Posted 17 января 2023,, 09:20

Published 17 января 2023,, 09:20

Modified 2 марта 2023,, 14:13

Updated 2 марта 2023,, 14:13

В Перми суд начал рассматривать жалобы федеральных министерств, не желающих устранять катастрофу в КУБе

В Перми суд начал рассматривать жалобы федеральных министерств, не желающих устранять катастрофу в КУБе

17 января 2023, 09:20
Фото: Properm.ru
Проблема загрязнения Камы и почв вокруг изливов заброшенных угольных шахт не решается с 2002 года, после того, как добыча была прекращена. Все 18 изливов шахт расположены на федеральных земельных участках, что является обязанностью Минприроды России. Минэнерго и Минприроды считают себя ненадлежащими ответчиками и говорят о том, что проблему должны решать краевые власти.

Сегодня, 17 января, Пермский краевой суд рассмотрел жалобу федеральных министерств на решение Свердловского районного суда, которым ряд федеральных министерств обязали устранить экологическое бедствие на территории Кизеловского угольного бассейна (КУБ).

Как проходил суд: шахты затоплены, но документов нет

Как передает журналист Properm.ru из зала суда, по мнению Минэнерго РФ, так как речь идет о водных объектах, то это прерогатива субъекта федерации — Пермского края. Краевые власти раньше разрабатывали проект, но работы по созданию очистных сооружений не были завершены.

В минэнерго отмечают, что проблема более, чем серьезная — ее нужно решать, однако участники процесса не могут много лет прийти к тому, как именно это сделать. В материалах дела есть документы о том, что ведомство потратило уже более 600 млн рублей для консервации и ликвидации шахт.

При этом суд отметил, что в материалах дела нет документов, которые доказывают проведение мероприятий по ликвидации. Представитель минэнерго пояснил, что шахты были затоплены, но ведомство, которое этим занималось, уже не существует, как и нет документов, подтверждающих работы — их сейчас ищут.

Министерство озвучило свою позицию так: включить объекты в реестр минприроды, где собраны наносящие вред природе объекты. Этим должны заниматься местные и региональные власти — это ликвидация накопленного вреда и предотвращением загрязнений.

В минприроды также считают, что защитой водных ресурсов должны заниматься ведомства субъектов или муниципалитетов, однако суд возложил обязанность по реабилитации водных объектов на министерство. При этом министерство должно передавать полномочия и финансирование субъектам, как и работы по реабилизации. За финансовой помощью на предотвращение экологического бедствия местные или региональные власти в минприроды не обращались.

Как предлагают устранить проблему?

За десять лет Пермь не предприняла никаких реальных шагов, утверждает минэнерго. Однако в министерстве говорят, что сами не могут ничего сделать, так как у них нет полномочий: «На сегодня объективно нет решения этой проблемы», — считает представить минэнерго. В минприроды утверждают, что минэнерго лукавит об отсутствии полномочий — акта ликвидации шахт в Кизеле, как подтверждения завершения обязанностей ведомства, нет, а значит и полномочий сохранены.

Из материалов дела следует, что на территории шахт должны были появиться очистные сооружения, указала судебная коллегия. Представитель минэнерго пояснил, что это один из вариантов, но для Прикамья он оказался дорог и неэффективен — это бы потребовало 2 млрд в год.

В суде озвучили вариант с использованием каскадного способа, очистит воду. Кроме того, можно направить столки в заливы с камышами — это снизит предельно допустимые концентрации вреденых веществ. Неизвестно, сработает ли этот способ, так как похожих проблем с шахтами сейчас нет, однако вариант описывают как самый дешевый и эффективный.

Представитель минэнерго напомнил, что в 2013 году суд уже принимал решение, связанное с ликвидацией бедствия в КУБе. Там есть уточнение, что выбор способа — это обязанность исполнителя, а финансировать работы должен федеральный бюджет.

Что говорит прокуратура и контрольно-счетная палата?

Природоохранный прокурор Пермского края Людмила Моисеевских считает, что Минэнерго при проведении реструктуризации не исполнили обязательство, а значит новое министерство как правооприемник обязаны их завершить. Способы того, как это сделать, не ограничены, утверждает Моисеевских.

Рустем Дарипов, как представитель КСП, уточнил, что никаких действийбез выделения денег из бюджета не может быть и не относится к полномочиями Пермского края.

Заседание было отложено до 3 февраля. Суд пока не принял решение.

В чем была суть решения прошлого суда?

Суд в первой инстанции обязал минэнерго разработать проектно-сметную документацию по строительству очистных сооружений для сточных вод, а минприроды — устранить накопленный вред на всей территории КУБа до 2025 года. Кроме того, по мнению суда, минприроды должно до 2029 года очистить девять рек, в том числе Вильву, Косьву и Усьву.

С иском к федеральным минэнерго и минприроды вышли жители Кизела Феликс Манаширов, Анастасия Смирнова и Анастася Бирюкова. Они сообщили в суде, что после закрытия шахт там стала скапливаться дождевая и талая вода. Она постепенно обогащалась вредными химическими элементами, и затем окисленная вода стала попадать в местные реки и загрязнять их. В результате территория была объявлена зоной экологического бедствия. Сейчас на бывших шахтах и штольнях зарегистрировано 18 изливов на площади около 413 га. По мнению истцов, продолжение загрязнения в итоге может привести к экологической катастрофе, поскольку серная кислота попадет в Каму.

Добыча угля в КУБе была остановлена в 2002 году, тогда в шахтах прекратилась добыча угля. Предприятия-разработчики шахт ОАО «Кизелуголь» и ОАО «Шахта «Шумихинская» были ликвидированы. Мероприятия по консервации шахт, а также мероприятия, направленные на недопущение негативного воздействия на окружающую среду в результате прекращения эксплуатации шахт, не проводились. Постепенное заполнение брошенных шахт талыми и дождевыми водами, которые обогащались вредными и химическими элементами, последующее формирование кислых изливов и повлияло на катастрофическое загрязнение ими рек на территории КУБа. Загрязненные водные объекты находятся на территории Кизеловского городского округа, Гремячинского городского округа, Чусовского городского округа, Губахинского городского округа. С 2002 года никакие природоохранные мероприятия здесь не ведутся.

Речь идет о разработке проектно-сметной документации на строительство очистных сооружений, финансирование и организацию строительства очистных сооружений применительно к следующим объектам на территории Кизеловского угольного бассейна:

  • им. 40 лет Октября (скважина (1) (13-гн), скважина (2) (1751), шурф 56–62 (60), шурф 17, штольня);
  • Шумихинская (скважина 634);
  • Нагорная (наклонный ствол);
  • им. Крупской (трубный ходок);
  • Усьва-3 (штольня);
  • им. 1 мая (штольня);
  • им. Калинина (штольня);
  • Таежная (северная штольня);
  • Коспашская (шурф 2-бис);
  • Белый спой (шурф 63);
  • им. Володарского (штольня);
  • им. Чкалова (штольня Каменка, штольня Клавдинская).

Как поясняли в первой инстануии истцы, водные объекты являются безжизненными и опасными для здоровья людей. Все 18 изливов расположены на федеральных земельных участках, что является обязанностью Минприроды России по ликвидации последствий загрязнения. Предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ превышена. Вместо обычных рек течет слабый раствор серной кислоты, земля в пределах шахт выжжена. Продолжающееся загрязнение водных объектов кислыми изливами способно привести к экологической катастрофе из-за риска попадания вредных веществ в реку Кама.

На начало 20 века в Кизеловском угольном бассейне работало 36 шахт — он был единственным на Урале. В 1996 году из-за нерентабельности началась реструктуризация шахт, через год — ликвидация. В 2002 году Кизеловский угольный бассейн полностью прекратил добычу угля. Сейчас территория остается зоной экологического бедствия. Главная проблема территорий КУБа (Кизеловского угольного бассейна, в который входят Губаха, Гремячинск, Кизел) — это загрязненная вода, почва и воздух.

"