— Галина Борисовна, министр спорта Татьяна Чеснокова говорит, что спорт должны развивать федерации. Это так?
— Да, в федеральном законе написано, что федерация развивает вид спорта. Правда, не разъяснено, как. Федерация — это общественная организация, у которой нет никаких штатных единиц. Та же цель по развитию спорта стоит и перед министерством или перед структурным подразделением этого министерства. Министерство же определяет политику развития спорта и физической культуры на нашей территории.
Федерации не зарабатывают деньги ни на проведение спортивно-массовых мероприятий, ни на спортивную подготовку. Деньги на организацию мероприятий выделяет министерство спорта. Сейчас через «Центр спортивной подготовки» (ЦСП). Раньше напрямую, субсидиями.
Федерации разрабатывают программы развития вида спорта, но эти программы не финансируются, поэтому программы по развитию видов спорта носят формальный характер. Их пишут для аккредитации.
— Галина Борисовна, как финансировались мероприятия, которые проводят спортивные федерации, до 2018 года, как сейчас финансируются?
— Сначала министерство спорта Пермского края утверждает единый календарь спортивно-массовых мероприятий. Федерации подают заявки, какие мероприятия они хотят провести, министерство отбирает мероприятия, включает в календарь. Как правило, это делается с учетом всероссийского календаря, чтобы знать, где будут проводиться всероссийские соревнования. Потом составляют смету на весь календарь.
Раньше комитет по физической культуре и спорту Пермского края, а потом министерство, давали аванс федерациям на проведение соревнований. А как иначе проводить соревнования? Как провести все подготовительные работы?
В самом министерстве существуют специалисты или кураторы вида спорта. Они разделены, у каждого вида спорта есть свой куратор. Они должны помогать. Министерство в лице кураторов и федерация должны работать только совместно. Возлагать только на федерацию процесс, говорить: «Вы обязаны это делать» — не совсем правильно, потому что это общественная организация, у которой нет средств, все деньги находятся у государственной структуры.
— Получается, что организуют мероприятия федерации, ЦСП проводит для них конкурсы. В этом случае Минспорта что делает?
— Все проводит ЦСП. Министерство в этой ситуации наблюдает за этим процессом, контролирует его. Получается, так. В принципе, эта деятельность раньше была в министерстве, а не в ЦСП. Видимо, в этом проблема, в дублировании функций и полномочий, непонимании сути процессов. Ведь для чего был создан ЦСП? Главная цель — подготовка спортивного резерва для сборных команд России из числа ведущих спортсменов Пермского края и кандидатов в сборные команды России. Это не простая, очень специфичная работа, чтобы этим заниматься, необходимо понимать тренировочный процесс, его этапы, грамотно планировать.
— А по факту ЦСП стал оператором по распределению денежных средств…
— Получается, так. У нас ЦСП проводит соревнования, строит объекты. Тогда как его непосредственная деятельность — это формирование сборных команд Пермского края, отбор спортсменов, создание условий для непрерывной спортивной подготовки. Нужно, чтобы спортсмены оставались в родном регионе, а не уезжали от нас. Нужно формировать спортивный дух, гражданскую позицию по отношению к Пермскому краю. Способствовать тому, чтобы как можно больше наших спортсменов входило в состав сборной команды России. Это задачи ЦСП.
— Что они должны делать для этого?
— Выплачивать стипендии спортсменам и тренерам, разыгрывать премии, конкурсы «Лучший тренер», например. Проводить семинары, курсы повышения квалификации, связанные с методикой подготовки спортсменов. Организовывать встречи с ведущими специалистами в том или ином виде спорта. Это очень важно. Проводить аттестацию тренеров, присвоение категории тренерам.
ЦСП, создавая резерв по виду спорта, назначает старшего тренера, формирует планы, куда спортсмены будут выезжать, в каких соревнованиях намерены принимать участие. Старший тренер участвует в подготовке этих документов, а принимает их именно ЦСП. Но сейчас фактически они занимаются всем, а на непосредственно спортивную подготовку у них, видимо, не остается сил и ресурсов.
По обучению тренеров, по вовлечению их в решение каких-то проблем работа ведется слабо. Хотелось бы чтобы Центром спортивной подготовки проводилась какая-то системная работа по методическому обеспечению физкультурно-спортивных организаций, занятых подготовкой спортивного резерва на местах. Тренеры на местах не ориентированы на отбор способных спортсменов, их никто не стимулирует для этого.
Не выясняются причины, где спортсмены теряются и почему. Таким образом, мы теряем спортсменов.
— В чем главная беда?
— Существует проблема, связанная с управленческим кризисом. Структура управления развитием физической культуры и спорта в Пермском крае создана, но её содержание непонятно никому. Есть министерство, есть подведомственные организации, в том числе ЦСП. А распределение обязанностей между ними очень и очень непонятное. Специалисты и тренеры говорят: «Раньше мы всегда получали какой-то ответ на свой вопрос, на свою проблему, какое-то разрешение проблемы этой было. Тебе объяснят, как надо сделать, чтобы дальше получить. Сейчас мы таких ответов получить не можем». Поэтому перестали специалисты ходить в наше министерство и тем более в ЦСП. Когда их приглашает ЦСП, они боятся этого. Зачем туда ходить? Получить очередное наказание? У нас такое выражение, это, конечно, смешно (сами решайте, напечатаете ли): чтобы работать в сфере физической культуры, надо закончить институт культуры.
— Почему?
— Потому что в министерстве практически нет специалистов с базовым профессиональным образованием. Как руководить тем же ЦСП без специального образования? Ведь эта работа требует очень глубоких знаний в узкой направленности, в спортивной подготовке!
Как вы будете осуществлять планирование, оценивать план тренировочной деятельности, если не знаете, что такое тренировочный процесс? Мне обидно за нашу профессию. У нас есть институт физической культуры в Чайковском. В педагогическом университете есть факультет физической культуры. Есть колледж олимпийского резерва. Три образовательных учреждения, которые готовят специалистов. Получается, что эти специалисты в сфере физической культуры и спорта не нужны. Для кого мы готовим специалистов? В ЦСП должны быть очень высококвалифицированные профессиональные специалисты. Руководить этим центром, естественно, должен профессионал, но никак не специалист в области культуры или чего-то другого.
— На примере федераций: они выполняют госзадание, которое передает им ЦСП, и за него отчитываются. Видимо, так.
— Требовать отчеты о выполнении госзадания с федераций, и на основании их отчетов самим отчитываться о выполнении госзадания — это странно, конечно. Но да, так и происходит. Причем в федерации уходят деньги только на проведение соревнований. Больше ни на что: ни на оплату сотрудникам, ни на рекламу. Да и сами фиктивные конкурсы… Вообще это абсурд — общественная организация должна выиграть конкурс. У нее нет бухгалтера, юриста. Она выполняет какую-то основную работу, должны все делать на общественных началах. Давайте тогда все вообще менять. Берите эти федерации на свое финансирование полностью. Определяйте им структуру. Берите за основу их программы, пусть они составят сметы, если они достойны этого, выделяйте средства на эти программы.
— Как в идеале должен работать этот треугольник: ЦСП, минспорта, федерации?
— Он должен функционировать совместно, без командного жесткого управленческого стиля. Орган государственного управления (министерство спорта) осуществляет координацию и формирует политику в области физической культуры и спорта, координирует и реализует политику в обеспечении населения доступными средствами для занятий физической культурой и спортом, отвечает за здоровье населения, которое поддерживается средствами физкультуры и спорта.
Спортивные федерации сегодня способны обеспечивать только часть стоящих перед ними задач. Поэтому ЦСП должен не содействовать их деятельности, как кому-то хочется, а вместе с ними — федерациями — обеспечивать выполнение поставленных задач по подготовке спортивного резерва.
— С базовыми видами спорта тоже какая-то неясная ситуация, тоже конфликт…
— Это вообще огромная проблема. Когда у нас был совет при губернаторе, мы пытались на этот счет вести диалог с министерством. До смешного доходило. Представитель министерства говорила: «А зачем вам ехать на соревнования? Зачем вам проводить сбор в Чайковском (надо провести там, потому что там есть база), тренируйтесь в Перми, зачем ехать куда-то? » Как разговаривать с человеком, если она не понимает специфику? Есть перепады высот, есть определенное оборудование, климат, в конце концов, есть питание определенное, график. Это элементарные вещи, которые знает специалист, тренер. Он знает, что поедет на всероссийские соревнования, которые будут приблизительно в этих условиях, поэтому туда и едет, везет свою команду на сбор именно туда.
— Я уже писала, что родители платят за спорт своих детей. Министр спорта сказала, что на определенных этапах, при получении определенных разрядов, при условии побед на определенных соревнованиях спортсмены начинают получать стипендии из бюджета. Главное, чтобы федерации вовремя подавали заявки на спортсменов.
— Нет, это так не работает. Подай вовремя заявку — и получи стипендию? Нет, такого не бывает. По непонятным причинам спортсмены получают отказы и уезжают из региона, точно так же поступают тренеры, которым отказали в поддержке. А родители финансируют спорт, это так.
— И что с этим делать?
— Детским спортивным школам необходимо дополнительное финансирование для того, чтобы они могли заниматься подготовкой спортивного резерва. В первую очередь, школам не хватает средств на выезды, сборы. Бывшему губернатору Максиму Решетникову мы готовили и передавали конкретные предложения, и он согласился с ними. Ну и что в результате? Всем школам раздали какое-то примерно одинаковое количество денег, но тратить их разрешили только на инвентарь. Им не нужен был инвентарь, нужны были деньги на поездки. Мы просили именно на это. Представляете, какие неправильные управленческие решения? А связаны они с тем, что такое распределение средств удобнее с позиции контроля.
Мне обидно, что есть потенциал хороших спортивных специалистов, который не востребован. Не используется практически проектная деятельность.
— Приведите пример реализованного проекта.
— Например, «Спортивный клуб» и «Спортивный сертификат». Он позволил территориям приобрести много инвентаря и оборудования, которым они до сих пор пользуются. Создать тренажерные классы. Недавно была по обучению в Звездном. Директор одного из образовательных учреждений мне говорит: «До сих пор оборудование — лыжи, тренажерная комната — все есть». Это приобретено на деньги сертификатов.
И уровень детей-спортсменов вырос, они сейчас занимают призовые места на соревнованиях. А сейчас я не могу назвать ни одного проекта, который был бы на слуху, был бы успешно реализован.
— Еще мне не понятна логика распределения бюджетных средств, какие-то спортивно-массовые мероприятия министерство спорта финансирует напрямую, какие-то через «Центр спортивной подготовки», какие-то «Центр спортивной подготовки» передает федерациям вместе с финансированием, причем организует для этого конкурс, часть средств на администрирование оставляет себе… Какова цепочка финансирования? Смысл?
— Не ищите смысл, его нет. Чтобы по-настоящему изменить ситуацию, необходимо доверить управление профессионалам, а пока мы наблюдаем хаос, который к добру не приведёт. Структуры есть, но содержание деятельности этих структур непонятно, поэтому и финансирование кажется таким непрозрачным. Нет даже взаимопонимания между ЦСП и министерством. И уж тем более с федерациями. Нет диалога. И понимания ни у кого нет, как, почему, кем проводятся и финансируются мероприятия.
— Получается, нет критериев, почему министерство напрямую финансирует одни соревнования, а на другие деньги ЦСП отдает?
— Нет. Также, как с базовыми видами спорта ничего не понятно, достижения нигде открыто не публикуют, сколько средств выделили той или иной федерации, не говорят.
Я посмотрела, кто у нас ведущие спортсмены по каким видам содержатся на ставках. Меня удивило, что там превалируют самбо, скалолазание, танцы. Эти виды никогда не давали определенного приоритета Пермскому краю. Пермский край всегда славился чем? Санный спорт, коньки, лыжные гонки. У нас для этого есть условия.