Posted 5 февраля 2015, 16:10

Published 5 февраля 2015, 16:10

Modified 2 марта 2023, 16:40

Updated 2 марта 2023, 16:40

Арендаторы как заложники заложников: «Съезжать в Перми некуда и дорого»

5 февраля 2015, 16:10
Сюжет
Семья
Собственники торговых центров, управляющие компании и арендаторы обменялись проблемами, хотя это больше напоминало обмен ударами.

Сегодня, 5 февраля, в Перми прошел круглый стол «Пермский рынок коммерческой недвижимости-2015: условия и особенности развития в новом экономическом «климате». Приводим высказывания экспертов с некоторыми сокращениями.

Руководитель отдела маркетинга и консалтинга PAN City Group Юлия Цепенникова: — Ключевое отличие этого кризиса от предыдущего в том, что он более продолжительный. О восстановлении можно будет говорить во второй половине 2016 года. Ряд городов — Москва, Екатеринбург четко ощущают, что они в кризисе, но в Перми этого понимания нет. Наблюдается коррекция по торговым ставкам, в Екатеринбург 1200–1400 рублей за 1 кв. м составляют ставки по торговой недвижимости. У нас стоимость помещений на Компросе начинается от 1500 рублей. Частично это объясняется тем, что у нас ниже обеспеченность качественными торговыми помещениями, у Екатеринбурга это 600 кв м на 1000 человек, у нас 350. Но такой дисбаланс привел к тому, что Екатеринбургские сети отказываются заходить в Пермь, в то время как пермские сети в Екатеринбурге развиваются.
Директор УК «Экс» Елена Жданова: — Я бы не сказала, что кризис 2008–2009 года закончился. Мы сейчас пожинаем его плоды. Снижение покупательской активности мы наблюдали весь прошлый год. У нас есть возможность сравнивать (ситуацию по своим объектам в Перми — Properm.ru) c одним ТРК в Уфе. Главное отличие — насыщенность рынка. Для коммерческих торговых центров (в Перми — Properm.ru) ситуация благоприятная. В Уфе все достаточно сложно. По насыщенности (торговых площадей — Properm.ru) город занимает 3–4 место в России. После определенных действий со стороны правительства в феврале-марте 2014 года пошла реакция со стороны потребителя на возможность негативного развития сценария. Когда мы планировали бюджет на 2015–2017 годы, закладывали мероприятия по сокращения затрат. У нас есть три сценария развития ситуации, не хотелось бы входить в сценарий №3 — это ситуация коллапса, что называется, «ниже дна». Сейчас у наших арендаторов обороты упали на 5–10%, у кого-то на 30%. В этот раз мы наблюдаем то, чего не было в 2008–2009 году: арендаторы практически сразу принимают решение о закрытии. Если они не видят вариантов договориться с владельцем франшизы и не ждут позитивных перемен, закрывают бизнес, и мы сталкиваемся с необходимостью быстрой замены арендатора. Паники нет, есть напряжение. В апреле мы поймем, что происходит, как федеральные компании оценивают ситуацию по рынку. Пока все присели, смотрят и ждут. Никто сегодня желания развиваться не выражает, таких единицы. Пока мы не поймем ситуацию, пока не стабилизируется то, что сегодня происходит, развития не будет. Сколько это продолжится — квартал, полгода, неясно. С предпринимательской активностью сейчас все не очень хорошо. Учитывая цены на продукты в магазинах, не исключено, что появится вариант №4, когда все все будут выращивать на своих огородах.
Директор департамента финансов УК «РИАЛ» (управляет ТРК «Колизей Атриум», ТРК «Колизей Синема» и БЦ «Любимов») Марина Медведева: — Мы не так пессимистично смотрим на вещи (происходящие на рынке коммерческой недвижимости — Properm.ru), как все остальные. Аналитики пытаются прогнозировать будущее, опираясь на прошлое, но при этом не учитывают, что на рынке к тому времени многое изменилось. (полностью выступление Медведевой читайте здесь) Появится ли практика, при которой офисная недвижимость будет сдаваться по цене коммунальных услуг? Это будет зависеть от решения собственника. Я не скрываю, что у нас большие проблемы с арендой «Green Plaza» но я никогда не «нарежу» ее по 20–30 метров, чтобы покрыть коммунальные издержки. Для меня как для практика мелкая нарезка это не только убийство концепции, но и собственные затраты: перегородки поставить, пожарную сигнализацию перенести и пр. Проще будет закрыть какие-то этажи, пойти на эти убытки, чем эксплуатировать площади по минимальной стоимости. В конкретных ситуациях все будет зависеть от прочности собственника. Что касается цен на товары, то при современных технологиях принцип «цена-качество» не работает. Иногда ты более качественный товар можешь получить по более дешевой цене. Я постоянно бываю за границей, на центральной улице Милана закрываются дорогие бутики, открывается Twin Set, UNO, Banana Republic. Это тренд, там потребители начинают понимать, что дешевое не значит плохое, а дорогое - хорошее Чем раньше мы сами донесем это до своих потребителей, тем легче мы все это переживем.
Директор УК «Столица» Константин Копытов: — В отличие от предыдущих кризисов, которые были международными, этот кризис национальный. Он возник в силу объективных причин — геополитики, политики, макроэкономики. Мы как арендодатели становимся заложниками событий, на которые не можем повлиять. У нас пассивная тактика реагирования на текущие события — это тренд сегодняшнего и будущего дня, мы вынуждены только смотреть и реагировать. В ТРК столица до 1 квартала 2014 года была позитивная динамика, связанная с хорошими показателями. Потом начались первые тревожные звонки — плавное снижение посещений. В 2014 году ежемесячное снижение составляло 1–2%. По январю 2015 года снижение составило 5–7%, в сравнении с январем предыдущего года. Мы теряем посетителей. Приняли решение переходить в формат фиксированной ставки — на минимальный процент с оборота. В начале 2014 года был хороший лист ожидания и оптимистичный настрой, но сейчас у нас лист ожиданий сократился на 95%. Свободные площади составляют порядка 13%. Мы вынуждены менять сегмент (арендаторов — Properm.ru) — с рынка уходит формат «средний+», «средний». У них объемы выручки сократились до 40%. В кризис страдает больше всего средний класс. Он зарождается, его давят сапогом, он снова пытается выжить. В экономике других стран его называют фундаментом, у нас этот фундамент — «масс-маркет».
Руководитель отдела развития группы компаний «Алендвик» Денис Горбунов: — Между вами (собственниками — Properm.ru) и клиентами находимся мы, арендаторы. Мы с сентября почувствовали снижение продаж, на 20%. На нашем сегменте люди начинают экономить. Мы остановились в своем развитии — на бизнес очень сильно повлиял курс доллара — все продукты и сырье так или иначе связаны с поставщиками, а они увеличили стоимость товаров в два раза. Свою маржинальность мы снизили по минимума. Мы вышли на переговоры (с арендодателями — Properm.ru) только в декабре. По каждому объекту смотрим, если платежи по аренде превышают необходимый максимум и собственник отказывается снижать ставку, мы уходим. Но съезжать некуда и дорого. У нас себестоимость продукции растет, но в ответ свои цены поднять мы не можем, потому что потребитель тут же проголосует рублем и уйдет. Основная ниша для экономии — импортозамещение продуктов.
Генеральный директор бутика Emotion Gallery Sportalm (арендатор ТЦ Галерея) Андрей Филин: — Мы подвергаемся определенному шантажу. У нас капитальные вложения и затраты на ремонт, наши арендодатели с удовольствием пользуются этой ситуацией и знают, до какой степени можно удерживать ставки. Мы не говорим о каких-то доходах, речь только о выживании, хотя бы в первом квартале.
Подпишитесь