На ближайшем пленарном заседании Законодательного Собрания Пермского края 21 января депутаты рассмотрят проект, который внес губернатор Дмитрий Махонин. Речь идет об изменении в закон «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и местах проведения публичного мероприятия на территории Пермского края».
В пояснительной записке к законопроекту сообщается, что будет разрешено проводить митинги у больниц, поликлиник и школ. Это связано с соответствующим решением Конституционного суда РФ. Но из списка исключены территории, прилегающей к зданиям экстренных служб по всей России.
Стоит отметить, что общественно-политическая активность пермяков уже несколько лет вынесена из центра города. Последним масштабным митингом можно считать акцию «Он вам не Димон», который прошел у памятника «Героям фронта и тыла» 26 марта 2017 года. Участниками стали от 3 до 4 тыс. человек, которые выступали против коррупции во власти. Митинг отличался лояльностью со стороны правоохранительных органов. Для сравнения: в Москве после «димонстрации» были задержаны около тысячи человек, а в Перми — 0 (хотя стоит отметить, что в столице акция не была согласована).
Общественники, правозащитники отмечали, что протестная активность растет, жители не готовы мириться с ситуацией и хотят выходить на улицы. Но это был последний случай, когда власти согласовали площадку в центре города.
В последствии было решено вывести пермяков на окраины. При этом переход был постепенным. Если жители намеревались выходить против властей любого уровня (Президента, губернатора, реформ) для них были отведены места в гайд-парках. Самым близким к центру стала площадка «Сад камней» около вокзала Пермь-II.
Примерно в течение года после «димонстрации» активисты сталкивались с возражением властей: заявленная площадка регулярно оказывалась согласованной под экологические пикеты или в поддержку «курса руководства страны». Последний был провластным и был согласован перед монументом «Героям фронта и тыла», но на него никто не пришел. Организаторы смутно объясняли причины отказа от акции в последний момент: заявитель говорил о личных причинах и якобы информированности властей о переносе митинга, в то время как правоохранительные органы все же вышли на эспланаду, оградив территорию.
Поддерживая общероссийские акции, пермяки иногда соглашались выходить даже на несогласованные акции. В 9 сентября 2018 года более500 человек вышли на шествие и митинг против повышения пенсионного возраста. Мероприятие не было согласовано с властями города и закончилось у здания Заксобрания, где началось противостояние полицейских и пермяков. В результате 24 человека были задержаны, часть из них в последствии осуждены.
Летом 2019 года около памятника Попову на ул. Ленина прошел пикет в поддержку сестер Хачатурян, обвиняемых в убийстве отца из-за насилия с его стороны. Но мотивы этого митинга не были политическими, в отличие от майского, когда на площади перед Законодательным собранием прошел митинг «Против вмешательства иностранных агентов в дела страны», организованный Национально-освободительным движением Перми. Акция была согласована с властями города в тот же день, когда у арт-объекта «ВЛАСТЬ» хотели выйти «разгневанные пермяки» (так называли себя жители недовольные реформами экс-губернатора Прикамья Максима Решетникова). В результате они смогли развернуть свой митинг по-соседству с нодовцами и избежать задержаний.
В начале 2020 года пермяки в последний раз вышли на согласованный митинг против отмены электричек на перегоне между вокзалами Пермь-II и Пермь-I. Уже летом 2020 года, когда действовал режим ограничений из-за пандемии, власти запрещали любые митинги в Перми. Силовики ссылались на постановление губернатора, по которому запрещены массовые мероприятия, при этом даже к одиночным пикетам они относились строго. Например, после задержания советника Роскосмоса и бывшего журналиста Ивана Сафронова в Москве, в его поддержку вышел пермский журналист Михаил Данилович, которые пикетировал у здания ФСБ по Пермскому краю. Непродолжительная акция закончилась для журналиста в отделении полиции, где на него составили протокол и отправили в суд, который все же не нашел нарушений в ограничительных мерах, связанных с пандемией.
21 января законопроект без сомнения будет принят Заксобранием поскольку голосование носит формальный характер. Все нормы уже утвердили на государственном уровне (автор инициативы депутат Дмитрий Вяткин) и теперь их необходимо привести в соответствии в регионах.
Во-первых, одиночные пикеты. Теперь суду будет дано право признавать массовым пикетом очереди, на одиночные пикеты. То есть если компания людей готовится сменить своего единомышленника (держать плакат), то их могут привлечь за несанкционированный митинг.
Строже стали относиться к вопросу финансирования — полностью запрещается иностранное и анонимное финансирование публичных мероприятий. Требуется предоставлять дополнительную финансовую отчетность с указанием реквизитов банковской карты для организатора при подаче уведомления о проведении акций с количеством участников более 500 человек. Также необходимо предоставлять паспортные данные при переводе денег на организацию подобной акции.
Говоря о местах проведения митингов, стоит остановится на запрете проводить акции у зданий, занимаемых «экстренными оперативными службами», к которым относятся в том числе полиция и ФСБ. Журналистам также необходимо иметь отличительный знак.
Стоит отметить, что работу новых законов пермяки могут примерить на себе в ближайшую субботу, когда пройдет шествие в поддержку политика Алексея Навального. Акция заявляется как прогулка и начнется чуть ниже главка краевого МВД, но она не согласована с властями. Сейчас в группе, посвященной мероприятию, около 500 человек объявили об участии.