Posted 26 июля 2012, 03:55

Published 26 июля 2012, 03:55

Modified 2 марта 2023, 17:53

Updated 2 марта 2023, 17:53

Юлия Шарапова Шестакову: Разбросать опасный яд проще, чем позвонить в службу отлова?

26 июля 2012, 03:55
Волонтер частного центра реабилитации для собак, издатель газеты «Четыре лапы» ответила на интервью с Александром Шестаковым, которого называют пермским догхантером.

Вчера, 25 июля, Юлия Шарапова связалась с Properm.ru с предложением дать ответ на интервью «Александр Шестаков: Не буду ждать, пока моего ребенка разорвет стая собак». По словам Юлии, в разговоре с Properm.ru Александр далеко не всегда был объективен.

— Юля, я правильно понимаю, что у вас принципиально иная точка зрения на догхантерство, в отличие от Александра Шестакова?

— Догхантерство — это не только неэтично, но и нецивилизованно. Смерть собаки от яда ужасная и болезненная. Любой человек испытает шок от такого зрелища, не говоря о детях. Я уже не говорю о том, что трупы от такого истребления остаются лежать в самых видных местах. Вдобавок, Шестаков лукавит, когда говорит, что люди от этого яда не страдают. В Перми был случай, когда девочка случайно отравилась, но осталась жива. Врачи поставили диагноз: «изониазид». Насколько мне известно, в России были случаи и с летальными исходами для детей.

Вместе с тем, я против того, чтобы в Перми на улицах были бродячие собаки. Это неправильно по ряду причин, прежде всего потому, что собака - это домашнее животное, ее место рядом с человеком, с хозяином. Я против бытующего мнения насчет того, что собаки - это часть городской фауны. Попадая на улицу, страдают, прежде всего, они сами, от голода, жары и холода, машин и людей. На улице их жизнь превращается в борьбу за выживание, которая нередко заканчивается гибелью.

Угрозу, которая исходит от уличных собак, преувеличивают. В это воскресенье, 22 июля, на радиостанции «Эхо Перми» в программе «Время Ч» вместе с нами выступал старший преподаватель кафедры биогеоценологии ПГНИУ Виктор Акимов. Вот цифры, которые он приводил. Если в 1992-м году общее число покусов было всего полторы тысячи на город, в 93 — 2400 с небольшим, то с 95-го года эти цифры выросли многократно. 4800 в 95, 4600 в 96 году. В среднем все эти годы до 2008 держалась цифра примерно на этом уровне — 4600. После цифра значительно уменьшилась и к 2010 году покусов было порядка двух тысяч. За 2011 год, по данным Роспотребнадзора, количество покусов сократилось ещё на 8%.

Акимов сделал большую не только количественную, но и качественную работу, исследуя, от кого были укусы и выяснил, что основная их часть происходила не от бездомных собак, а от хозяйских, которые либо были оставлены без надзора, либо это происходило в присутствии хозяина. В итоге покусы от именно бездомных животных составили всего 8–10%. Поэтому смело можно сказать: причиной агрессии собаки зачастую становится сам человек — безответственный хозяин.

— Но это не снимает угрозу, которую представляют бродячие собаки для людей.

— Вы видите реальные цифры, может, эта угроза несколько преувеличена? Есть цивилизованный способ решения проблемы — муниципальная служба отлова. Объясню принцип работы этой службы. Ранее они принимали заявки на отлов собак только от юридических лиц, но около года назад стали работать и по звонкам «физиков». У них есть одна бригада, плюс наемные бригады, которые приглашаются периодически, например, весной, во время собачьих «свадеб». Служба отлова по вызову рассматривает заявку в течение 10 дней. Если собаки устранены не полностью и звонки повторяются — вновь выезжают на место, пока территория не будет очищена.

Заблуждение, когда говорят, что отловленных собак стерилизуют и отпускают обратно. Агрессивных и больных усыпляют, остальные остаются в муниципальных приютах и если по истечении шести месяцев они не находят хозяев, животных усыпляют.

Программа стерилизации работает пока медленно, но у нее уже хороший старт. Объект программы — так называемые «собачьи опекуны» — люди, которые подкармливают в своем дворе собак, делают им вакцинацию, покупают ошейники, строят будки, но домой не пускают. Таких случаев в Перми немало, эти собаки — прикормленные и неагрессивные, угрозы для человека не представляют, да и чужие стаи в «свой» двор не пустят. Сейчас многие думают, что можно перестрелять собак в своем дворе - и проблема решится. Это не так, на место убитых или отравленных придут другие и, возможно, более агрессивные.

Конечно, стерилизация — это не панацея, но это положительный опыт, правильный шаг в сторону цивилизованного подхода к решению проблемы. Все приюты ведут активную пропаганду стерилизации, обязывают владельцев стерилизовать животное либо выдают уже стерилизованное.

— Если догхантеры применяют нецивиливанные методы - есть прецеденты их наказания за жестокое обращение с животными?

— Летом этого года закончился суд над популярным на Украине Алексеем Ведулой, который убил около сотни собак. За издевательство над животными он получил четыре года тюрьмы. Кстати, он был очень популярным пользователем форума vredy.org, о котором говорил Александр Шестаков.

— Вы согласны с тем, что догхантеры не на пустом месте появляются?

— К сожалению, не могу с этим не согласиться. Безответственность людей, не всегда качественная работа муниципальных служб и отсутствие законодательной базы способствуют их появлению. Им присуще абсолютное непонимание корня проблемы, в основе которой лежит человек. У них нет хотя бы базовых кинологических знаний. Псы для них - это куски мяса, которые бегают по улицам. А ведь у собак особенная нервная система, очень развитый понятийный аппарат, сравнивать их с другими животными, например, с курицами, мягко говоря, некорректно. Догхантеры, как правило, имеют садистские наклонности. Невозможность реализовать их на людях — запрет уголовного кодекса — приводит к тому, что они ищут для себя жертв, не защищенных законом. Обычно такие люди прикрывают свои действия защитой своей семьи, детей, дома. Это маска для реализации жестокости, а бывает что и садизма.

Многие недовольны присутствием собак в городе, но ведь каждый второй пермяк не идёт на убийство. Добрый человек будет добр и к животным и к людям. Как можно ненавидеть беспородных собак и любить породистых? Это шовинизм. Кому-то не нравятся бомжи, кому-то гастарбайтеры, но это не значит, что тех и других надо травить и убивать.

— Речь идет об отравлении бездомных, беспородных собак, которые являются опасностью для человека.

— А как понять, кто съест отраву? Бездомная, добрая, хозяйская, воспитанная собака или её агрессивный сородич? И об опасности для человека. Вся опасность, которую представляют бездомные собаки, растворится в криминальной хронике, достаточно включить телевизор. Но мы ведь не вершим над преступниками самомосуд, потому что это не только противоречит закону, но и просто-напросто дико.

Для многих собака — это большая радость, член семьи, любимец. Есть семьи с детьми, где собаки — полноправные члены семьи и всем приносят радость, особенно детям. Если в таких семьях происходит несчастье с собакой, для всех это большая трагедия и горе. Кроме того, есть люди, которые по разным причинам не могут иметь детей, или их дети уже выросли и живут самостоятельной жизнью. Конечно, для таких людей домашний питомец много значит.

Недавно на площадке для занятий аджилити (собачий вид спорта, от англ. agility — быстрота, проворство, ловкость) были зафиксированы случаи отравления собак. У нас очень сильная школа аджилити. На этой площадке занимаются собаки-мастера международного класса, мастера спорта и чемпионы мира. Из-за действия таких людей, как Александр Шестков, одна собака погибла, двух еле откачали. Это породистые собаки, с документами, с регалиями. К сожалению, владелец даже очень воспитанной, ласковой и доброй собаки не застрахован от того, что его собака даже на поводке не лизнет что-то на улице, а этого может быть достаточно тойтерьеру, например.

Для тех, кто готов взять беспородную собаку, полтора года назад при клубе служебного собаководства была открыта секция для беспородных собак. Как оказалось, уличные псы могут стать участниками выставок наряду с породистыми собаками. У нас уже прошло четыре выставки, большинство хозяев, представляющих беспородных собак — это люди, которые подобрали свою собаку на улице, либо взяли ее в приюте, прошли курсы дрессировки и выступали на ринге. И, кстати, получали очень хорошие оценки от судей. Беспородная собака может быть красивой и воспитанной, а их интеллектуальные способности нередко могут быть выше, чем у породников. Наши стенды секции беспородной собаки на Пермской ярмарке два года подряд привлекают много внимания и вызывают большой интерес среди пермяков.

— Отлов не решает проблему полностью. Как избавить Пермь от бездомных собак, не подвергая животных истреблению?

— Чтобы решить проблему бездомных собак, надо решить проблему безответственных владельцев животных. Необходимо воспитывать у собаководов ответственное поведение по отношению к своему животному. Оно включает в себя базовые понятия: прохождение курсов воспитания, стерилизацию (в случае, если это животное не предназначено для разведения), вакцинацию, выгул на поводке. Надо понимать, что если ты взял собаку, ты должен прожить с ней лет 15, ухаживать за ней, воспитывать, оказывать ей ветеринарную помощь. В нашей газете мы занимаемся внедрением этих ценностей, но вся наша работа не очень эффективна без принятия федерального закона об ответственности и защите животных. Это закон накладывает ответственность на хозяина (административную или уголовную) в случае жестокого общения, ненадлежащего ухода и содержания, сознательного выброса животного на улицу, ну и конечно, в случаях нападения собаки на человека. Этот закон находится в разработке уже не один год, но мы надеемся на то, что он скоро будет принят.

Идентифицировать собаку, которая напала на человека, и привлечь хозяина к ответственности можно через электронные чипы, которые вживляются собаке под кожу. Для Перми это в новинку, но для Европейских стран, Москвы, Питера это обычное дело. Скоро и у нас появятся такие считыватели, а чипы можно уже поставить в клинике на Экскаваторной.

Проблемы с кормовыми базами в виде мусорных баков также легко решаются — они заменяются на большие мусорные баки, в которые собаки не могут проникнуть. Кормовая база меньше — меньше возможностей для размножения.

— Как решают проблему бродячих собак за границей?

— В Милане, Мюнхене, Амстердаме, Барселоне, Монако и в других европейских городах я не видела бездомных собак. Но их там нет не потому, что европейцы добрые, а мы злые. Для них стало дико, как выбрасывать на улицу, так и травить собак, потому что там отношения животных и людей когда-то перевели в плоскость закона. В 16-м веке было нормально убивать людей, но когда приняли соответствующий закон, это превратилось в дикость. В Европе то же понимание сложилось в отношении животных — людей сдерживают рамки закона, благодаря которому человек становится боле цивилизованным, этичным, правильным. В Голландии, например, объявили на 10 лет мораторий на разведение собак. Если у тебя нет лицензии на размножение твоего животного, а у тебя щенки или собака беременна, ты платишь огромный штраф, тебя наказывают. Ну и кроме того, это, конечно, наказания за жестокое обращение. В итоге численность бездомных и безнадзорных животных резко сократилась.

Российскую пропаганду стерилизации подрывает менталитет среднего и старшего поколения, которые воспринимают это как нарушение природы, в их понимании кошки и собаки должны рожать, но о приплоде они не заботятся — отдают его на рынок или выбрасывают на улицу, пополняя ряды бездомных. Хотя с точки зрения ветеринарии стерилизация — это одни плюсы по здоровью, при этом рабочие качества животного не меняются.

— Пока мы не в Европе, что делать, если во дворе появилась стая агрессивных собак?

— Не нужно проявлять агрессию в ответ — кричать, махать руками и ногами — это типичная ошибка. Лучше спокойно отходить в сторону и вызывать муниципальную службу отлова по номеру 263–14–94. Пока же оказывается, что напакостить и разбросать опасный яд гораздо проще, чем снять трубку и позвонить.

К сожалению, многие не хотят посмотреть в корень. Ведь проблему бродячих собак породил человек, который безответственно относится к своим питомцам. Нередко собак и кошек берут как игрушку для детей. Через некоторое время плюшевый милый комочек подрастает, с ним нужно заниматься, уделять внимание, воспитывать, заботиться, но всё это уже не так весело и беззаботно, и привязавшееся к людям животное оказывается на улице, абсолютно не понимая, как ему жить дальше. Естественно, поддаваясь инстинктам природы, они пытаются выжить, защищают свою территорию, начинают размножаться. По грустной статистике девять из десяти домашних животных, попавших на улицу, погибают в течение года. Собаки пропадут с улиц только в том случае, когда люди начнут нести ответственность и наказание за свое безответственное поведение в отношении животных.

В жизни каждого из нас бывают разные ситуации. Некоторые из них вызывают злость, гнев, а возможно и агрессию. Но, как мне кажется, как раз в такие моменты важно не опускаться, оставаться Человеком. Ответственным, порядочным и добрым. И именно на таких принципах воспитывать своих детей. Тогда и бездомных собак у нас не будет.

Подпишитесь