Пермское УФАС России провело разбирательство по ряду жалоб от пермских дорожников, которые не были допущены к аукционам на право заключения контрактов по трехлетнему содержанию краевых дорог Прикамья. Большое количество жалоб от недопущенных к аукционам участников рынка антимонопольщики объясняют ужесточением требований к участникам закупок и к самим закупкам. По словам и.о. замначальника Пермского УФАС России Александра Плаксина, в 2016 году наблюдается общий федеральный тренд на ужесточение всех требований, и массовое отклонение неверно или некорректно оформленных заявок является отражением этого тренда.
Наибольшее количество жалоб подал участник аукциона ЗАО «Уралмостострой», однако основание, по которым участник жаловался, является тождественным и повторяется из лота в лот, рассказали в Пермском УФАС. Доводы участника касались несогласия с документацией, которая была утверждена заказчиком и которую комиссия применяла для рассмотрения заявки. Сроки для обжалования документации к этому времени прошли, и комиссия антимонопольщиков уже не имела правовых оснований для рассмотрения жалобы на действие заказчика.
«Иные участники своим правом воспользовались своевременно. Та неточность, допущенная ошибка, заявителя стала «уникальной» — никто кроме заявителя такую оплошность не допустил, все остальные участники поняли, как применить документацию. Жалоба ЗАО «Уралмостострой» по лоту №4 была признана частично обоснованной, но лишь по одному обоснованию. По второму — все осталось также, нарушение не повлияло на результат аукциона», — пояснил Александр Плаксин.
По трем закупкам — лоты 6 и 9 — пермская УФАС согласилась с доводами заявителя ИП Гуринова. Жалоба обоснована, в действиях заказчиках были нарушения по части инструкции к заполнению документов — инструкция торгов «вводила участников в заблуждение», поскольку в разных её частях содержались противоположные рекомендации. В этих случаях были выданы предписания повторно рассмотреть первые части заявок с учетом выявленных нарушений. По лотам №6 и №9 пройдет повторное рассмотрение ранее поданных заявок, новых участников на этих аукционах появится не может. По остальным жалобам решения вынесены, осталась только одна с рассмотрением 11 апреля.
На встрече со СМИ пермские антимонопольщики также сообщили о сигналах о возможной недобросовестной конкуренции и фактах сговора на этих аукционах, упомянув компании-дублеры и аффилированность некоторых участников к другим.
При этом и.о. замначальника управления отметил, что вопрос о заключении контракта в такой ситуации находится в рамках компетенций не антимонопольного органа, а суда. Вопрос соблюдения антикоррупционного законодательства депутатами, на что указывал ряд пермских СМИ, находится в компетенциях правоохранительных органов.
Аукционы на трехлетнее содержание региональных трасс Пермского края были объявлены в марте 2016 года. На кону 10 аукционов находилось 4,5 млрд рублей. Практически все разыгрываемые лоты были забраны единственными участниками с понижением цены всего в 0,5%. Те пермские дорожники, которых недопустили на торги, назвали ситуацию «невероятным цинизмом и произволом», написав коллективное обращение к властям и правоохранительным органам. В обращении они потребовали обратить внимание на формальное проведение торгов и наличие заранее спланированных действий лиц, наделенных властно-распорядительными полномочиями. Также они выразили сомнения в компетентности некоторых участников рынка, победивших на аукционах.