Это первая часть большой истории про Пермский район, «политическая». Про то, как сейчас назначают главу огромного муниципального района, как ловко можно менять законы и правила «под себя», и про вечное — «когда паны дерутся, у холопов чубы трещат».
Александр Кузнецов правил Пермским районом (по-другому и не скажешь) 20 лет, пережил пятерых губернаторов. По словам его друзей и противников, он всегда договаривался со всеми — «шел на какие-то уступки, был крайне лоялен взамен на соблюдение своих интересов». Александра Кузнецова связывают с депутатом Государственной думы РФ Дмитрием Скривановым, с вечным «нашимвсем» депутатом городской думы Перми Владимиром Плотниковым, с правоохранительными органами, а теперь еще и с несостоявшимся кандидатом на пост губернатора Пермского края Александром Репиным.
В СМИ то и дело появлялась информация, обличающая деятельность бессменного главы, но Александру Кузнецову всегда удавалось выйти сухим из воды. Сроки и штрафы получали главы поселений, специалисты поселковых администраций, заместители главы администрации района, даже друзья-товарищи самого Кузнецова. Но в отношении него никаких дел не было. С оппозицией в районе расправлялись жестоко, часто — криминально. Бывшего помощника Кузнецова Александра Костарева застрелили на ступенях кафе в центре Перми, это было, наверное, последнее громкое заказное убийство в городе. Но ничто не смогло выбить стул главы из-под Александра Павловича. Система, которую он выстроил за 20 лет — как монолитный забор без щелей, в нее встроены полиция, общественность, суды, прокуратура, законодатели и исполнители, почти все местные элиты.
На Properm.ru в рамках проекта «Регион» выходило несколько публикаций про реальную обстановку в Пермском районе. С тех пор там ничего не изменилось в лучшую сторону. Уходить Кузнецов не хотел, это очевидно. Но из всех несделанных бывшими губернаторами дел: построить зоопарк, галерею, театр, железнодорожный вокзал и третий мост, отправить Кузнецова в отставку — последнее оказалось проще остального. Шутка, конечно. В администрации губернатора не ожидали, что Кузнецов подаст в отставку, договаривались, что он объединит район в округ (в течение двух лет), а потом уж уйдет на заслуженный отдых.
Но договоренности Александр Кузнецов нарушил. Кроме того, он чуть не провалил выборы губернатора (явка была крайне низкой во всех подконтрольных ему поселениях), поддерживал владельца строительной компании «Сатурн-Р» Александра Репина, претендовавшего на пост губернатора. Ну а потом и вовсе заявил о своей отставке. Как предполагают эксперты, он рассчитывал, что к нему придут и спросят, кто будет преемником, но не пришли.
Краевые власти сделали ставку на Татьяну Гладких, заместителя главы администрации района. Главы поселений были не против, у нее и опыт работы, и понимание происходящих процессов. В некрасивых историях, как и в политических скандалах она замечена не была. По всей видимости, Кузнецову не понравилось, что с ним не согласовали выбор ее кандидатуры. И по информации Properm.ru, после неприятного разговора с ним Татьяна Гладких отказалась быть кандидатом на пост главы района.
Выбрать так быстро альтернативного кандидата, который устроил бы всех, не получилось. Александр Кузнецов «видит» в своем бывшем кресле Игоря Варушкина, бывшего главу Лобаново. Главы поселений и представители местных элит не исключают, что Варушкин будет номинально руководить районом, оставив действительные рычаги управления в руках Кузнецова. К тому же Игорь Варушкин, учитель черчения, сделал резкую политическую карьеру не без помощи Дмитрия Скриванова, это для краевых властей почти как «черная метка».
Поэтому представители администрации губернатора предложили в качестве кандидата на пост главы района Дмитрия Килейко, бывшего министра природных ресурсов края. Но… не получилось. Наглядно, в карточках, объясним, почему так произошло.
Земское собрание полностью подконтрольно бывшему главе района. Александр Кузецов сумел собрать депутатов как сюзерен вассалов. В числе верноподданных оказались друзья-товарищи из правоохранительной среды и наоборот, неправо- и неохранительной. Большинство депутатов являются руководителями бюджетных учреждений, причем никакого конфликта интересов они не видят. Да, они занимаются распределением бюджетных средств в том числе и в свои учреждения, но… «какой конфликт интересов»?
У некоторых депутатов семейный бизнес связан с муниципальными заказами, кто-то, например, начальник Муниципального казенного учреждения «Центр обеспечения безопасности Пермского муниципального района» Николай Коцофан просто давний друг-товарищ Александра Кузнецова. Татьяна Байдина — директор школы в Усть-Качке, Елена Козлова — директор школы в Платошино, Игорь Варушкин был главой Лобаново, Владимир Ваганов — главный инженер в муниципальном казенном учреждении «Бершеть-Сервис». Многие депутаты получили квартиры от Треста №14, который до своего банкротства активно строил дома в Пермском районе, у многих хорошие премии, контракты, подвязки. Чтобы рассказать обо всех, нужна еще одна статья. Одно очевидно — против решения Александра Кузнецова им пойти сложно, сделать самостоятельный выбор не получится.
Изменить типовое положение по отбору кандидатов пробовали и в Осе — тоже пытались наделить «своих» членов комиссии «правом решающего голоса», увеличить количество членов конкурсной комиссии, и этой ценой обеспечить победу нужному кандидату. В итоге противостояния с «краем» дума Осинского городского округа всё же вернула типовое положение о конкурсе по выборам главы муниципалитета, не стала настаивать на изменениях. Кандидатуру, которая бы устроила и местные элиты, и краевые власти, нашли.
В случае с Пермским районом представители администрации губернатора не рассчитывают на скорую победу или даже просто на разрешение ситуации. Александр Кузнецов не идет на компромисс. Поэтому вероятнее всего, новое положение по отбору кандидатов, будут отменять через суд. Ждут, когда иск подаст прокуратура. Если надзорный орган не будет оспаривать изменения, которые депутаты Земского собрания Пермского района внесли в положение по отбору кандидатов, то администрация губернатора самостоятельно подаст такой иск.
Эта история осталась чем-то вроде политического анекдота о том как легко прямо во время выборов главы поменять требования к этим выборам. Завтра можно так, а послезавтра так, а еще через пару дней все вернуть, как было. Смешно, правда? Если бы не более глубокая — экономическая — подоплека происходящего. Дело как всегда, в деньгах. И об этом будет вторая часть истории про Пермский район.