— Александр Владимирович, для начала — об итогах ушедшего года. Как-то отразилась ситуация с СВО, с санкциями на работе УФАС? Приходилось ли пересматривать планы, требовалось ли от антимонопольного органа что-то, связанное с этой повесткой? Ставились ли такие задачи?
— По ситуации, связанной с СВО, у нас, конечно, комментариев никаких нет. Никаких специальных задач нам не ставилось. Единственно, немного сместились акценты в прошлом году. В пандемийные 2020 и 2021-й особенное внимание уделялось ценам на продукты питания, а также средства индивидуальной защиты, лекарственные препараты — цены на них были на повестке дня, на острие. Весной 2022 года акцент сместился на продукты питания, с начала марта по май мы получили огромное количество обращений по поводу роста цен на продукты жизненной необходимости: сахар, крупы, овощи.
Наверное, это главные итоги года — рекордное количество обращений с жалобами на повышение цен на социально значимые продукты, товары первой необходимости. Практически за пару месяцев мы получили 1 тыс. заявлений, а за 2022 год в целом — 2 тыс. обращений. Это рекорд.
— Как вы справлялись с таким наплывом обращений?
— Организовали «горячую линию», она работала и в будни, и в выходные. Принимали обращения и в письменной, и в устной форме. Во-первых, ситуация достаточно быстро стабилизировалась по ценам на социально значимые товары, по их наличию в магазинах. Закончился год весьма позитивно в плане цен на продукты, они даже снизились в некоторых случаях.
Например, данные за декабрь 2021 года по отношению к декабрю 2022-го показывают, что стоимость продуктов питания в целом снизилась по 24 основным позициям. Некоторые товары подорожали, но буквально несколько позиций: молоко питьевое, рис шлифованный, лук репчатый. По остальным пунктам произошло снижение цены, в среднем по всем позициям почти на 12%. Притом, что средняя инфляция по стране такая же, порядка 12%. Товары подорожали, а стоимость продуктов питания снизилась. Такой вот парадокс.
— А когда жалобы посыпались, я так понимаю, были проверки, были подтверждения, что стоимость продуктов выросла. О каком росте шла речь в марте 2022 года?
— О существенном росте и в принципе исчезновении товаров с прилавков. Если помните, были сложности с сахаром. Была непонятная история, связанная с тем, что ажиотажный спрос появился. Сахар начали быстро разбирать, продавцы начали менять цены, прятать товар на складах. Мы подключились быстро к этой истории, проверили поставщиков, торговые сети, пермские рознично-торговые сети. Установили, что оптовый поставщик почему-то не отгружал сахар в ту же «Семью» напрямую, работал через несколько посредников. Антимонопольный орган возбуждал дело в отношении сахарных заводов. В итоге ситуацию по сахару удалось стабилизировать по всей стране.
— Какие еще продукты тогда подорожали, а потом снова подешевели?
— Борщевой набор, наверное, прежде всего. В апреле 2022-го стоимость капусты была достаточно высокая, до 150 рублей за килограмм, в среднем — 130–140. На текущий момент средняя ее цена 17,99 рубля за килограмм. Ажиотажный спрос весны 2022 года сильно разогнал некоторые цены. Плюс, конечно, надо учитывать сезонность. Запасы на овощных базах заканчивались, урожай 2021 года закончился в феврале 2022-го, поэтому возникли определенные сложности и колебания цены.
Вообще, 2022 год характеризовался тем, что цена сильно ходила вверх-вниз. Если в 2021-м цены постепенно росли, то в 2022-м они менялись достаточно сильно в разные стороны.
— Вы выносили какие-то представления, предостережения производителям, поставщикам, продавцам?
— В большинстве случаев повышение цены происходило на конкурентных рынках. Не было субъектов, которые доминируют на этом рынке, чтобы можно было с точки зрения антимонопольного законодательства их привлечь. А мы работаем с доминирующими субъектами, такими, которые занимают более 50% рынка. Таким мы выдаем предостережения.
По поводу роста цен мы работали с коллегами из прокуратуры Пермского края, отрабатывали жалобы совместно, и в случае подтверждения необоснованного роста цены прокуратура выносила предостережения, в том числе сети «Семья» по поводу роста цен на сахар.
Предостережение УФАС было связано с публичным заявлением о росте цены. Это очень тонкие с юридической точки зрения моменты. Дело в том, что само по себе повышение цены допускается законодательством, если носит обоснованный характер, но о повышении не допускается заявлять публично.
Был такой случай летом, когда мы в СМИ увидели информацию от хозяйствующего субъекта, который публично заявил, что готовится повысить цены на 15%. Мы вынесли предостережение должностному лицу, сделавшему такое заявление, пояснив, что публичные заявления такого рода недопустимы. Их опасность в том, что они могут «разогнать» рынок. Даже не в том опасность, что продукцию будут скупать у этого предприятия, а в том, что другие хозяйствующие субъекты тоже повысят цены. Такие заявления могут иметь лавинообразный эффект. Это скажется негативно на рынке, на потребителях, поэтому и запрещено антимонопольным законодательством.
— А когда военторги стали повышать цены на товары, необходимые для участия в СВО, вы как-то вмешивались?
— По этой теме было всего два заявления. Это связано с тем, что в Пермском крае нет представительств военторга. Эти магазины находятся не во всех субъектах РФ, ближайший — в Свердловской области. У нас только частные. И мы не фиксировали никаких злоупотреблений с их стороны. Мониторинг проводили краткий. Пробежались по прайсам, не увидели хоть сколько-нибудь значимого повышения цен. Поступившие заявления касались спальных принадлежностей, теплых вещей. Эти вещи продают не только военторги, но и многие спортивные, туристические магазины. Рынок настолько конкурентный, что такие товары можно купить практически везде. В нашем регионе ситуация была спокойная, никто не жаловался.
— Следующая большая тема — рост цен на топливо. Каждый год цены пытаются вырасти больше, чем положено. Каждый год антимонопольный орган проверяет, наказывает… Что не так?
— Здесь всё зависит от вида топлива. Если возьмем бензины автомобильные, то в 2022 году цены на них оставались стабильными. В итоге год закончился с крайне небольшим ростом, порядка 0,7% на автомобильные бензины 92 и 95 марки. Это рост в декабре 2022-го по отношению к декабрю 2021-го. В принципе, в 2022 году цены на бензин оставались на том же уровне.
Обращу внимание, что дело, которое мы возбуждали, наверное, этому все-таки способствовало, потому что периодически цена на бензины даже снижалась. Порядка 2,5% падение было по 92 бензину в мае 2022-го. По 95 бензину примерно на 1,1% цена снижалась. Это редкое явление, обычно цены растут — либо очень медленно, либо в рамках инфляции. Наше антимонопольное дело способствовало снижению цен, оно было возбуждено в конце 2021 года из-за существенного роста цен в октябре–ноябре 2021-го. Этому росту способствовал ряд факторов. Компания злоупотребила доминирующим положением. В итоге в 2022 году ее оштрафовали, выдали предписание, которое направлено на недопустимость повышения цены в ситуации, когда себестоимость производства топлива не изменилась и биржевые цены снижаются. Предписали компании поменять принципы ценообразования.
Ситуация по дизельным топливам немного другая. Здесь произошел существенный рост цены, порядка 10%, причем случился он в достаточно короткий промежуток времени: с октября по декабрь 2022-го. УФАС начало проверку, она до сих пор продолжается. Эксперты проверяют обоснованность роста. На текущий момент цены снижаются. В конце декабря цена составляла 69 тыс. рублей за тонну дизельного топлива на бирже, сейчас она 64 тыс. Будем смотреть на ситуацию дальше, в январе.
Мониторинг стоимости топлива ведется еженедельно — смотрим закупочные цены и розничные. Проходит углубленная проверка, с анализом всех факторов, анализом роста себестоимости. Проверку закончим в начале февраля. Есть объективные факторы — рост инфляции, например, — но есть и другие факторы, которые надо учитывать.
— Можете их назвать?
— Обоснованный характер повышения цены зависит от роста закупочных цен, роста фонда оплаты труда, роста издержек, изменения налогового бремени, например, налога на добычу полезных ископаемых, изменение акцизов. Смотрим, изменялась ли фискальная нагрузка, поменялись или нет налоги у компании в этот период. Все эти факторы анализируются.
— В том году не только нефтяники отличились, но и строители. По поводу ПЗСП — как они объяснили завышение цен на продукцию? На какой стадии рассмотрение дела?
— Следующее заседание назначено на 2 февраля. Дело идет непросто. Ответчики не соглашаются с тем, что увеличили цену необоснованно. Они оспаривают анализ конкуренции, проведенный УФАС по этому делу. Считают, что необходимо было рассматривать цены на другие стройматериалы, которые, по их мнению, являются взаимозаменяемыми. В деле рассматриваются цены на газобетонные блоки, а ответчики настаивают на том, что нужно брать в расчет брус, кирпич, другие блоки.
Мы сейчас уточняем свой анализ с обоснованием невозможности взаимозаменяемости товаров. Возможно, будет суд, если с нашим решением не согласятся хозяйствующие субъекты и будут оспаривать решение по антимонопольному делу.
— У ПЗСП монопольное положение на рынке?
— Это называется «коллективное доминирование». По первоначальному анализу состояния конкуренции мы пришли к выводу, что они занимают больше 80% на рынке. «Пермтрансжелезобетон» и ПЗСП — субъекты, которые занимают коллективное доминирующее положение.
— Насколько выросла цена их продукции? Насколько она завышена?
— Практически двукратно. В мае-июне 2021 года цена составляла порядка 4–4,5 тыс. рублей за метр кубический, а в 2022-м достигала 8,2–8,3 тыс. рублей за метр кубический.
— Теперь о тарифах естественных монополий, которые УФАС внимательно отслеживал всегда. Меньше или больше стало жалоб по поводу тарифов?
— Жалобы, которые поступают на необоснованные тарифы, относятся к компетенции центрального аппарата ФАС. Мы как территориальный орган с ними не работаем. Все такие обращения отсылаем для рассмотрения в Москву.
В отношении тарифов 2023 год специфичен. Правительство РФ индексацию тарифов, которая обычно происходит 1 июля, перенесло на 1 декабря 2022 года. Тарифы выросли раньше, чем предусмотрено было изначально. Таким образом, новый тарифный год начался 1 декабря 2022 года. Следующая индексация произойдет только 1 июля 2024 года.
Для сдерживания роста тарифов Жилищный кодекс предусматривает ограничение роста платы граждан, причем это ограничение распространяется на общую плату за все коммунальные услуги, — не более 9%.
Нам поступали жалобы на рост цены на вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО), платеж за эту услугу, действительно, вырос, но удельный вес платежа за ТКО в платежке небольшой. Суть в том, что отдельные платежи (ТКО, электроэнергия или тепло) могут вырасти больше, чем на 9%, которые установило правительство РФ, но совокупный рост платы гражданина за все коммунальные услуги не может превысить 9%. В отдельных случаях допустимы отклонения от этого значения, их могут делать региональные правительства. В Пермском крае, например, отклонение установлено на уровне 11%.
— То есть плата за ЖКУ может вырасти и на 11%?
— Да.
— За какой срок?
— За эти 1,5 года — до июля 2024 года. Жалоб на жилищно-коммунальные платежи поступило примерно столько же, сколько обычно. Большинство обращений было связано с пересмотром размера платы за ТКО. Но рост платы был признан правомерным. Это плата, которая устанавливается самостоятельно оператором, но не выше предельного значения, установленного субъектом РФ. Было решение правления регионального оператора, и они подняли плату за вывоз ТКО, но в рамках предельного значения, установленного субъектом РФ. Нарушений никаких не было.
— И еще по теме ЖКХ. С чем связано дело, возбужденное по поводу выбора подрядчиков Фондом капремонта? Они же не могут найти подрядчиков, какая там конкуренция?
— Это дело связано с контрактами на строительный контроль. Вы говорите про сложности с поиском подрядчиков по капремонту, там действительно сложности. А со строительным контролем проблем нет, желающих много. И получилось так, что на аукцион по выполнению работ по стройконтролю в Чердынском округе заявилась компания, которая уже имела договор на выполнение работ по капремонту многоквартирных домов. На организацию, которая будет проводить капремонт, возложили функции проверки объемов, сроков, качества работ. Сами себя должны были контролировать. По действующему законодательству запрещено заключать договор на стройконтроль с тем же подрядчиком, который этот ремонт проводит.
— Чаще или реже стали поступать жалобы по поводу неконкурентного выбора госзаказчиком поставщиков и подрядчиков? Когда-то эта тема была № 1, а сейчас?
— Законодательство изменилось. В 2022 году у субъектов РФ появилось право в ряде случаев делать закупки у единственного поставщика. В Пермском крае этой возможностью напрямую не злоупотребляют. Объем закупок по ФЗ №44 по контрактной системе составляет порядка 70 млрд рублей за год. Из этого количества не более 15% неконкурентных процедур, то есть не более 15% раз заказчики воспользовались правом заключить контракт с единственным поставщиком. Получается, 85% всего фонда бюджетных средств, который расходован на контрактацию, прошел через конкурентные процедуры.
— В эти 15% входят закупки с единственным участником? Очень часто закупки признаются несостоявшимися из-за того, что заявился один участник, и с ним, одним, и заключают контракт.
— Если процедура конкурентная, но там единственный участник, то есть принимались заявки, но поступила одна заявка, эта процедура не входит в эти 15% случаев, конечно. По таким операциям, как правило, жалоб нет, — один участник, других нет.
— Были ли дела о сговорах?
— Конечно. Был приговор по сговору на поставку медицинских изделий в 2022 году. Мы рассмотрели дело в отношении медицинской компании, которое возбудили по обращению Управления МВД России по городу Перми. Признали факт сговора. Закончилось это возбуждением уголовного дела в отношении должностных лиц и обвинительным приговором в отношении руководства этих компаний.
Кроме того, возбуждено в 2022 году и рассматривается до сих пор дело, связанное с поставками транспортных средств и картелем на этом товарном рынке. Дело пока расследуется. Дело региональный антимонопольный орган возбудил, получив информацию из специального программного обеспечения «ФАСантикартель» — для поиска картелей и ситуаций на закупках, которые указывают на признаки сговора. Это специальное программное обеспечение, анализирующее в автоматическом режиме закупки Пермского края.
— Это будет первый опыт его использования в Пермском крае?
— Не первый. Уже были возбуждены дела по информации этого ПО, которую нам центральный аппарат передавал. У нас изначально доступа к нему не было. В этом году мы полноценно начали с ним работать.
— Перевод ряда отраслей в 2023 году на биржевое ценообразование — что это будет значить?
— Биржа — это большое благо для конкуренции. Это свобода заключения договора, обезличенный характер его заключения. Свобода с точки зрения ценообразования и свободное предложение товара, свободная его покупка. В целом биржевое ценообразование означает прозрачную и справедливую цену на товар.
Небиржевой характер сделок, как правило, носит непростой характер. Переговоры с крупными хозяйствующими субъектами весьма сложны. Купить товар у крупного поставщика зачастую сложно. Могут отказать в заключении такого договора. А биржа позволяет это сделать легко. Есть специальные центры, которые берут на себя оплату товара и контроль его поставки. Для продавцов и покупателей это большое преимущество.
— Переход на биржевое ценообразование не обязательный?
— Конечно, нет. Установлена минимальная обязательная величина продаваемых на бирже продуктов из нефти, газа и минеральных удобрений. Причем эта обязательность касается только компаний, занимающих доминирующее положение на соответствующих товарных рынках.
— А роль ФАС какова, когда отрасль переходит на биржевое ценообразование?
— Вообще, у ФАС существует биржевой комитет, в который входят представители ФНС и ЦБ РФ. На уровне биржевого комитета отслеживается и поддерживается существование самой биржевой торговли, прозрачность действий бирж. Отслеживается деятельность крупных хозяйствующих субъектов на этих биржах, в том числе недопустимость сговоров, манипуляций ценами. Роль ФАС здесь непосредственная, крайне важная.
— Каковы цели и задачи, связанные с биржевым ценообразованием?
— У нас есть дорожная карта, план развития конкуренции, там зафиксированы отрасли, которые в приоритетном порядке должны в нее попадать. Прежде всего, это сельхозтовары, минеральные удобрения, зерно, сахар.
Проблема в том, что, как бы мы ни хотели, не все товары, в том числе сельхозназначения или потребительного назначения, могут относиться к биржевым. Есть ряд требований, при которых товар может стать биржевым. Прежде всего, это хранимость товара, делимость на партии, обезличенность, стандартность требований к сортам. Например, зерно: оно делимо, хранить можно длительно, поставлять партиями, и оно заменяемо. Соответственно, этот товар может быть биржевым. Овощи и молоко на биржу вывезти гораздо сложнее из-за коротких сроков хранения.
Лес — давно биржевой товар. В Пермском крае активно развивается лесная биржа. Вся древесина, которая заготавливается государственными учреждениями и лесхозами, реализуется исключительно через биржу. Везде, где есть государственный лес, получаемый в рамках исполнения госзадания лесхозами, продается через биржевые площадки.
— Каковы планы, основные цели и задачи ведомства на 2023 год?
— Они зафиксированы в Национальном плане развития конкуренции. Есть задача снижения доли государства в экономике. Реформа государственных и муниципальных унитарных предприятий, думаю, будет способствовать решению этой задачи. Есть задачи, связанные с повышением доступа малого бизнеса к госзакупкам и закупкам госкорпораций. Эта задача остается на 2023 год.
— Доступ малого бизнеса к госзакупкам — это решаемая задача?
— Конечно. Во-первых, происходит повышение конкурентности торгов за счет снижения издержек, которые компания несет, участвуя в госзакупках. Например, в 2023 году будет снижен срок, в течение которого заказчики обязаны заплатить за исполнение госконтракта. Произошло снижение с мая 2022 года — уже 7 рабочих дней, а до этого было 15 рабочих дней. Это облегчает существование малого бизнеса на этом товарном рынке. Снизили требования к участникам закупок. Постепенно доступ малого бизнеса к закупкам увеличивается.
— Увеличить долю малого бизнеса, участвующего в закупках госзаказчиков, — одна из задач. А есть задачи, связанные с региональными пермскими особенностями?
— Есть дорожная карта развития конкуренции в Пермском крае, которая тоже имеет показатели. Среди них: снижение доли государства в отдельных товарных рынках (рынок дошкольного образования, медицинских услуг, перевозки ТКО, дорожного строительства). К 2023 году должно быть не менее 5% частных организаций, оказывающих услуги дошкольного образования. В 2020 году их было 3,5%.
Количество частных организаций, которые участвуют в программе обязательного медицинского страхования, тоже должно вырасти к 2023 году и составить 10% в противовес 5% в 2020-м.
— Как это происходит?
— Министерства и фонды создают условия для появления этих организаций, для роста их доли. Например, Минздрав совместно с ФОМС анализируют причины, почему те или иные хозяйствующие субъекты не участвуют в этом товарном рынке. С тарифами это связано или с барьерами доступа, потому что лицензию нужно иметь, нужно соответствовать требованиям, работать со страховыми, знать сложности.
Минздрав как лицензирующий орган предусматривает мероприятия по обеспечению доступа на товарный рынок, по снижению лицензионных требований или облегчению получения лицензии. В этом ключе работа ведется. Субсидирование этой сферы тоже рассматривается как вариант, особенно если мы говорим про дошкольное образование.