Posted 19 ноября 2020, 11:53
Published 19 ноября 2020, 11:53
Modified 2 марта 2023, 14:43
Updated 2 марта 2023, 14:43
— Транспортный блок переходит под ваше руководство. Как будете все успевать, учитывая работу над крупными инфраструктурными проектами города?
— Спокойно. В течение пяти лет я этот объем делал, с 2013 по 2018 год транспорт был в моем подчинении. Точно так же будем работать и сегодня. Не Боги горшки обжигают. Разберемся и пойдем дальше.
— Но ведь сейчас другие условия: подготовка к 300-летию Перми, реформирование всей транспортной отрасли.
— Ничего там (в транспортной отрасли — Properm.ru) сверхординарного нет. Ситуация мне абсолютно понятна. Главное сейчас — найти точку баланса между доходами и расходами, потому что спрогнозировать пассажиропоток на ближайшее время, исходя из пандемии, просто невозможно. Когда отрасль формировала свой пассажиропоток на 2020 год, никто не мог узнать о том, что будет пандемия. Когда летом пассажиропоток упал на 50%, это было достаточно неожиданно и неприятно, для бюджета в том числе.
С похожей проблемой сейчас столкнулись все города мира. Какой будет пассажиропоток в 2021 и 2022 годах — одному Богу известно. Какими мы выйдем из пандемии, тоже никто не знает. Какие предпочтения будут у людей потом? На чем они захотят передвигаться: трамвае, автобусе, такси, самокатах, велосипедах или ходить пешком? Сейчас это понять практически невозможно. Поэтому надо четко понимать, каким образом формировать доход. Расходы сформированы, утверждена маршрутная сеть. Здесь все ясно и понятно. Нужно рассчитать уровень дотаций, который бюджет в ближайшие несколько лет будет платить как разницу. Вот и все.
— Стоить ждать кадровых решений в транспортной отрасли?
— Я бы не сказал, что те кадры, которые работают в отрасли сейчас, не справились с задачей. В моем понимании, это все же больше форс-мажор. Поэтому в ближайшее время будет скорее кризис-менеджмент.
— Если говорить о дорогах и благоустройстве в этом году, вы довольны итогами сезона?
— Вы знаете, сезон сам по себе был довольно непривычный и необычный. Пандемия внесла определенные корректировки. При этом она нам дала возможность начать работы раньше, ведь обычно большие проекты мы начинаем после окончания учебного года, когда транспортный поток снижается, чтобы не мешать людям. В итоге работы по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» завершены на 100%, как и ремонт по «Малым делам». Поэтому в этой части я доволен сезоном.
Что касается объектов капитального строительства. В этом году у нас стояла задача закончить ул. Революции, и мы ее заканчиваем. В середине января, когда решим все юридические вопросы, мы запустим движение трамваев. Это будут новые маршруты, которые пойдут напрямую через ул. Революции.
Также остаются юридические вопросы по 68-й кварталу эспланады. Нам нужно закончить косметический ремонт двух кафе и одного административного здания и запустить их в эксплуатацию. На этом все работы по эспланаде будут закончены. Начали 66-й квартал — неплохой, как я считаю, проект. Подрядчик вовремя вышел на объект, согласно графику выполнил все необходимые в теплое время работы. Думаю, что мы к концу следующего года этот проект закончим, хотя по договору срок сдачи в 2022 году.
Провели достаточно большие объемы работ на нижней части набережной, сделали слегка больше, чем планировали в этом году. На следующий сезон у нас останется в основном благоустройство и установка оборудования. Реконструкция ул. Карпинского тоже идет в графике. В следующем году все закончим, введем.
— А что с Героев Хасана? На думе вы сказали, что учили подрядчиков «культуре дорожных работ» и к их работе есть некоторые претензии. Откуда такая лояльность к подрядчику, у которого не хватает навыка?
— На самом деле, из всех объектов, что мы делали в этом году, Героев Хасана — самый сложный. Это мощный промышленный район города, который перенасыщен коммуникациями. Все виды коммуникаций, которые существуют в городе, там есть: газ среднего и высокого давления, канализация, вода, сети связи, сети МРСК, ливневая канализация. На данный момент практически все сети подрядчик переустроил. В течение зимы и весны будут переустроены надземные тепловые сети. Таким образом, летом подрядчику останется только проложить дорогу и тротуары.
Любое предприятие на этом объекте столкнулось бы с такими трудностями. Поэтому я не могу сказать, что подрядчик (ООО «СКФ «АТМ» — Properm.ru) не справляется. Предприятие, которое по году имеет миллиардные обороты, сотни единиц техники и мощнейший коллектив, может построить любую дорогу. Этот же подрядчик реконструирует ул. Строителей по краевому контракту и тоже вытаскивает объект. Уверен на 100%, что они этот объект сдадут.
— Раз мы заговорили о подрядчиках. Хочу спросить про «ТехДорГрупп». Это сегодня самый квалифицированный подрядчик в Перми? Иначе почему им достается так много крупных проектов: обе части эспланады, Карпинского, вся набережная, улица Революции?
— Мы очень ценим подрядчиков, которые умеют и хотят работать. «ТехДорГрупп» в городе свою деятельность начала с реконструкции площади Восстания. До этого они работали на краевых объектах: делали мосты, путепроводы. Мне понравился их подход к работе — очень ответственный. Они любые виды работ делают, как для себя: никогда не торопятся, внимательно смотрят за культурой производства работ, соблюдают сроки и ответственно относятся к своей репутации.
Точно так же с краевых проектов к нам зашел «АБЗ №1» на капремонт Комсомольского проспекта. До этого в городе они практически никогда не работали, но вышли и сделали все хорошо. Отремонтировали Компрос, а мы (жители Перми — Properm.ru) даже не заметили дискомфорта, хотя это центр города. Они постарались сделать все так, чтобы людям принести минимум неудобств.
— Получается, что ключевые объекты Перми сейчас выполняют краевые подрядчики. У вас есть объяснение такой тенденции, когда крупные компании с краевых дорог переключаются на город?
— Давайте откровенно. Те предприятия, что работали в городе в 2010–2013 годах, просто исчезли, обанкротились. «Пермдорстроя» нет, ДПМК нет. Еще можно перечислить ряд предприятий, которые просто не выжили в силу ряда причин. У кого-то не хватило толку, у кого-то оборота, кто-то ошибок наделал. Это процесс постоянный: ротация подрядных организаций — это нормально. Свято место пусто не бывает. Важно, чтобы в этот момент на рынок зашли нормальные компании, которые сделают все быстро и качественно.
— То, что центр города меняется, видят все. Но когда вся эта красота пойдет в районы? Я имею в виду не дороги, а пешеходные зоны, скверы и парки?
— В следующем году мы в районы зайдем. На протяжении 2019–2020 года мы провели проектирование многих общественных пространств. В Индустриальном районе мы запроектировали парк Победы. В Орджоникидзевском районе — три или четыре объекта. И такие работы будут проводиться во всех территориях. Это как раз те скверы, о которых вы говорите. Они будут построены в 2021–2023 годах. Далеко не везде нужно работать капитально. Где-то, чтобы жителям было комфортно, нужно отремонтировать дорожки, где-то — поставить лавочки и урны, где-то — поставить спортивный и детский городок. Эта работа будет проведена в течение трех лет. Таких объектов много.
— На какой стадии сейчас находится работа над парком «Балатово»? Концепция и проект как-то изменились с августа, когда его презентовали пермякам?
— Проект прошел государственную экспертизу и проверку достоверности сметной стоимости. Он готов к реализации. Понятно, что Балатовский парк — место, с которым работать нужно аккуратно. В конце концов, мы сошлись на том, что все аттракционы и постройки из парка нужно убрать, а на их месте сделать нормальное цивилизованное пространство.
«Балатово» — не место для аттракционов. Все же это парк направленный больше на экологию, чем на развлечения. Наверное, мы в течение 2021 года примем решение, каким образом мы будем его ремонтировать.
— Когда я общался с новым начальником управления по экологии Дмитрием Андреевым, он сказал, что раньше это подразделение мэрии не привлекалось к проектам благоустройства. Как теперь у вас выстроены рабочие процессы?
— Взаимодействие у нас конструктивное. Я вижу нашу работу следующим образом и думаю, что мы ее выстроим. Управление экологии — единый центр принятия решений по всем зеленым насаждениям города. Они делают инвентаризацию и оценку из состояния, проводят всевозможные исследования, смотрят за состоянием деревьев, кустарников, цветников и так далее. А в департамент благоустройства управление экологи выдает уже свои рекомендации, составляет техническое задание и контролирует исполнителя.
— На последнем заседании Пермской гордумы вы сообщили, что скоро вступят изменения в федеральный закон по содержанию дорог. Как этот документ изменит работу подрядчиков и подход к содержанию улиц?
— Федеральные власти сейчас приводят требования к содержанию дорог в соответствие с современными реалиями. Если раньше часто использовалась песко-соляная смесь, галит, песок, то сейчас они уходят в сторону современных реагентов, «Бионорда» или чего-то попроще.
Мне этот документ обещали прислать из Москвы в конце года, а в силу он вступает ориентировочно в январе 2021 года. После чего мы сможем пересмотреть наш подход к содержанию дорог и изменить перечень материалов, которые нам нужно будет использовать для содержания дорог. Но в этом зимнем сезоне работа продолжится в прошлогоднем формате. Сейчас у нас нет оснований, чтобы что-то менять.
— В прошлом году, когда подрядчики начали работать с «Бионордом», со стороны жителей было много жалоб и претензий. Из-за нарушения технологии подрядчиками на тротуарах была сильная наледь. Как подготовились к этой зиме?
— Мы специально под «Бионорд» расписали технологические карты: каким образом его нужно применять, когда, где и в каком количестве. Практически лабораторным методом смотрели скорость срабатывания реагента при разных температурах и погодных условиях. Факторов, которые учитываются в технологических картах при содержании, очень много. Это ветер, температура, наличие осадков и их количество.
— А насчет технического оснащения? Мы снова будем видеть мужичков с ведрами и лопатами в центре города?
— Где-нибудь мы их все равно увидим, но в прошлом году они (подрядные организации — Properm.ru) купили специальную технику и тележки-дозаторы чтобы рассыпать реагенты на узких тротуарах. Я думаю, что в течение двух лет они полностью закомплектуются всей техникой, необходимой для работы на тротуарах, потому что на проезжей части работать проще.
— Что насчет обработки дорог и тротуаров за пределами центра? В этих территориях также будут использовать песок и галит?
— Да. Центр — «Бионорд», остальные районы — галит и песок. Однако мы в нынешних контрактах постарались максимально уменьшить применение песко-соляной смеси. Сейчас 85–90% применяемого материала — это галит и «Бионорд». Песко-соляную смесь используют в основном на дорогах с большим уклоном, чтобы быстро появилось сцепление колес с проезжей частью. Например, дорога на Вышку-2, там другим невозможно обработать, только песко-соляной смесью.
— Еще немного о содержании дорог. На прошлой неделе «Сатурн-Р» потребовал от администрации начать обслуживание и содержание дорог в жилом квартале «Арсенал». Какая у вас позиция по этой ситуации?
— Здесь ситуация простая. Весь участок, который находится у застройщика — частный, когда они построят всю дорожную сеть внутри и оформят как дороги, то смогут передать территорию на баланс муниципалитета. Тогда у города появится возможность тратить бюджетные деньги. Сейчас у нас нет права этим заниматься. Вся территория принадлежит «Сатурну». Поэтому они обязаны ее обслуживать и содержать в безопасном состоянии для водителей и пешеходов.
Для сравнения, есть компания «КОРТРОС», которая построила ЖК «Гулливер» на ул. Революции. Они завершили все работы, оформили документы и сейчас передают внутриквартальные проезды нам на баланс. Начиная с I квартала 2021 года город будет эти дороги содержать.
— В целом с дорожным вопросом «Арсенала» что происходит? Еще летом проходили публичные слушания, где показали проект улиц.
— На протяжении нескольких лет мы вместе с застройщиком определяли, какие дороги нужно строить, сколько выездов должно быть. Мы провели большую методологическую работу. Рассчитали, что там (в ЖК «Арсенал» — Properm.ru) должно быть, чтобы не остановить город. Какие-то мероприятия из запланированных они сделали, какие-то еще нет.
Весь «Арсенал» разбит на этапы строительства, и мы свои условия привязывали именно к этой логике. Условно, построили такой-то квартал, должны сделать такие-то внутриквартальные дороги и выезды. Строите следующий квартал, делаете еще несколько дорог. По итогу «Сатурн-Р» должен был построить пять или шесть выездов: на ул. Чернышевского, Героев Хасана и Чкалова. На данный момент выполнена только часть обязательств. Эти дороги пока позволяют им существовать. Но если они изначальные условия не выполнят, то в эксплуатацию ничего не сдадут. Это наше законное требование. Мы эти вещи всегда четко и жестко контролируем. Если кто-то решил, что может не выполнить свои обязательства, — это его глубочайшая ошибка.
— Скоро в Перми должна начаться большая дорожная стройка — продление ул. Крисанова. Когда начнутся работы и сколько они будут стоить?
— Мы часто заходим в бюджет, считая временно. Допустим, у нас пока нет проекта на какую-то дорогу, а нам говорят, что нужно занести деньги в бюджет, поэтому вы посчитайте минимум и максимум, а потом откорректируем. Когда же появляется проект, который прошел госэкспертизу, то цифра меняется. Иногда бывает так, что мы бюджет принимали в 2018 году, а проект появился в 2020. В результате появляются такие разницы и люди думают, что мы не можем нормально посчитать. Но как можно сказать заранее точную стоимость работ? Мы ведь не знаем досконально, что там под землей.
Сейчас проектирование ул. Крисанова мы закончили. Получается очень интересный проект, состоящий из двух больших мостовых переходов. Один мостовой переход в створе ул. Крисанова, второй — само шоссе Космонавтов (от ул. Плеханова до Мильчакова). Пересечение ул. Крисанова и шоссе космонавтов будет в двух уровнях. Крисанова пойдет с трамваем в нижнем уровне, все остальное движение по шоссе Космонавтов в сторону рынка или аэропорта пойдет по путепроводу.
Этот большой проект можно разбить на два условных этапа: реконструкция шоссе Космонавтов и строительство нового участка ул. Крисанова. Общая стоимость работ составит около 7,5 млрд рублей. Проект ул. Крисанова для города крайне важен. Во-первых, мы получим альтернативу Центральному рынку и сможем перераспределить потоки, во-вторых, получим примерный створ для третьего моста через Каму. В-третьих, этот участок будет связан с обновленной ул. Карпинского, которая превратится в довольно хорошую и широкую магистраль.
— Чтобы воплотить задуманное, придется многое снести. Не думаете, что у людей сейчас будет шок от ваших планов?
— Этот проект внесен в генеральный план города 10 лет назад. У собственников была возможность узнать, что там рано или поздно появится дорога. Тем более все получат компенсации. На выкуп участков проектом заложено около 1 млрд рублей.
— В начале года вы завершили ремонт путепровода на Монастырской, который находился в аварийном состоянии. Но эти меры носят временный характер. Когда город будет проводить его полный капремонт?
— Есть два варианта: один из них мне нравится, а другой не очень. Первый вариант — выполнить работы совместно с РЖД по принципу 50/50. Проект у них уже есть. Сейчас мы ведем переговоры. Второй вариант — отремонтировать все за счет бюджета города.
— Переговоры с РЖД не усложнились из-за ситуации на ДКЖ? Изменения правил землепользования и застройки под строительство их гостиницы так и не приняты.
— Такие сложности есть. Но что делать? Будем стараться, договариваться.
— Говоря о ДКЖ, не могу не спросить о строительстве новой части ул. Углеуральской и трамвайной ветки на проспекте Парковом. Что с этими проектами происходит?
— У нас эти планы есть. Мы, наверное, в 2021 году зайдем на проектирование этих объектов. Дальше будем формировать бюджет, развивать эти планы.
— Если посмотреть на всю работу, что была проведена за последние годы, и ту, что еще предстоит сделать. Какой проект вы для себя считаете принципиальным. Чем будете гордиться?
— Из завершенных для меня очень важной была реконструкция по Героев Хасана, когда мы на Липовой горе убрали узкое бутылочное горлышко и совместно с РЖД построили тоннель, который избавил Пермь от пробок. Это был очень сложный проект: нужно было провести все переговоры с РЖД, найти с ними взаимопонимание и в связке с ними это построить. Ведь это не обычный тоннель, он находится под Транссибирской магистралью, где нельзя останавливать поезда ни на секунду. Но у нас получилось. Это первый тяжелый принципиальный проект.
Второй проект, наверное, продолжение работы по Героев Хасана. Когда закончим все работы, то получим мощную въездную магистраль в Пермь. Но, безусловно, важнейшим проектом для меня будет ул. Крисанова. Разумеется, это не дает мне права сбрасывать со счетов остальные работы. Привести в порядок улицы, парки и скверы — задача, которую нужно выполнить до 300-летия города.