Призрак опера. Как Пермь разводилась с Теодором Курентзисом, да так и не смогла

11 июня 2021, 17:05
Пропустив один ковидный сезон в Пермь вернулся Дягилевский фестиваль. Он стал дешевле, проще и с меньшим размахом — как известностью участников, так и пафосностью гостей.

Как говаривал немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель, история повторяется дважды — сначала в виде трагедии, потом в виде фарса. Но пермские небожители любят комическую троицу, поэтому на этих днях, во время Дягилевского фестиваля мы наблюдаеем третье пришествие в нашу культуру музыканта Теодора Курентзиса. Никто не умаляет его ценности для искусства и внешней привлекательности региона для вип-персон уровня Романа Абрамовича. Но пермская история все больше напоминает трагикомедию в духе легенд про отношения Моцарта и Сальери, только очень похоже, что мы видим «гения и злодейство» в одном флаконе.

Король-то голый — да здравствует король!

Если кто и забыл, то первый раз у Теодора не заладилось с пермскими властями в конце 2015 года, тогда ему предложили подписать такой контракт на руководство пермским оперным театром, который подписывать было невозможно, но и не подписать оказалось нельзя. Официальной причиной называлось то, что чиновники минкульта «саботируют уже принятые решения (в том числе строительство новой сцены) и пытаются вмешиваться в те процессы, в которых ничего не смыслят».

Пару месяцев не помогали изменить ситуацию ни встречи с губернатором Виктором Басаргиным, ни вмешательства из федерального минкульта. В 2016 году возвращение Теодора обошлось малой кровью — контракт все же подписали и бомонд зажил привычной жизнью в эпоху Курентзиса.

Шли годы. В 2019 году Теодор вновь начал уезжать из Перми и написал прощальное письмо, где были и такие слова: «Я помню, как мне сказали: власть не считает это целесообразным, у города все есть, мы самые лучшие. Были такие времена. Помню, однажды депутат заявил на заседании Заксобрания: Курентзис не стоит таких денег. Я его понимаю». Новую сцену театра так и не начали строить, даже окончательно не определили его место — то сносили ДК «Телта», то замеряли площади на заводе Шпагина, а то и вовсе посадили летающую тарелку на склон в Разгуляе.

Хотя до этого 2017–2019 годы региональные власти и ранее уже гонимый худрук театра были взаимно вежливы и даже проводили совместные пресс-конференции. Но все закончилось одномоментно: Теодор Курентзис вместе с ансамблем musicAeterna, к слову, никогда не бывшим пермским и работавшем по многочисленным контрактам с театром, отправились покорять северную столицу.

Интересный факт пиар-компании ухода Курентзиса сотоварищи из Перми — одним из самых скандальных и откровенных стало его интервью Ксении Собчак в июле 2019 года. В нем уже бывший худрук пермской оперы рассказал, какие нечеловеческие условия работы были в Перми и какие крысы одолевали оркестр во время репетиций. Крысы, впрочем, остались дома и не бежали вместе с оркестром в Петербург.

«Самка Богомолова» и другие действующие лица

Даже те, кто восхищались смелостью Собчак и Курентзиса, осуждавшими в беседе в 2019 году действия пермского истеблишмента, изгнавшего маэстро, не менее активно негодовали по поводу «самки Богомолова», осуждая ее мужа в 2021 году. Тогда в Пермь вдруг вновь слетелись бизнес-джеты на оперную премьеру. Но она прошла без участия Теодора и была крайне негативно воспринята его пермскими поклонниками. Однако именно в апреле пермская опера доказала, что вполне себе привлекательна для зрителя и без Курентзиса, но с приглашенным Константином Богомоловым. К слову, даже за ковидный год без зрителя и с новым руководством труппа поставила без участия приглашенных звезд сразу несколько премьер.

Ковидный год прошел и без Дягилевского фестиваля, о чем несказанно грустили как поклонники таланта Теодора, так и спокойные к его экзерсисам зрители. Потому что, будем честны, сам фестиваль родился еще задолго до появления Курентзиса в Перми, с участием не менее скандального предшественника Георгия Исаакяна. И дай пермские боги, чтобы фестиваль продолжался еще много лет и после его отъезда, не важно даже, с чьим участием и под чьим руководством.

К декабрю 2020 года, когда коронавирус немного попустил бразды правления, в Перми появился «маленький» Дягилев-фест — формат нескольких концертов Дягилев+. В июне 2021 года оказалось, что уже есть договоренности о сохранении сразу двух фестивалей — большого летнего и маленького зимнего, которые безусловно возглавляет Теодор Курентзис. Что для пермской публики однозначно хорошо — чем больше форматов музыкальных, театральных и иных культурных событий будет, тем комфортнее и интереснее станет наша пермская жизнь.

Но вернемся на фестивальную сцену июня 2021 года. Фестиваль возродился, на традиционной пресс-конференции перед его началом Теодор рассыпался в благодарностях к уже третьему пермскому губернатору своей эпохи в Перми — Дмитрию Махонину. «Без него я бы не оказался в Пермском крае», — этими словами начал встречу с журналистами и особо ярыми поклонниками Теодор. Но тут же сообщил, что конфликт с пермскими властями почти исчерпан, но не совсем. И что он не готов сотрудничать при проведении фестиваля с театром из-за нестабильной ситуации в самом театре. Теперь оперная сцена (старая, новую все так же старательно продолжаем пытаться построить) — non grata для Дягилевского, несмотря на то, что именно с нее Сергей Павлович и начинал знакомиться с театральной жизнью.

Фестивальная пресс-конференция стала площадкой для новой постковидной искренности. Проявилась она еще до начала: даже приглашенным на нее фотографам и операторам запретили снимать — по просьбе маэстро: «наши профессионалы все снимут и мы вам отправим фото-видеоматериалы», — сказали пришедшим. Сам Теодор сообщил, что заявляемые ранее фестивальные премьеры были не совсем фестивальные. И что в театр он не вернется: «Когда ты свободен, ты все время мечтаешь об опере, когда ты в опере, ты все время мечтаешь о свободе. Это всегда так». И что в Перми он чувствует себя как дома. Удивительно, что никто не спросил — чувствует ли он себя как дома в Питере, где конкуренция выше и число музыкальных гениев на квадратный метр Невского проспекта поболе.

Я не спорю с гением Теодора Курентзиса, он безусловен и уж точно не мне его оценивать. Просто хочется понять степень злодейства происходящего. Мы не один десяток лет обещаем себе построить новую сцену оперного. Лет пять обещали открыть на базе института искусств для Курентзиса консерваторию, сейчас, правда, она сократилась до музыкальной школы. Мы обливаем грязью каждое новое явление в культуре и также стремительно его возносим на пьедестал кумира до степени смешения с божеством. Потому и верить в других культурных богов уже не можем себе разрешить: религия не позволяет. А хочется разной культуры и целого ареопага богов: от классики до метамодерна и обратно. Чтобы не всегда было необходимо делать вид, мол все осознал и получил катарсис. Потому что имитировать катарсис до бесконечности невозможно — в нем развод с гением будет долгим и болезненным. Который мы и наблюдаем все десять лет совместной жизни, и не дай пермские боги дожить до раздела имущества, да еще и с участием силовиков.

#Спецпроекты #Мнения #Общество #Дягилевский фестиваль #Колонка
Подпишитесь