Пермяки ждут врачей по три дня, не могут попасть на КТ, платно сдают анализы на COVID-19. Что происходит?

Пермяки ждут врачей по три дня, не могут попасть на КТ, платно сдают анализы на COVID-19. Что происходит?

12 октября 2020, 10:15
Количество заболевших коронавирусом растет. Основная нагрузка ляжет на экстренные службы, которые уже сейчас не справляются. Машин скорой помощи не хватает. Можно было бы решить проблемы за счёт государственно-частного партнерства, о чем не раз заявлял губернатор Пермского края Дмитрий Махонин. Но министерство здравоохранения региона пока не предпринимает никаких шагов в эту сторону. И, похоже, упустило ситуацию из-под контроля.

«Все платно. Только на тесты и КТ (компьютерную томографию) ушло 10 тыс. рублей. Благо я одна заболела, а если заболеет вся семья? А если у людей нет денег? Это же страшно, как им быть? Ждать 60% поражения легких, чтобы их госпитализировали? » — пермская художница Мария Колыванова рассказала Properm.ru, как столкнулась с беспомощностью системы здравоохранения перед наступающим COVID-19.

По её словам, она чувствовала себя относительно хорошо, не было температуры или боли в груди, только сильная слабость. Марии удалось дозвониться до неотложки и вызвать врача на дом. Врач пришел через сутки, выписал ромашку, противовирусные препараты и направил в поликлинику к терапевту и на флюорографию. «На вопрос: «А если я заразная? Если у меня COVID-19? Мне ответили, что флюорография покажет», — говорит о случившемся Мария.

Бесплатный тест из-за малого количества симптомов ей делать не стали. «Я так понимаю, что бесплатный тест — это миф, даже если был контакт с заболевшим», — рассуждает девушка. В итоге Мария платно прошла КТ (поражение правого легкого 10%). Платно сдала мазок на коронавирус, результат теста пришел положительный. Мария пролечилась. А вот, чтобы выйти из дома, нужно сдать мазок бесплатно, по постановлению Роспотребнадзора. Никакого постановления никто девушке не дал. «Роспотребнадзор послал меня в министерство здравоохранения, те послали меня обратно в поликлинику, а из поликлиники снова отправили в Роспотребнадзор по Пермскому краю, а там по шести разным телефонам трубки не берут! Замкнутый круг замкнулся», — возмущается Мария.

Похоже, министерство здравоохранения Пермского края упустило ситуацию из-под контроля. В Properm.ru болеют сотрудники, и уже по своему опыту знают, какова ситуация с коронавирусом на самом деле, с чем сталкиваются пациенты. Кроме того, в редакцию обращаются как переболевшие, так и болеющие пермяки, рассказывают, с какими трудностями им пришлось столкнуться, чтобы вызвать врача, чтобы сделать КТ, сдать анализы, получить назначения врача.

Covi-квесты

Итак, что мы имеем? Первый квест — вызов врача. Телефоны заняты. Заняты без конца. Уже известны грустные и смешные истории про то, как после долгого ожидания ответа оператора, звонивших соединяли друг с другом. «Пообщались, обменялись информацией про свои симптомы, пожаловались друг другу, что не можем вызвать врача», — делятся своими историями пермяки. Многих отправляют самостоятельно добираться в поликлиники, особенно с невысокой температурой, в итоге в очередях на прием к врачу пациенты проводят по 4–5 часов. Есть ли из тех, кто в очереди, кто-то с COVID-19? Очевидно, что да. Даже если болеет член семьи, отправляют в поликлинику. При этом в Москве в таких случаях приходит сотрудник поликлиники для взятия биоматериала у всех членов семьи. И все получают постановление санитарного врача о самоизоляции на дому в течение 14 дней.

Второй квест — сдать анализы. Бесплатные мазки возьмут только в том случае, если есть подтверждение, что вы контактировали с заболевшим, у заболевшего должно быть предписание Роспотребнадзора, и он должен быть внесен в какую-то базу. Если его там нет, а чаще всего нет, то бесплатно мазок брать не будут. Платно тоже не будут, если у вас есть симптомы заболевания (температура, потеря обоняния, боль в груди), поэтому все вынуждены говорить, что нет никаких симптомов, чтобы платно сдать анализы на антитела и мазок. Кровь на антитела бесплатно сдать невозможно. В Москве ПЦР-тесты можно сдать в 207 бесплатных поликлиниках, а кровь на наличие антител также бесплатно в 30 ИФА-центрах.

Третий квест — пройти КТ. Несмотря на то, что в Перми, по данным министерства здравоохранения, 14 томографов в государственных клиниках, только четыре из них принимали пациентов на обследование легких, один вышел из строя. Поэтому пермяки записываются на КТ платно (с симптомами и без). Они опять вынуждены обманывать и говорить, что уже переболели, что симптомов нет, что ни с кем не контактировали. Запись на платное КТ в частных клиниках уже осталась только на конец октября, цены они повысили резко: на 700–1000 рублей по сравнению с прошлым месяцем.

Четвертый квест — лечь в больницу. Еще весной госпитализировали просто с положительным тестом. Сейчас, чтобы попасть на койку, надо, чтобы было минимум 50 процентов поражения легких. «Мест нет», — отвечают людям врачи в то время, как минздрав отчитывается о том что резерв койко-мест еще есть.

Отдельный квест — выйти из дома, получить больничный лист. Тут вообще всё запутано, никто ничего не знает, надо звонить, ходить, добиваться бесплатного мазка, подтверждающего, что все закончилось, постановлений Роспотребнадзора, что свободен.

На передовой

Наталья Агейчик, ведущая телекомпании «Рифей», получив положительный результат теста, ждала скорую помощь больше суток. «Не хотела вообще затрагивать тему коронавируса, который коснулся моей семьи. Но бардак в медицине сам лезет наружу. Начнем с того, что мой первый положительный тест просто затерялся на 11 долгих дней. Кстати, с тех пор, как он нашёлся — меня не посмотрел еще ни один врач. Это я к тому, когда пишут «Все больные на домашнем лечении под «Строгим» наблюдением врачей». Врачи не виноваты, им низкий поклон. Виновата система», — написала она на своей странице в социальной сети Facebook.

Тяжелее всего приходится врачам неотложек и скорой помощи. Очевидно, что бригад скорой помощи не хватает. Только по официальным данным Министерства здравоохранения Пермского края, в начале октября среднее время оказания первой помощи пациентам составляло 123 минуты. Позднее министр здравоохранения Оксана Мелехова отчиталась, что удалось снизить среднее время прибытия до 102 минут. То есть Минздрав Прикамья публично признался, что нарушает норматив доезда к пациенту в пять раз. Правила оказания скорой медицинской помощи регулируются приказом Минздрава №388. Согласно этому документу, скорая медицинская помощь должна оказывать в течение 20 минут с момента вызова.

Но ведь и этого результата не удалось бы министерству добиться, если бы не вмешался губернатор, если бы буквально в ручном режиме он не изменил схему «маршрутизации» пациентов с симптомами респираторных заболеваний. Скорые стояли в очередях на КТ, потому что должны были дождаться очереди вместе с пациентом. В итоге по 5–7 часов бригады скорой проводили в очередях, вместо того, чтобы ехать на другие вызовы.

После вмешательства в ситуацию Дмитрия Махонина было принято решение доставлять пациентов с симптомами респираторных заболеваний в приемные отделения больниц и принимать следующий вызов, а не стоять вместе с заболевшими в очередях на компьютерные томографы. Новая схема маршрутизации начала действовать со 2 октября. И министр здравоохранения отметила, что эта схема на 32% позволила ускорить время обслуживания вызовов пациентов с пневмонией, выявленной методом КТ, — с 240 до 160 минут. Помимо этого, чтобы разгрузить операторов «скорой», по поручению Дмитрия Махонина был усилен диспетчерский центр службы неотложной медицинской помощи — число операторов увеличилось в два раза. Это способствовало решению проблемы с дозвоном жителей в «неотложку».

Но проблемы все же остались, в том числе связанные с нехваткой бригад и машин. В социальных сетях получила огласку история смерти человека, который три дня не мог дождаться приезда скорой помощи, был госпитализирован через две недели после начала заболевания и скончался в больнице.

Почему нельзя было изменить схему маршрутизации без вмешательства губернатора? Что это: отсутствие инициативы в руководстве отраслью, нежелание брать на себя ответственность за нестандартные решения? Заместитель министра здравоохранения Пермского края — Евгений Камкин ранее возглавлял пермскую станцию скорой медицинской помощи, он должен знать, как изнутри устроены все процессы.

Почему летний, относительно спокойный период, не был использован для подготовки ко второй волне эпидемии. Хотя было очевидно, что «вторая волна» будет. В Москве, по сравнению, с февралем 2020 года в четыре раза увеличено количество врачей и медицинских сестер, выезжающих на дом для оказания медицинской помощи, для взятия мазков и крови. Конечно, после того, как всё закончится, в таком количестве неотложек не будет необходимости. Но ведь сейчас они нужны. И в Москве, и в Перми.

Почему бы не задействовать механизмы государственно-частного партнерства; не увеличить количество бригад скорой и неотложной помощи на сложный период, когда начало «второй волны» коронавируса слилось с сезонной волной ОРВИ, гриппов, простуд? Врачи неотложной помощи, особенно те, кто просто приезжает брать мазки, не нуждаются в специализированных автомобилях скорой помощи, это могут быть и не врачи, а фельдшеры.

Жителей страны призывают не выезжать и не выходить без лишней надобности, не посещать общественные места, носить маски. Отложить планы. Работать по возможности удаленно, помогать детям с дистанционным обучением. В то же время больным в Перми предлагают сбить температуру и идти в поликлинику, несмотря на то, что они могут быть потенциальными разносчиками вируса. Таких желательно лечить на дому.

В Пермском крае до сих пор непонятно, есть ли какой-то общий протокол лечения, в поликлиниках назначают разрекламированное противовирусное средство и мёд с лимоном. В Пермском крае нет резерва машин «Скорой» и бригад к ним, а неотложки не укомплектованы легковыми автомобилями. Механизмы государственно-частного партнерства не работают.

Очевидно, что призывать жителей носить маски, лезть в переполненные автобусы, в которых невозможно сохранять социальную дистанцию, и снова штрафовать тех, кто без масок, проще, чем искать новые решения. Например, привлечь бизнес, дать ему гарантии, закупить КТ, увеличить количество скорых и неотложек, лабораторных исследований. Хотя можно подождать очередного вмешательства губернатора. Тоже эффективное решение, по всей видимости.

По данным на 11 октября, общее число инфицированных коронавирусом в Пермском крае достигло 10 818. Вылечились от болезни 7333 человека. 520 больных, у которых был диагностирован вирус, умерли.

#Спецпроекты #Мнения #Общество #Коронавирус в Перми #Медицина в Прикамье
Подпишитесь