Posted 26 ноября 2021, 02:30

Published 26 ноября 2021, 02:30

Modified 2 марта 2023, 15:55

Updated 2 марта 2023, 15:55

Хороший, плохой, пермский. Власти не знают закроют ли дыру в бюджете, но все равно подняли цены на проезд

Хороший, плохой, пермский. Власти не знают закроют ли дыру в бюджете, но все равно подняли цены на проезд

26 ноября 2021, 02:30
Фото: Properm.ru.
Через девять дней после продавливания решения о 7–9 рублевом повышении базовой цены на проезд в транспорте Перми, отмене льгот и бесплатных пересадок, представители городской администрации собрали круглый стол на площадке «Коммерсанта», чтобы объяснить что-то и посоветоваться с общественностью о чем-то. Главный вывод дискуссии — парадокс. Мэрии финансово невыгодно, чтобы все пермяки перешли на систему безлимитных проездных. Но они их пропагандируют.

На круглом столе мэрию представляли вице-мэр Эдуард Хайруллин и руководитель дептранса Анатолий Путин, с ними солидаризовался запред Пермской городской думы Максим Спиридонов. От перевозчиков пришли директора московских компаний Игорь Сасунов и Андрей Целоусов, от официально одобренной общественности Ирина Ермакова. В массовке — журналисты.

Замглавы администрации начал предсказуемо. Изложил уже известные аргументы мэрии: срочность введения новой методики объяснялась решением суда, для повышения цены есть экономические причины. Отметим, что все представители городской администрации даже символически и семантически перестали считать транспорт социальной функцией, а используют исключительно финансовые термины: «кассовый разрыв», «убытки», «недополученные доходы в бюджет».

Господин Хайруллин продолжил описанием системы проездных с логичным выводом: те кто много ездят, должны покупать безлимитные проездные и вот тогда будет та самая «выгода», о которой говорил глава города Алексей Дёмкин. Это действительно так. Для тех кто много ездит (вне зависимости от льготы) новые безлимитные тарифы — хорошо. Для простоты скажем: 34 поездки с одной пересадкой внутри окупают месячный «безлимитник» (1638 рублей для обычных жителей, 990 рублей для льготников). Если у вас больше поездок — берите смело, если меньше — копайтесь в тарифном меню.

Уже в самом конце выступления от Эдуарда Хайруллина прозвучало ключевое высказывание о деньгах: «Разрывы между доходами и расходами отрасли в этом году составят минус 2,2 млрд рублей, в следующем, при текущей ситуации были бы 3 млрд рублей. Повышая базовую цену проезда до 33 рублей, разрыв сократится до 1,5 млрд рублей. Но мы точно не знаем». Вот это самое «точно не знаем» и настораживает. Ведь расчеты не самые сложные, для них не нужен суперкомпьютер. Чуть позже начальник департамента транспорта Анатолий Путин сказал, что специалисты анализировали цифры и пришли к оптимистичному выводу: даже если все пассажиры Перми перейдут на безлимитные тарифы выручка при текущем пассажиропотоке будет близка к сумме этого года. Это составляет примерно 4,2 млрд рублей.

Парадокс состоит в том, что исходя из таких расчетов, администрация города вовсе не заинтересована (возможно подсознательно) в тотальном переходе пассажиров города на транспортные карты и безлимитные тарифы. Если мыслить исключительно в идеологии финансов (а именно в ней мыслят чиновники мэрии), транспортную отрасль окупят те пермяки, кто поедет за 33/50/66 рублей. «Безлимитник» — это плохо, это не уменьшает дыру в бюджете. А вот пассажир, у кого «нет дене"г на месячную предоплату, — хорошо. Что будет с бюджетом, если внезапно все пермские пассажиры прозреют? Так минус 3 млрд рублей в год и будет.

И вот в этом внутреннем противоречии администрации и придется существовать. Ратовать за проездные с выгодными тарифами и одновременно желать, чтобы как можно меньше пассажиров их завели.

Между «виртуалкой» и штрафом

«Народные чаяния» участникам и гостям круглого стола изложила председатель общественной организации «НАСМНОГО» Ирина Ермакова. Вполне ожидаемо народу нравятся новые автобусы, возможность платить картой, заряжать телефон и бесплатно пересаживаться. Не нравятся: долгое ожидание автобусов, плохая система пересадок, толпы в салонах и выключенные кондиционеры. По словам госпожи Ермаковой этим жарким летом были случаи тепловых ударов с необходимостью вызова скорой помощи (цифр не привела).

Общественница рассказала, что пермяки видят двойные стандарты, связанные с ковидом: ограничительные меры везде и при этом сильно загруженные автобусы. «Люди готовы будут платить, может быть, и по 50 рублей, но это для них означает прийти на остановку, ждать автобус не больше 10 минут, зайти и сесть. Вот просто сесть, понимаете?» — эмоционально доносила до участников реальную жизнь госпожа Ермакова. Большинство из сидящих за круглым столом переживало муки переполненного транспорта довольно давно, и в тот момент пыталось вспомнить ощущения «шпрот без масла». Получалось с переменным результатом.

Эдуард Хайруллин смог вспомнить студенческую молодость и даже найти в переполненном утреннем транспорте некую преемственность поколений (хорошо, что не скрепы). На тезис о длинном ожидании вице-мэр ответил данными о 96% соблюдении графика, что безусловно, великолепный результат. Но вот, что там написано в графиках не сказал (частота рейсов указывается именно там). Затем вице-мэр зачем-то сравнил нашу переполненность с токийским и московским метро (здесь напрашивалась реплика о зарплатах и иных благах, которые автоматом прилагаются к трудностям в упомянутых мегаполисах, но ее почему-то не произнесли). По его словам утренний перегруз будет всегда, разве что сделать билеты по 100 рублей. И закончил господин Хайруллин тезисом о том, что каждому пассажиру индивидуальный маршрут создать невозможно. Скромно напомним, что такое уже есть, называется «такси» и средняя поездка в Перми обходится как раз в 100–150 рублей.

От представителей перевозчиков, если честно, на этом круглом столе никто ничего серьезного не ждал. Дело в том, что представителям отрасли без разницы сколько стоит проезд, сейчас они получают плату из муниципальной казны за каждый рейс. Но руководитель «Автомига» Игорь Сасунов произнес идеологическую речь. Суть выступления противоречила идее мэрии. Перевозчик призвал чиновников перестать воспринимать затраты на отрасль как убытки и относиться к этому по другому: «Давайте не называть это дырой в бюджете. Это затраты бюджета на социальное выравнивание транспортной доступности. И так это надо воспринимать». А бизнес, по словам господина Сасунова, — это на уровне перевозчиков.

В качестве примера он пояснил разницу в количестве персонала между собой и «Горэлектротрансом»: «Сколько там заместителей директора? Четыре? А у меня ни одного. Сколько там людей в отделе обслуживания? Так я вам скажу, что у меня в 10 раз меньше. Вот и есть бизнес». Отметим, что ни про автобусы-конструкторы, ни про вольное обращение с наличкой опытный бизнесмен-перевозчик на всякий случай упоминать не стал. И правильно, зачем?

После впечатляющего спича разговор вернулся к основной теме. И выяснились интересные детали. Технологически в подготовке к будущему повышению цен главное — транспортные карты, потому что все проездные завязаны на них. На вопрос о массовом довыпуске и столь же массовом распространении, Анатолий Путин отметил, что сейчас на руках у жителей 150 тыс. транспортных карт, ещё 50 тыс. находятся в пунктах выдачи, и есть финансирование на изготовление ещё 100 тыс. карт. То есть 250 тыс. всего. И этого должно хватить, взрывного спроса чиновник не ждет: «Мы считаем, что этого количества достаточно с учётом того, что покупать физический пластик не надо».

Ставку администрация города сделает на виртуальные карты из мобильного приложения «Транспортная карта Пермь». В отличие от пластика «виртуалки» бесплатны, а не за 50 рублей. На данный момент эта система не способна прописывать внутри проездные, она работает исключительно как электронный кошелек. Господин Путин пообещал, что к 10 января 2022 года все функции будут заведены и все заработает в нужном режиме. План Б на случай если не заработает, начальник дептранса не озвучил. Так же остался без прояснения вопрос о масштабной рекламной кампании по продвижению новых тарифов. Единственно, что стало понятным, никаких иных механизмов для распространения карт мэрия выдумывать не будет. При таком подходе, увы снова произносится уныло-канцелярское «самые уязвимые слои населения». Если детей, молодежь и даже взрослых можно спокойно «пересадить» на виртуальную карту, то как сделать тоже самое с пенсионерами? Видимо только методом кнута. Анатолий Путин сформулировал, что мэрия планирует увеличить штрафы для «зайцев» до 2,5 тыс. рублей.

И это еще раз проиллюстрировало развилку, перед которой оказались в администрации Перми. С одной стороны, надо как-то пропагандировать транспортные карты и проездные. С другой, наибольшая финансовая выгода будет получаться именно от тех, кто карт не заведет. Всерьез пропагандировать безлимитные тарифы, которые по большому счету не принесут ожидаемой выгоды городскому бюджеты, можно только отодвинув чисто денежный подход к транспортной отрасли.
Но пока мы этого не видим.

Подпишитесь