Posted 23 июня 2021, 09:33
Published 23 июня 2021, 09:33
Modified 2 марта 2023, 14:32
Updated 2 марта 2023, 14:32
Финансовый конфликт калининградской авиакомпании СКОЛ и АО «Государственная транспортная лизинговая компания» приведет к переделу рынка санавиации в России в целом и к замене авиационного подрядчика у пермского здравоохранения в частности. 21 июня сначала ГТЛК сообщила об отзыве 35 машин у СКОЛа, а затем и Росавиация заявила, что эти суда исключаются из сертификата эксплуатанта. Фактически, у авиакомпании забрали все машины, полученные в рамках нацпроекта для обеспечения вылетов санавиции в разных регионах — как «Ансаты», так и МИ-8. Сейчас Пермская краевая клиническая больница готовится к разрыву отношений с авиакомпанией СКОЛ, проработавшей в регионе три года.
Как рассказал Properm.ru главный врач Пермской краевой клинической больницы Анатолий Касатов, сейчас готовятся документы на расторжение контракта на услуги вертолетных перевозок, после чего будет объявлен новый аукцион. Калининградская авиакомпания работает по госконтракту в Перми с 2018 года. Последний госконтракт на 122,2 млн рублей краевая клиническая и авиаперевозчик подписали в декабре 2020 года. По данным сайта госзакупок на середину мая 2021 года из бюджета СКОЛу было заплачено за выполненные работы 52,35 млн рублей. Информации о намерениях на расторжение контракта в системе еще не появилось.
На фоне конфликта и изъятия вертолета, работавшего по контракту в Перми 18 июня СКОЛ не смог вылететь в Чайковский за пациентом с инфарктом миокарда. 22 июня в Пермь был пригнан подменный борт МИ-8АМТ, оборудованный медицинским модулем. В авиакомпании отказались сообщить журналисту Properm.ru бортовой номер машины, собственная она или лизинговая и где работала до экстренного перелета в Пермь. Собеседники в авиации подтвердили, что это одна из шести собственных пассажирских машин МИ-8АМТ СКОЛа и единственная из них — оборудованная для санавиации. По данным сайта госзакупок, в 2021 году у авиакомпании действует 17 контрактов на медицинские аваиперевозки, еще девять были расторгнуты по соглашению сторон.
Всего между СКОЛом и ПККБ с 2018 года было заключено пять госконтрактов на общую сумму в 576,8 млн рублей. Кроме первого и последнего аукционов, закупки проводились у единственного участника торгов — калининградской авиакомпании. Конкурентом СКОЛа в 2020 году было московское ООО «АПК Вектор», в 2020–2021 годах она в четырех случаях участвовала в закупках вместе со СКОЛом, в тех контракт был заключен с калининградцами.
У пермских медиков за все годы работы санавиации были только два подрядчика. До 2018 года услуги вертолетных перевозок предоставляла местная авиакомпания «Геликс». В 2018 году пермскому перевозчику не удалось получить в лизинг МИ-8 с медицинским модулем и авиакомпания сосредоточилась на обслуживании нефте-газодобывающих компаний, как в Пермском крае, так и в Тюмени, Югре, Уренгое и в других регионах. Авиакомпания «Геликс» была создана в 1991 году в Перми, затем сменила юридический адрес на Екатеринбург, позже на Сургут. В данный момент флот «Геликса» составляют шесть вертолетов Ми-8. Авиакомпания «Геликс» создана в 1991 году в Перми, затем сменила юридический адрес на Екатеринбург, позже на Сургут.
По заявлению Росавиации, сейчас ведомство «совместно с Минздравом России ищет новых эксплуатантов для передачи авиационных работ другим авиакомпаниям в целях оказания медицинской помощи в 14 регионах Российской Федерации. АО «ГТЛК» сформирован график передачи воздушных судов». Как сообщили журналисту Properm.ru в лизинговой компании, АО «ГТЛК» объявит о передаче вертолета новому эксплуатанту в официальном релизе в ближайшее время.
В релизе Росавиации указывается, что Минздрав России выявил ряд нарушений при выполнении авиационных работ в рамках федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медицинской помощи».
«За период участия в проекте ООО «Авиакомпания «СКОЛ» искусственно и необоснованно занижало цены при проведении конкурсных процедур на выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи, что привело к множественным нарушениям при выполнении заключенных государственных контрактов, и, как следствие, к их расторжению в ряде регионов Российской Федерации», — указывается в сообщении Росавиации.
Для самой авиакомпании СКОЛ занижение стоимости госконтрактов стало причиной невыполнения условий лизинговых контрактов с ГТЛК, накопленная с 2018 задолженность по платежам за 35 машин составила 3,3 млрд рублей. В авиакомпании заявляют, что действия ГТЛК, Росавиации и Минздрава РФ по отзыву машин и госконтрактов на услуги санавиации незаконны. СКОЛ настаивает на реструктуризации лизинговых платежей и утверждает, что ситуация возникла из-за «жадных менеджеров ГТЛК, так как ставка по лизингу вертолетов с государственным участием превышает на 30% ставку по лизингу вертолетов на полностью коммерческих условиях».
«Неправомерные и неквалифицированные действия ГТЛК, в том числе с учетом эпидемиологической обстановки, ставят под угрозу жизнь и здоровье граждан, нуждающихся в экстренной эвакуации вертолетом с трудно удалённых территорий в специализированные медицинские учреждения», — говорится в распространенном сообщении авиакомпании. В СКОЛе утверждают, что в отличие от Перми, в Хабаровске, Саратове, Оренбурге, Екатеринбурге и Благовещенске лизинговые машины опечатать не удалось и они продолжили работать (по данным на 21 июня).
Журналист Properm.ru отправила официальные запросы с просьбой прокомментировать ситуацию в Росавиацию и Минздрав России, однако на момент публикации ответов не было. Неофициально собеседники в отрасли говорят о жадности менеджеров СКОЛа, и о том, что в авиакомпании не просчитали риски, набрав огромное число машин в лизинг, но не получив на каждую из них госконтракты: «Взять по государственной программе в государственной лизинговой компании машины, получить на них госзаказы и больше года не оплачивая лизинговые платежи бить на жалость — не очень спортивное поведение на открытом рынке авиаперевозок».