Posted 15 ноября 2018, 10:20
Published 15 ноября 2018, 10:20
Modified 2 марта 2023, 14:46
Updated 2 марта 2023, 14:46
Вчера, 14 ноября, в Доме учителя состоялся «Круглый стол» для преподавателей, экспертов в сфере защиты прав учащихся, представителей министерств и прокуратуры. Главной темой стало обсуждение «дресс-кода» учащихся, после того, как в пермской гимназии №4 ученицу Зинаиду Агишеву отстранили от занятий из-за розовых волос. Всего в мероприятии участвовали 14 педагогов как элитных, так и обычных общеобразовательных учебных учреждений.
Собрание началось с голосования: 19 участников выступили «за» регламентирование в локальных актах положений о школьной форме и внешнем виде учащихся, после чего принялись обсуждать преимущества подобного документа.
Большаков также отметил, что дресс-код или одежда во многом влияет на стиль поведения человека: если ребенок в «джинсах и расхристанной рубашке» то и вести он себя будет свободно. Когда дети в форме — они серьезнее относятся к тому, что делают в школе, к своему образованию, учителям.
В качестве аргументов также приводились официальные постановления от Министерства образования и модельные акты для субъектов РФ. Именно на законодательстве сделала акцент директор гимназии №4 Татьяна Дьякова. По ее словам, она, создавая акт в гимназии, основывалась на приказе Министерства образования и науки Пермского края от 16 сентября 2014, в приложении которого, есть пункт, согласно которому не рекомендуется «ношение аксессуаров с травмирующей символикой и пропагандирующей противоправное поведение» и так далее.
С экспертной оценкой инициативы введения актов первым выступил заведующий кафедрой правовых дисциплин Валерий Довгяло. Он отметил, что проблемы возникают из-за незнания преподавателями законодательства, а дисциплинарная ответственность может быть крайней мерой. Отдельно эксперт отметил, что учителя должны больше разговаривать с детьми и родителями, особенно если это касается макияжа, волос и так далее.
Представитель министерства образования Пермского края сделала акцент на том, что нарушения и наказание должны соответствовать тяжести нарушения, но выразила сомнения, что «какое-то из образовательных учреждений пропишет драконовские меры». Прокуратура дала следующие рекомендации:
Омбудсмен Павел Миков в своем выступлении отметил, что ситуация выявила гораздо более глубинные вещи, чем просто внешний вид ученика или учителя. Во-первых, по его словам, ситуация показала, что в очередной раз в системе образования никто не учится на ошибках (Миков вспомнил схожий инцидент со школьницей из Питера). Вторая проблема — это реагирование системы на сложившуюся ситуацию: «Система образования проиграла, имидж подорван и капитально. В этой ситуации выиграла конкретная ученица».
Уполномоченная по правам детей Светлана Денисова выступила «за» школьную форму, но в своем монологе уточнила, что предъявляя требования к дресс-коду среду детей, школы не делают этого по отношению к учителям: «Требования должны быть как к одной стороне, так и другой».
Уполномоченная, также напомнила, что дети очень часто становятся заложниками родительского мнения и воспитания. «И вам приходится с этим считаться, — обратилась к педагогам омбудсмен. — Поэтому я предлагаю, во-первых, когда возникают конфликтные ситуации, не на ребенка обращать свои санкции, а работать с родителями».
Формат круглого стола не предусматривал вынесения конкретных требований к законодательству и его изменению, однако присутствующий от департамента образования сотрудник отметил, что будут разработаны методические рекомендации. «Согласовав с РосОбрНадзором, мы направим во все образовательные учреждения, для того чтобы привести этот нормативный акт к нормам законодательства. И исключить те ситуации, которые имеют место», — пояснила чиновница.
*Уже после публикации статьи мы проверили количество подписчиков школьницы: чуть более 2 тыс. человек.