Posted 29 марта 2021, 04:00
Published 29 марта 2021, 04:00
Modified 2 марта 2023, 14:37
Updated 2 марта 2023, 14:37
— Петр Владимирович, на Properm.ru тренеры и руководители спортивных федераций много рассказывали о том, какие есть претензии к работе ЦСП в том периоде, когда вы руководили организацией. Откуда они берутся и насколько они обоснованы? Говорят о нехватке денег и сокращении объемов финансирования спорта.
— Давайте начнем с 2018 года, когда министерство спорта Пермского края стало активно разбираться в системе финансирования федераций, стало искать деньги на проведение мероприятий. Не секрет, что до 2018 года система была выстроена так, что из министерства федерации деньги получали напрямую, в какой-то период должны были отчитаться. Когда стали проверять, очень много не могли обнаружить отчетов по проведенным мероприятиям, отчетов по выездам спортсменов. В 2017 году было принято решение эту функцию отдать в ЦСП. Это привлекало внимание как силовиков, так и КСП Пермского края.
Мы выявили, что проблема отсутствия отчетности была всегда связана с тем, что средства на проведение мероприятий, на выезды наших спортсменов распределялись не прозрачно. Вообще не понятно было, как распределяется. Прежде всего перед нами встала задача: придумать хоть какие-то критерии для распределения средств. Они были заданы, о чем сейчас много говорится: нужно финансировать базовые виды спорта, олимпийские виды. То, что зрелищно, массово и имеет прикладной характер. Я напомню, что до систематизации 2018 года вообще никаких не было методов оценки объемов финансирования. Этот метод первый, спорный. Его можно обсуждать, можно какие-то иные баллы ставить за тот или иной параметр, но в данном случае до этого не было никакого.
Информация о новых принципах финансирования была представлена федерациям в 2018 году. Распределение федераций было по четырем группам. Нужно учесть, что на тот момент 102 федерации претендовали на получение бюджетных средств, на проведение мероприятий и выезд спортсменов на соревнования. Понятно, что есть федерация го, где это все играется на доске, и есть высокозатратные виды спорта — тот же мотоциклетный, автомобильный, парашютный, авиамодельный спорт.
Есть тот же дорогостоящий авиаспорт, где ребята на самолетах летают, занимают места одни из лучших в России. Понятно, что затратный вид спорта, там необходима дорогостоящая аренда самолета. У нас мало людей, которые будут этим заниматься. Однако у спортсменов из Прикамья лидирующие позиции на чемпионатах на территории России.
Система была создана и апробирована в 2018–2019 годы, когда мы проводили семинары, совещания с федерациями, объясняли, как это работает. Я оцениваю так, что в 2019 году система работала уже хорошо. Всем было абсолютно все понятно. Затем у нас появилась реформа, когда автономное учреждение ЦСП было переделано в бюджетное учреждение, это было сделано. Все государственные субсидии, которые федерациям распределялись по 223 закону стали разыгрываться на госзакупках по 44 ФЗ о контрактной системе. Соответственно, требования к оформлению документации, к самим федерациям для получения этих субсидий возросли многократно.
Я считаю, что все жалобы федераций идут из-за того, что, действительно, для участия в процедуре по 44-му федеральному закону — это огромная сложная работа с привлечением других людей, экономистов, юристов, закупщиков, чтобы оформить правильно техническое задание, оформить правильно конкурсную документацию.
— Госзакупки это же всегда риск, что выиграет не пермская федерация, а иногородняя, его не избежать.
— В декабре 2020 года мы с таким столкнулись, когда необходимо было проводить первенство по баскетболу среди детей 2005 года рождения. На объявленном аукционе победила не федерация баскетбола Пермского края, а никому неизвестный ИП, который после получения завалил всех письмами о технических заданиях, правилах судейства, требованиях по проведению соревнований. Он получил контракт, абсолютно не желая проводить какое-то мероприятие, желая получить деньги.
Так или иначе у федерации появилась проблема, чтобы в рамках 44 закона провести какое-то мероприятие. Было высказано предложение от минспорта, что ЦСП должен разделить услугу сам себе, и какие-то моменты организовывать самостоятельно. То есть нам предложили выделить в бюджете отдельно средства на приобретение билетов, не деля их на федерации. После чего для проведения мероприятий объявлять аукционы на приобретение авиа, жд билетов, на какие-то еще расходы.
— То есть фактически стать организатором всего и вся для федераций, не передавая им финансирование?
— Да. И, как показывает практика, тот же «Аэрофлот» абсолютно не желает участвовать ни в каких конкурсах. И нам пришлось проводить аукционы, заключая контракты на покупку авиабилетов, бронирование гостиниц с «перекупщиками» — агентствами, которые берут дополнительные деньги за свою работу, а не просто продают билеты… Средств для проведения мероприятий у спорта и так не очень много. В 2018 году, когда на одном из собраний с федерациями мы это проговаривали, коллеги сказали: «Нам не нужны никакие агентства, мы лучше сами будем закупать билеты в те самые короткие сроки, когда у нас появляется вызов на соревнование, выезды на турниры и так далее».
— Тогда же у федераций стали появляться вопросы: почему так?
— Да. Тогда же к нам появилось больше всего вопросов. Мы предупреждали региональные власти, что появятся проблемы когда шла реформа ЦСП.
— Кому и зачем была нужна эта реформа? Кто ее придумал?
— Как я понимаю, все автономные учреждения столкнулись с теми же проблемами, когда их перевели в бюджетные учреждения. Одна из проблем — компьютерная программа по сопровождению всех бюджетных процессов была разработана только для бюджетных учреждений. Для автономок она недоработана. Видимо, средств не хватило, поэтому было решено организационно перетащить все автономки в бюджетные учреждения. Губернатору (Максиму Решетникову — Properm.ru) мы неоднократно говорили, что столкнемся с огромными сложностями, с претензиями федераций, потому что порядок их финансирования будет очень затруднен. В результате к 2020 году много времени ушло, и оно показало, что созданная система нежизнеспособна.
— И поэтому сейчас в ЦСП идет новое реформирование и создание новых «дочек»?
— Да, думаю, что это работа над нашими ошибками. Еще раз говорю: когда мы в 2019 доработали систему, федерации могли прийти в ЦСП, переговорить с методистом, тот помогал подготовить документы для участия в аукционах, подать заявки, получить авансирование на выезды, понимание у всех было.
— Тогда же представители федераций заговорили о сокращении финансирования, спортсмены ЦСП — о сокращении зарплат? И тогда же появились мероприятия силовиков в ЦСП?
— Я не могу комментировать. ЦСП всегда находился под строгим контролем, особым вниманием. В конце 2017 года, когда я пришел, ЦСП был в судебных тяжбах с контрольно-счетной палатой Пермского края из-за того, что в 2017 году была проверка не только по футбольному манежу «Пермь великая», множество было эпизодов, КСП считало, что министерство и центр нарушили все, что возможно. В результате в суде было полностью все оспорено, деятельность была признана правомерной. В данном случае КСП неправильно все сделала. Я считаю, что могут быть какие-то нарекания к нашей деятельности. В данном случае при проверке КРУ, мы им тоже доказываем, что те или иные действия были проведены абсолютно правильно и в рамках закона.
— Откуда тогда все эти рассказы федераций, что все незаконно, все ужасно?
— У нас свобода слова, люди могут высказывать все, что угодно.
— Оно имеет под собой основания?
— Я считаю, что нет.
— А жалобы на то, что сокращаются размеры финансирования спортивных федераций тоже связаны с тем, что, грубо говоря, не все можно оценить по 44 ФЗ?
— Не все можно оценить, не все федерации могут получить допуск для участия в госзакупках. То, что Светлана Высокова в своем интервью говорила, что был выделен лимит на определенную деятельность федерации конькобежного спорта, но нежелание, неумение (не могу прокомментировать, что им именно помешало). Федерация не заявилась ни на один аукцион в течение года, лимиты просто «проболтались» на балансе ЦСП. Они сами не сделали ничего, потому что это сложно. Это реально сложно — получить госконтракт в рамках 44 ФЗ, подать все заявки, чтобы появилось коммерческое предложение на те или иные услуги, поэтому коллеги попали в такую ситуацию.
— А еще по каким-то федерациям были истории, что были не востребованы лимиты? Какой объем средств не попал федерациям в результате того, что всем оказалось сложно, потому что мы прекрасно понимаем, что профессиональный спортсмен не профессиональный бухгалтер.
— В данном случае от федерации этого и не требовалось. В рамках 223 ФЗ были довольно понятные процедуры, знание методистов центра спортивной подготовки, взаимодействие с руководителем федерации позволяло осуществлять финансирование. Были проблемы у федераций, когда просто коллеги не выигрывали определенные этапы, не выходили в финал, какие-то средства оставались на балансе ЦСП.
Маленькие федерации, у которых лимиты небольшие до 100 тыс. рублей, они даже не заявлялись по 44 ФЗ, потому что готовить конкурсную документацию, заявки на эти мероприятия на 100 тыс., это дороже, чем лимит, поэтому такая ситуация получилась. Коньки просто с большим объемом финансирования.
— Сколько тогда не востребовано оказалось?
— 900 тыс. В результате в конце года ДЮСШОР «Орленок» подавал заявку на какие-то выезды, чтобы свои выезды спортсменов на соревнования могли оплатить. Просто уже не федерация, а школа выступала организатором этих выездов конькобежцев.
Это самая основная проблема. У ЦСП появилась функция оператора средств бюджета министерства спорта… У нас в 2018 году, когда на ЦСП нагрузили все направления деятельности: работу с федерациями, проведение массовых не особо важных мероприятий, содержание крупных объектов спорта. В начале под ЦСП был комплекс «Сухарева», потом УДС «Молот». Потом отдали туда стадион «Звезда», потом была проведена огромная работа по «Перми Великой». Появилась несвойственная организации функция по профессиональному управлению спортобъектами, то, чего у нас в крае до этого не было. У организации появился новый функционал по антикризисному управлению объектами, когда «Молот» остался от банкротства Мотовилихинских заводов, «Звезда» осталась от банкротства «Амкара». Из таких вещей приходилось на коленке собирать единую структуру. Я считаю, что у нас это получилось.
Получилось провести крупные соревнования, привлечь людей к массовому спорту. Те же марафоны ЦСП проводил и весьма успешно.
Мы много говорим о привлечении профессионалов в сферу деятельности. Я все-таки профессионал, закончил курсы переподготовки по специальности «Руководитель организации в области физической культуры и спорта», поэтому нарекания федераций об отсутствии у меня специальных знаний тоже пора снимать.