимость. Это работа точно не одного года, а двух. Мы параллельно ставим задачу решить проблему прохода по Транссибу. Удивительно, когда такая четырехполосная трасса упирается в такую дырочку, а потом снова четыре полосы. В этом году объявим аукцион по строительству Г. Хасана не позже сентября, чтобы подрядчик смог за зиму подготовиться, а весной проводить работу».

Не в сентябре, но в октябре 2012 года конкурс все же состоялся. Выиграл его по традиции «Пермдорстрой». Отметим, что выиграл уже с сопротивлением. Новое руководство региона имело свои планы на дорожных подрядчиков, торги сопровождались внутренними скандалами. В публичную плоскость вышла только жалоба того же «Пермдорстроя» в ФАС. Тогда это считалось практически шагом «ва-банк». Дорожников услышали, жалоба через сутки была отозвана, контракт достался пермской компании за 919 млн рублей. Им предстояло реконструировать 1,5 км магистрали плюс сделать круговую развязку у Велты. Для всего объема работ отвели четкие сроки в 650 дней.

Что удивительно, уже через год, 11 октября 2013 года по отремонтированному участку магистрали полностью открыли движение (частично его открыли еще 23 сентября). Транспорт пошел по трем полосам в сторону города и по трем полосам из города. Сформировалась именно та схема движения, которая нам сейчас привычна. Если честно, такое в практике дорожного строительства Перми вспомнить сложно. Но чуда не было. «Пермдорстрой» весь год занимался только одним — реконструкцией дороги и только автомобильной дороги, при этом сама улица большую часть времени оставалась закрытой для движения.

Все работы по благоустройству, оборудование трамвайных и троллейбусных сетей перенесли на 2014 год. Электротранспорт пустили по Г.Хасана 19 августа 2014 года, а 27 августа этот этап реконструкции официально закончили. Работы принимали глава города Игорь Сапко и новый глава администрации Дмитрий Самойлов.

Этап III. Пересечение ул. Г.Хасана и Транссиба, 2017 -2018 годы

Дальше снова последовала многолетняя пауза. Власти не стали реконструировать оставшийся участок улицы, предпочтя сначала разобраться с многолетней проблемой — пересечением с Транссибом. И вот здесь переговоры с ОАО «РЖД» и согласования затянулись надолго. Еще в июне 2015 года власти региона и города заявляли о факте начала проектирования новой развязки. Рассматривались три варианта реконструкции участка: автомобильная эстакада, железнодорожный тоннель и железнодорожная эстакада. Выбрали последний, как самый дешевый: 220 млн рублей — проект, 440 млн рублей — общая стоимость работ.

«РЖД» всегда была очень «тяжелым» партнером в подобных переговорах. Несмотря на то, что корпорация в конечном итоге получала новую железнодорожную эстакаду, ее позиция оставалась предельно жесткой. Простым языком ее можно сформулировать так: «Вам нужна дорога — вы за все и платите». В ноябре 2016 года Анатолий Дашкевич, комментируя ситуацию в интервью изданию «Федерал-пресс» подтвердил это, хотя и отрицал сложность переговоров с железнодорожной компанией: «Мы получили от них (ОАО «РЖД» — Properm.ru) технические условия на реализацию проекта и учли их. Город должен компенсировать РЖД убытки за разрушение существующего путепровода, который, к слову, входит в уставной капитал РЖД. Сумма компенсации определяется стоимостью проекта строительства нового путепровода — в районе 200 млн рублей».

В результате длительных переговоров и согласований начало работ сдвинулось еще на год и реконструкция возобновилась только в 2017 году в три этапа:

  • 1 этап — строительство железнодорожных путепроводов с переустройством железнодорожных путей.
  • 2 этап — реконструкция участка автомобильной дороги и улицы Героев Хасана от автодороги Пермь-Екатеринбург до ул. 4-я Ферма.
  • 3 этап — реконструкция улицы Героев Хасана от ул. 4-я Ферма до улицы Василия Васильева.

Общая стоимость работ превысила 680 млн рублей (без стоимости самого путепровода). Подрядчик ЗАО «Уралмостострой» Мостоотряд № 123. Движение поездов на новый путепровод переключили 30 мая 2018 года, а все остальные работы продолжались до конца 2018 года.

Этап 4. Ул. Хлебозаводская — ул. В.Васильева, 2019 — наши дни…

И вот здесь над реконструкцией снова навис злой рок, не то в виде внешних обстоятельств, не то в виде общего краха проектно-строительного блока, который наблюдался в краевой и городской администрациях в последние годы. Реконструкцию ул. Героев Хасана от ул. Хлебозаводская до ул. Василия Васильева не смогли начать в том же 2018 году из-за проблем с проектно-сметной документацией.

Аукцион провели только 9 июля 2019 года. Победителем стало ООО «СКФ «АТМ», сумма контракта 920 млн рублей. Но уже тогда было известно, что это только часть общей суммы. В муниципальной программе «Организация дорожной деятельности в городе Перми» говорится, что в 2019 году на участке от Хлебозаводской до Васильева выполнят подготовительные работы и переустройство коммуникаций, в 2020 году уложат земляное полотно, а в 2021-м введут участок трассы в эксплуатацию. Финансирование на 2019 год 248,6 млн рублей. В общем, же работы должны пройти на участке в 1,7 км и обойтись согласно документу, в 1147162,100 рублей. Только это тоже оказалось не полной стоимостью…

5 сентября 2019 года подрядчик без объявления войны вышел на тропу реконструкции и спровоцировал коллапс. Стоять «у линии боёв» пермяки начали с раннего утра. Как выяснилось позднее, ночью ремонтники огородили две трети ширины магистрали на участке от Бродовского тракта в сторону улицы Васильева, оставив для проезда по одной полосе в каждую сторону. Проблемы и резонанс оказались настолько велики, что Дмитрию Самойлову пришлось публично отчитывать своих подчиненных в Instagram: «Организация работ и отсутствие предупреждения людей со стороны «Пермблагоустройства» не выдерживают никакой критики… Кроме как разгильдяйством и пофигизмом сегодняшний старт работ на Героев Хасана и не назовёшь. Директору МКУ «Пермблагоустройство» Евгению Масалеву объявляю выговор за отвратительную подготовку к началу реконструкции. Поручил представить мне полную выкладку по мерам стабилизации ситуации и в кратчайшие сроки минимизировать трудности для людей»

При этом, судя по всему ни мэр, ни его подчиненные сами были не в курсе даты начала работ и ее дальнейших графиков. В принципе отсутствие контроля со стороны администрации уже давно критикуется и депутатами и СМИ, но положение не меняется. С очередным этапом реконструкции произошла ровно та же история. Критика организации и хода работ продолжается уже больше года. С публичными инспекциями на место работ, как кажется, уже успели съездить чиновники и депутаты всех уровней власти. Но единственное, что происходит реально — удорожание сметы. Стоимость завершающего этапа реконструкции ул. Героев Хасана в соответствии с заключением государственной экспертизы достигла 1,7 млрд рублей. Потребовалось дофинансирование проекта на сумму 452,5 млн рублей. Таким образом цена достигла «психологически важной» отметки в 1 млн рублей за 1 погонный метр.

При этом работы стоят. Нужно переложить теплосети и тротуары, что каким-то образом не было учтено в начальном проекте. Объявленный мэрией конкурс 16 июля 2020 года завершился провалом. На контракт стоимостью в 125 млн рублей не нашлось желающих. Повторный аукцион мэрия собирается объявить до конца июля 2020 года. Насколько все это приведет к затяжке работ — неизвестно. Впрочем, в мэрии не унывают. Официальный срок сдачи объекта — 1 августа 2021, а за это время, как говорил Ходжа Насреддин: «или ишак, или эмир».

К сегодняшнему дню реконструкция одной пермской улицы длится уже 12 лет и она по праву входит в пятерку долгостроев города. Приблизительная стоимость всех работ достигла 4,5 млрд рублей. На протяжении всех этапов условная цена росла от 450 тыс. до 1 млн рублей за один погонный метр реконструированной улицы. Отметим, это только прямые расходы, отраженные в прямых же государственных контрактах, они могут не учитывать ряда дополнительных расходов. Получается погонный метр ремонта обошелся бюджетам в среднем в 750 тыс. рублей без учета инфляции.

Окончательную цифру можно будет сказать только после полного окончания реконструкции.

#Видео #Спецпроекты #Мнения #Общество #Пермские дороги #Реконструкция
Подпишитесь