«Таких денег у нас нет». Валютные ипотечники в Перми перестали платить по кредитам

«Таких денег у нас нет». Валютные ипотечники в Перми перестали платить по кредитам

4 февраля 2016, 16:46
Жители Перми, взявшие ипотеку в американских долларах и японских иенах, почти смирились с тем, что могут потерять квартиры. Просрочка по кредитам уже достигла периода, после которого банки обычно идут в суд.

Пермские ипотечные заемщики, взявшие кредиты в иностранной валюте, должны банкам 660 млн рублей. Таковы официальные данные Центробанка за 11 месяцев 2015 года (итоговой статистики по году пока нет). При этом просрочка достигает 213 млн рублей — в банки таким образом не возвращается каждый третий кредитный рубль.


Create pie charts

Валютные ипотечники из-за стремительного падения рубля оказались в крайне тяжелой ситуации. В Москве такие заемщики перекрывают главные проспекты, просят правительство помочь с реструктуризацией кредитов, приковывают себя наручниками и приводят в банковские офисы своих детей, одетых в тюремную робу.

В Перми первая и единственная массовая акция прошла 28 февраля 2014 года, но это не означает, что местные заемщики не испытывают проблем с погашением валютных кредитов. Они пишут письма в банки, ходят на встречи, пытаются договориться. Отчаявшиеся заемщики уже несколько месяцев не совершают платежей по ипотеке, а значит рискуют потерять свою единственную квартиру.

С Татьяной Properm.ru встречался весной 2014 года. Подробнее — читайте в интервью «Мой платеж по валютной ипотеке вырос в три раза. А говорят, мы хитрые, хотели сэкономить». С тех пор ее проблемы только усугубились.

В 2008 году Татьяна вместе с мужем взяли ипотеку в Банке Москвы в японских иенах. «Вы не подходите нам по ипотеке в рублях, но мы можем предложить вам ипотеку в валюте», — говорили им в банке.

Татьяна, валютный ипотечник из Перми:— Кредит оформляли на 13 лет, сумма составляла около 2 млн рублей, ежемесячный платеж был чуть меньше 20 тыс. рублей. В августе 2015 года мы окончательно перестали платить по кредиту. Сейчас наш ежемесячный платеж составляет порядка 70–80 тыс. рублей. Таких денег у нас нет. 11 февраля 2016 года у меня наступает 180-й день просрочки, это значит, что банк может уже подавать на меня в суд, потом отберет квартиру. Когда я перестала платить, то первое время мне звонили из банка, спрашивали, когда смогу заплатить. Потом перестали, наверно, и так понимают. Вчера ходила в банк, там предлагают вариант с отступным. Мы заключаем соглашение, отдаем банку квартиру, а он прощает нам долг по ипотеке. Соглашение подразумевает прощение долга до 7 млн рублей. После мы можем заключить с банком договор аренды и можем проживать в квартире до двух лет. Есть и право обратного выкупа. Купить ее можно или за наличку, или за новый кредит, рублевый естественно. Мне до пенсии осталось четыре года. Кто мне даст кредит?

Елена с мужем тоже взяли ипотечный валютный кредит — в 2007 году, в долларах, в Райффайзенбанке. «Заявку подавали на рублевый кредит, но одобрение пришло только на долларовый», — говорит она.

Елена, валютный ипотечник из Перми:— Просрочка по нашему кредиту достигает уже двух месяцев, после трех банк может подать в суд. На переговоры банк не идет. Мы пишем письма в Москву, потому что в Перми никто ничего не решает. Но банк даже не отвечает. У банка одно предложение — переводить по текущему курсу рубля и по текущей ставке. Нас такой вариант не устраивает. У нас и в долларах ставка была не сильно низкая — 10,75%. Нам бы хотелось льготный курс. В СМИ писали, что уже принят закон, устанавливающий для крымчан льготный курс для погашения валютных кредитов. Почему жители Крыма должны платить по курсу 36,6 рублей за доллар? Мы граждане одной страны или нет? Почему нам одни условия, а им — привилегированные? Кредит мы брали на сумму около 2 млн рублей, за это время заплатили порядка 4 млн и теперь наш долг составляет всё те же 2 млн рублей. В эту квартиру много вложено. Материнский сертификат на второго ребенка. Деньги от продажи старой квартиры. Мы сделали в новой квартире полный ремонт, она была совершенно не приспособлена для жизни. Я даже думаю: если будем выезжать, то верну им квартиру в первоначальном виде.

Сами валютные заемщики добиваются справедливой, по их мнению, реструктуризации ипотечных кредитов, разделения валютного риска с банками. Заемщики просят банки пересчитать остаток долга по курсу на дату договора плюс 30% или списать 60% долга, переведя остаток в рубли по текущему курсу.

Банки на такие меры не соглашаются и предлагают свои. В Сбербанке говорят, что в индивидуальном порядке проводят конвертацию валютных ипотечных кредитов на приемлемых для самого банка и его заемщиков условиях, основные инструменты — перевод кредита в рубли, увеличение срока кредита, пониженная ставка. Абсолют Банк предложил конвертацию по курсу 65 рублей за доллар и по ставке 12% годовых. Второй вариант предусматривает полное погашение долга по курсу 60 рублей за доллар. Предложения действуют до 1 мая и 1 марта 2016 года, соответственно. В Росбанке льготные условия рефинансирования валютных кредитов в рублевые действует для нескольких категорий клиентов: банк для них устанавливает специальный курс конвертации в размере, достаточном для снижения задолженности в рублевом эквиваленте на 20%, но не более чем на 1,2 млн рублей.

К решению проблемы валютных ипотечников в очередной раз собирается подключиться Центробанк, однако зампред ЦБ Алексей Симановский сразу заявил, что «возможное решение не будет оформлено в виде требований, поскольку ЦБ не может предъявлять банкам требования по гражданско-правовым отношениям». Напомним, год назад ЦБ уже рекомендовал банкам реструктурировать валютную ипотеку по курсу на 1 октября 2014 года (для доллара — 39,38 рублей). Банки этим рекомендациям не последовали.

#Спецпроекты #Мнения #Банки #Ипотека #Должники #Лиза алерт
Подпишитесь