Так много было сказано о том, как изуродовали пермский фестиваль, что ругать его стало даже неловко. Переусердствуешь — вооружишь краевую власть аргументом «против» проведения фестиваля в 2015 году. Будешь сдержан в критике — решат, что проведение фестиваля на таком уровне в порядке вещей, и в 2015 году все повторится. Выход один — хвалить Марата Гельмана в надежде, что он вернется и все исправит, чур меня!
В этом году концепция фестиваля «Белые ночи» окончательно развалилась, так и не сложившись. В фестивале нет содержательного наполнения, связывавшего его с Пермью. Точнее так: Перми нечего предложить для подобных фестивалей. Обслуживающий персонал и артисты не в счет.
Пестрые вереницы одинаковых в любом городе сувениров-побрякушек, разномастные концерты и потрепанные аттракционы для детей кроме фона другой роли не играют. В этом плане фестиваль не изменился, ничего пермского здесь не появилось. Если не считать «кудымкарскую лавку», где на второй день фестиваля почему-то продают только Mirinda и 7up рядом с навеки остывшим самоваром.
Попытки объединить то, что представлено на территории городка бледно вспыхивают на бутафорских башенках питерского адмиралтейства, кремлевских звезд и Биг-Бэна. Встречаются они и в веревочных скульптурах. Но что все это значит, как называется, и для чего предназначено, непонятно.
Фестиваль перестал удивлять, окончательно превратившись в аналог сельской ярмарки, где все мотается по кругу. Здесь снова учат рисовать песком, катают на одряхлевшей лошади и продают яблоки в карамели. Где-нибудь в Техасе наверное проводят похожие ярмарки, в которых есть все понемногу отовсюду. С той разницей, что в Америке есть родео — шоу с полудикими быками и кровью, которое приковывает взгляды не только местных, но и туристов. В пермских «Белых ночах» не осталось ни «шоу», ни «крови», а значит и ехать на них издалека стало незачем.
Конечно, здесь по-прежнему есть на что посмотреть. Сапоги, соединенные с блок-флейтами, издают смешные звуки, если сжать их носки. Вместе с веревочными скульптурами они с легкостью собирают вокруг себя зевак. Но это исключение только подчеркивает правило — фестиваль потерял намечающиеся традиции и оригинальность.
Это произошло не сразу. Сначала было принято решение отменить концерт Эмира Кустурицы, потом разменять мексиканцев на Маликова и Глызина и уменьшить размеры скульптур. Причины спешного перекраивания фестиваля можно искать и в сокращении финансирования, и в преступно неторопливом обсуждении программы фестиваля, которая была утверждена в мае (!). Сути это не изменит. От «Белых ночей» осталась куча щебня да обрезки досок, которые бросаются в глаза как самим пермякам, так и редким заезжим туристам.