Posted 27 июля 2021, 02:32
Published 27 июля 2021, 02:32
Modified 2 марта 2023, 14:31
Updated 2 марта 2023, 14:31
Несмотря на то, что о разнице в ценах на топливо между Прикамьем и соседними регионами известно уже лет 15–20, мы смогли подробно проанализировать ситуацию только с января 2014 года. С этого времени появились данные о средних ценах на топливо, рассчитанные по единой методике в регионах. Данные до 2014 года часто разрознены, рассчитаны по-разному и их сравнение можно было бы назвать некорректным. Но для понимания тенденции и 7 лет вполне достаточно.
Для анализа мы взяли динамику розничных цен на дизельное топливо, бензины АИ-92 и АИ-95 — самые распространенные виды моторного топлива. Пермский край сравнили с регионами, которые чаще всего считают/называют как конкурентов нашего края: Нижегородскую, Свердловскую, Челябинскую области и Татарстан. Использовались данные Росстата, Минпромторга Пермского края, сайтов benzin-price.ru, fuelprices.ru и «Петрол Плюс».
Вот как выглядит динамика цен на дизтопливо за последние 7,5 лет. В январе 2014 года средние розничные цены на ДТ в зависимости от региона составляли от 32,31 рубля (Татарстан) до 33,48 рубля (Пермский край). В июле 2021 года — от 47,94 рубля (Нижегородская область) до 51,52 рубля (Пермский край). На графике ниже видно, как росли цены в каждом регионе. Обратите внимание на синюю линию — это Прикамье. Цены в нашем крае практически весь период выше, чем у остальных или, в лучшем случае, совпадают с ценами свердловчан (жёлтый график). До лета 2016 года цены четырех территорий были схожи, в Татарстане ДТ стоило существенно дешевле. Следующий год цены растут практически одинаково у Прикамья и Свердловской области, другие регионы увеличивают стоимость ДТ медленней. А затем Пермский край остается единственным «лидером» этой ценовой гонки.
Вот как соотносятся цены в паре Пермский край — Челябинская область. Нижняя строка разница цен в процентах. Обратите внимание, как менялся разрыв по годам. Если в 2014 году стоимость ДТ в Прикамье была только на 0,75% больше, чем в Челябинской области, то к сегодняшнему дню разница выросла до 5,34%. Причем последние 3,5 года разрыв увеличивался быстрее. Если в целом в этой паре регионов по ДТ он составляет 3,42%, то за последние 3,5 года — в среднем 4,66%. Грубо говоря, цена на ДТ в Пермском крае с каждым годом растет больше, чем в Челябинской области.
Схожую картину мы видим и в паре Пермский край — Татарстан, только ценовой разрыв больше. В среднем, за 7,5 лет цены в Прикамье на ДТ больше на 4,49%. За последние 3,5 года разрыв в среднем вырос до 5,08%
Наименьший ценовой разрыв по стоимость ДТ у Пермского края со Свердловской областью. Средний за 7,5 лет — 0,9%, за последние 3,5 года — 1,9%. С Нижегородской областью, соответственно 3,65% и 4,78%. В среднем, цена на дизтопливо в Пермском крае выше соседних регионов на 3,1%-4,1%.
А вот так выглядит график сравнения цены ДТ в Прикамье со средней ценой по России по данным «Петрол Плюс» за последние 3 года.
По бензину марки АИ-92 мы можем наблюдать примерно такую же картину, как и по ДТ, но со своими нюансами. В январе 2014 средние цены на АИ-92 были от 27,74 (Челябинская область) до 29,38 (Свердловская область). На июль 2021 года ценовой диапазон от 42,74 рубля (Челябинская область) до 45,53 (Пермский край). На графике видно, что последний раз Пермский край отдавал «ценовое первенство» в 2016 году. В деле поддержания неизменно высоких цен и стабильного их роста, пару Прикамью составляет Нижегородская область.
Отметим, что до июля 2018 года ценовые разрывы между регионами на АИ-92 относительно постоянны (за исключением Челябинской области). Разница в ценах начинает расти после этого всплеска. Ценовая разница в парах по этому виду топлива не так ярко выражена как по ДТ. В паре Прикамье — Нижегородская область разрыв невелик — 0,7%. В сравнении с Татарстаном пермские цены в среднем выше на 2,4%-2,5%, со Свердловской областью — 1,9%-2,3%. Зато разница с Челябинской областью выглядит впечатляюще. Челябинцы настолько суровы, что АИ-92 у них в среднем на 5,9%-6,9% дешевле.
В среднем АИ-92 в Пермском крае дороже, чем в выборке регионов на 3–3,25%. Как и в случае с ДТ разница растет в последние годы. Вот как соотносится цена со средней по России (по данным «Петрол Плюс» за 3 года).
Картина по бензину марки АИ-95 выглядит очень похоже на АИ-92, только с поправкой на его стоимость. Самое недорогое из пяти территорий топливо этой марки в Челябинской области. Оно было таковым в январе 2014 года (31,28 рубля) и остается сейчас (46,38 рубля). Дороже всего АИ-95 семь лет назад стоил в Пермском крае (32,4 рубля). Буквально на прошлой неделе у Прикамья (48,88 рубля) пальму первенства перехватила Нижегородская область (49,09).
Но в среднем Пермский край все равно «лидирует», все-таки у нас в регионе и этот бензин чуть-чуть дороже Нижегородья (0,04%). В среднем со всеми регионами — разница в 2,5%-3%.
Отметим, что по бензину АИ-95 цена в Прикамье в целом соответсвуют среднероссийским (по ДТ и АИ-92 - выше). В данный момент , по графику "Петрол Плюс" среднероссийская чуть выше пермской.
Вот как видят ситуацию с ценами на моторное топливо в министерстве промышленности Пермского края: «… если сравнивать темпы роста цен на бензин в Приволжском федеральном округе в период с 2014 год по 2021 год, Пермский край занимает четвертое место по бензину марки АИ-95, первое место по бензину марки АИ-92 (разница между вторым и 14-м местом 0,5% и 2,3% соответственно) и первое место по дизельному топливу (разница между вторым и 14-м местом 1,8% и 4,3% соответственно)».
В ведомстве отметили, что на рынке моторного топлива Прикамья доминирующее положение с рыночной долей более 70% занимает ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт»: «Иные хозяйствующие субъекты, действующие на розничных рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива, доминирующим положением не обладают… динамика роста цен на автомобильные бензины на АЗС ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» в Пермском крае не превышает уровня инфляции». На вопросы Prоperm.ru в пресс-службе компании «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» на момент выхода материала не ответили.
Дизельное топливо, бензины АИ-92 и АИ-95 в Пермском крае в розничной продаже долговременно (за 7 лет) в среднем на 3% дороже, чем в соседних регионах. Подчеркнем, наши расчеты экономисты вправе назвать упрощенными, но в целом, они соответствуют реальности. Три процента — много или мало? Разово — немного, а если на протяжении многих лет? Отметим, что последующие расчеты Properm.ru так же не претендуют на использование в качестве финансового инструмента. Они опираются на обычную арифметику, не учитывают экономических коэффициентов. Кроме того, мы не смогли получить исчерпывающие официальные данные об ежегодном объеме потребления моторного топлива в Пермском крае.
Последние полные официальные данные о потреблении моторного топлива в регионе мы обнаружили только за 2010 и 2015 годы. Ни министерство промышленности, ни министерство тарифного регулирования, по их словам, такой статистикой не владеют. Данные Пермстата, которые ведомство предоставило Properm.ru, касаются исключительно организаций не учитывают частное потребление и субъекты малого предпринимательства.
В 2010 году Пермский край, по данным «ИнфоТЭК-Консалт» потребил 554 тыс. тонн бензина и 441 тыс. тонн дизельного топлива. К 2015 году общий объем, по данным агентства «Автостат» достиг 1,2 млн тонн. Из них на бензины приходилось 58% потребления, на ДТ — 38,5%. Даже если мы остановимся на этой цифре как на константе, (хотя судя по процессам регионов-соседей объем потребляемого топлива к 2020 году должен был удвоиться), то все равно цифра получится впечатляющая.
Эти 3%, если их заложить в каждый литр топлива, дадут на выходе сумму от 1,4 до 2,2 млрд рублей переплаты ежегодно. Если же учитывать возможный рост потребления, то и сумма переплаты растет соответственно подтягиваясь к отметке в 3 млрд рублей в год.
Эти постоянные доплаты довольно трудно оценить в абсолютном влиянии. Ну да, если бы эти деньги не переплачивались хотя бы последние 7 лет, пермяки могли бы скинуться, например, на новый театр или даже на новый мост. Но это не главное.
Если посмотреть с другой стороны получается, что в Прикамье последние годы в сравнении с соседями существует нечто вроде дополнительного трехпроцентного топливного «налога», который платят все жители поголовно для обеспечения нормальной жизни. Соседи имеют преимущество, мы имеем дополнительный груз и постоянные дополнительные издержки. И при таком взгляде 3% — уже много.