В администрации Перми прошло заседание Консультативного совета по организации транспортного обслуживания, который не собирался года этак с 2019-го, еще с дореформенного периода. Сейчас, когда проблемы в системе общественного транспорта налицо, совет переводят в регулярный ежеквартальный режим работы. Курирует работу вице-мэр Эдуард Хайруллин.
Сказать, что заседание Консультативного совета вызвало ажиотаж — погрешить против истины. По понятным выборным причинам отсутствовали депутаты Пермской городской думы. Не было представителей многих других ведомств, видимо из-за отпускного периода. Кроме чиновников мэрии на заседании были только перевозчики и представители торгово-промышленной палаты.
Об окончательном решении начать переход на бескондукторная оплату, «не дожидаясь перитонитов», рассказал начальник департамента транспорта Анатолий Путин. О причинах опережения заявленного графика на три месяца чиновник не сообщал, но и так понятно. С июля 2021 года затраты на содержание кондукторов легли на городской бюджет. Это увеличит убытки транспортной отрасли по итогам года примерно на 300 млн рублей. Поэтому, логично начать переход раньше и растянуть на полгода, чтобы обеспечить привыкание пассажиров, плавное увольнение кондукторов и нормальную работу с проблемами.
По плану уже с 1 сентября 2021 года по новой системе начнут работать 55 машин автобусных маршрутов №№4, 59, 80 и трамвае №8. С октября на «бескондукторку» переключат Закамск, с ноября — Дзержинский район, далее по району в месяц.
По словам Анатолия Путина, главной проблемой зимнего эксперимента была автоматизация пересадки. Напомним, тогда для получения дополнительного талона такой пересадки нужно было обращаться к водителю. Как утверждает начальник департамента, готовятся (отметим, не «готовы и протестированы», а только готовятся) два технических решения. Одно — мобильное приложение с QR-кодами, где пересадочный талон при оплате формируется автоматически. Явно видимое ограничение такого решения — платежи только через телефон. Можно предположить, что на приложение легко перейдут школьники, студенты — более молодая часть пассажиров.
Второе решение: к 1 октября должна завершится модернизация всего программного обеспечения всей системы оплаты. И тогда, точно так же без бумажного билета пересадочный талон будет формироваться автоматически. Но только при оплате транспортной картой. Предлагаемые технические решения не касаются ни пассажиров с банковскими картами, ни с «кэшем». Их удел прежний — бегать к водителю? Или покупать транспортные карты, система продажи и пополнения которых до сих пор не отработана и вызывает вопросы?
Отметим, что пермских перевозчиков вопросы кондукторов теперь не интересуют, поскольку с 1 июля это проблемы администрации. Автобусников беспокоят только и исключительно будущие торги по оставшимся еще маршрутам, что было заметно из выступлений участников совещания. В итоге за всех пассажиров Перми высказался только вице-президент Торгово-промышленной палаты Вячеслав Белов: «Мы говорим, что главная проблема у нас — контроль за оплатой. Нет, главная проблема у нас — удобства пассажира по оплате. С этого нужно начинать презентации, а не с административных реформ».
По мнению Белова, нужно разработать регламенты поведения всех участников в зависимости от ситуаций: «Пассажир должен понимать что делать если оплата не прошла. А что делать контролеру в этом случае? А если человеку надо купить транспортную карту прямо в автобусе? Как должен поступать водитель? Нужно думать, как удобно и комфортно людям».
По сути Вячеслав Белов предложил работникам мэрии обратный подход, нежели тот, что используется сейчас. «Нужно сначала расписать все механизмы и регламенты, которые покажут как будет работать система. А ответом на возникшие вопросы будут у нас действия регуляторные, ценовые и контрольно-надзорные».
Вполне возможно, что эмоциональный спич вице-президента ТПП побудит администрацию Перми к понятным шагам навстречу пассажиру. Но если судить по содержанию совещания, значительно больше их интересовала административная реформа. Анатолий Путин (читай, Эдуард Хайруллин) представил собравшимся будущую реструктуризацию МКУ «Гортранс». Сейчас именно это муниципальное учреждение занимается работой с перевозчиками, диспетчеризацией, вопросами оплаты. По мнению сотрудников мэрии такая система теперь становится неэффективной, потому что «Гортранс» перегружен разнонаправленными задачами, а юридическая форма учреждения не приспособлена для исполнения бизнес-задач.
Поэтому систему предлагается изменить. Вместо одного «Гортранса» появятся две организации. МКУ «Заказчик регулярных перевозок» займется работой с подрядчиками и почему-то остановками. На МБУ «Информационно-аналитический центр общественного транспорта» возложат все вопросы, связанные с расписанием и контролем оплаты проезда. В контрольно-ревизорскую службу наберут 100 человек. Когда конкретно пройдет реформа, руководитель департамента не пояснил, но речь идет о коротких сроках. Как заявил Анатолий Путин, учреждение будет финансироваться исходя из финансовых показателей: «сколько пассажиров перевезли и сколько их заплатило за проезд». То есть, контролеры будут прямо заинтересованы выписать как можно больше штрафов?
По сути, внедрение бескондукторной оплаты стартует в Перми ровно с той точки на которой закончился зимний эксперимент. Для автоматизации пересадок готово только мобильное приложение (но его тоже еще никто не видел). Оно в состоянии удовлетворить только малую часть пассажиров. Общая модернизация системы оплаты так и не закончена, громко анонсированный приход столичной «Тройки» пока не случился. Модернизацию нынешнего ПО закончат к октябрю и даже если все проблемы системы (стоп-листы, задержки с прохождением платежей) ликвидируют, пользоваться ей для пересадок смогут только владельцы транспортных карт. Система массового распространения этих карт сейчас не готова, для платежей ее используют только небольшая часть пассажиров. Регламенты для владельцев банковских карт и наличных остаются прежними.
Как это будет работать, увидим уже в ближайшие дни.